Дополнительно (если вы способны) напишите «бонус» - это известные вам сведения об авторе или теме высказывания.




СОВЕТЫпо ЭФФЕКТИВНОМУ НАПИСАНИЮ ЭССЕ

По обществознанию

На ЕГЭ в 9, 11 классе

 

Критерии оценки эссе (или задание группы С-9).

Как вы знаете, максимум баллов, который вы можете набрать за эссе– 5.

Если за все выполненные задания экзамена можно заработать 60 баллов, то это 5 баллов за эссе будут значительным вкладом. Стоит потратить немного времени и потренироваться в его написании.

Изначально многие специалисты рекомендуют вначале писать эссе на черновик. Но хорошей альтернативой этой трудоемкой работы (поскольку многие сразу же правят текст грамматически) будет составление в черновике плана эссе.

Примерный план эссе таков:

1) Проблема, раскрытие темы;

2) Своё мнение + обоснование;

3) Аргументы 3+1.

Конечно, по вашей теме план будет более расширенный.

Как проверяющий распределяет 5 баллов?

1 балл дают за грамотное раскрытие проблемы эссе. Т.е. любую фразу (изречение известного исторического лица или литературную цитату) необходимо будет перевести на язык обществознания и выделить проблему текста. Проблема должна быть не просто какой-то обычной фразой, которая не несет за собой никаких дискуссионных частей. Проблема – это то, о чем вы хотите поспорить, что можете описать с разных точек зрения. Поэтому первой же фразой в эссе должно быть выявление проблемы и раскрытие темы с точки зрения теории обществознания.

Для этого вам нужны будут слова-опоры из соответствующей темы теории обществознания. Так что термины обществознания должны храниться в вашей памяти и быть вам полностью понятными! Обычно именно этому - терминологической тренировке – учителя обществознания уделяют 5-10 минут на каждом уроке в течение 9-го и 11-го класса. По количеству употребленных в данной части эссе терминов обществознания проверяющий сможет понять, что у вас есть ясные представления об этой проблеме.

Здесь есть один важный нюанс. Не смотря на то, что за 1-ю часть эссе дают только 1 балл, если вы неверно определяете проблему или если проверяющий видит, что вы не осознаете, в чем здесь проблема, о чем ваше высказывание, то проверяющий просто не будет просматривать ваше эссе в дальнейшем. Иначе говоря, если за первую часть эссе у вас «ноль» баллов, то, скорее всего, дальнейшее написание эссе вам не удалось. Поэтому внимательно смотрите на проблему высказывания и четко выделяйте ее.

Еще 1 балл проверяющий может дать вам за свое мнение по поводу темы высказывания. Здесь нужно употребить известную фразу «Я согласен с темой высказывания» или «Не согласен…» или «Частично согласен...». Эту фразу о своем мнении нужно писать тут же, после раскрытия проблемы! И непременно объяснить, почему вы согласны/частично согласны/полностью не согласны с проблемой высказывания. Без этого объяснения вы не заработаете 1 балл.

Наконец, 3 балла из 5 баллов вы способны заработать за аргументацию своей точки зрения на проблему. Аргументы вы должны изложить тут же, после того как сформулировали проблему и изложили свою точку зрения на нее. Важно структурировать свои аргументы – писать вводные фразы «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «в-четвертых». Аргументы должны быть как чисто теоретического характера, так и практического.

Введение к эссе

Введение к эссе (за него вы получите 2 балла из 5 возможных за задание С9) должно быть довольно весомым – ведь именно в нем вы сумеете показать проверяющим, что вы понимаете, о какой проблеме идет речь в высказывании, какова ваша личная точка зрения на нее и какие аргументы вы приводите в защиту своей точки зрения.

Введение должно занимать до трети общего объема всего эссе. Введение должно состоять из следующих пунктов:

1) Формулировка проблемы эссе. Фразу, взятую для эссе, вы должны воспринимать именно как проблему – ситуацию, по поводу которой можно подискутировать, на которую существуют различные точки зрения; как то, что действительно может взволновать нас или оппонента. Её произнесение должно вызвать у проверяющего отклик – желание согласиться или опровергнуть. Следовательно, формулировка проблемы не может звучать сухо, неэмоционально (или как-то однозначно, словно приговор суда). Проблему эссе надо писать именно с точки зрения теории обществознания, какой бы не была эта фраза.

2) Актуальность темы. Если в проблеме говорится на языке теории обществознания, что в этой части введения надо поведать, почему нас эта тема затронула, заинтересовала и/или почему она актуальна в современном мире. Здесь можно привести примеры общественной жизни каких-то стран; или отметить, что «проблема до сих пор волнует умы человечества»; или заметить, что «целый ряд философов спорили об этом, и проблема всё еще остаётся дискуссионной» либо «невыявленной до конца». Пользуйтесь фразами «Актуальность данной проблемы заключается в том, что …», «Эта проблема очень важны в современном мире потому, что…». Обосновываем свою точку зрения, приближая её от теории к практике.

3) Перефраз высказывания. Как вы знаете, фразы для эссе часто бывают, на первый взгляд, неподходящими (неадаптированными) для обществознания. Либо они излишне литературные, либо, наоборот, излишне просты и банальны. Поэтому тут вам нужно переделать фразу на язык обществознания. Так, если речь идет о государстве, вспомните критерии классификации типов государств и т.п. Пересказ высказывания должен быть теоретическим, чтобы проверяющий понял, что вы вникли в проблему.

4) Своё мнение и его обоснование. Фразы, которые надо использовать звучат как «Я согласен с мнением автора по поводу того, что…» или «Я поддерживаю точку зрения автора не то, как…», «Я полностью не согласен с тем, что говорит автор…». Раскройте, что на ваш взгляд «автор не вполне точен», или «высказался однобоко», или «на эту проблему могут существовать несколько противоположных точек зрения». Это поможет перейти к части аргументации.

Введение должно выглядеть как слитный текст, в котором выделяются не более двух абзацев. Второй абзац стоит начинается со своей точки зрения. Введение должно быть четко отделено от основных аргументов, чтобы проверяющий это ясно видел.

Дополнительно (если вы способны) напишите «бонус» - это известные вам сведения об авторе или теме высказывания.

Аргументация в эссе

Количество аргументов, по результатам успешно сданных экзаменов, должно равняться трем-четырем. Это два-три теоретических аргумента и НЕПРЕМЕННО один аргумент из жизненной практики. Рассмотрим их по порядку.

Чтобы проверяющий видел ваш переход к части аргументации, напишите вводную фразу. Скажем, «Для того, чтобы подтвердить основной тезис моей работы, приведу ряд аргументов» или «В доказательство своего мнения, приведу следующие аргументы».

Для четкого структурирования аргументы нужно подсчитывать. «Во-первых, отмечу, что…. Во-вторых ….» И т.д.

Далее, придумывая аргументы в подтверждение своей точки зрения, нужно хорошо владеть обществоведческой терминологией. Не секрет, что количество тем для эссе ограничено. Это область права, экономики, философия, политика, религия и т.п. Выбрав одну из фраз для своего эссе, вы должны поднять со дна памяти все термины, классификации, функции по данному разделу.

В эссе у вас должно быть 10-15 терминов в разделе аргументации, которыми вы хорошо оперируете. Постарайтесь не перенасыщать терминами своё эссе и не пытайтесь употреблять слишком сложные для построения фразы (которые проверяющий может понять не также, как вы).

Скажем, если фраза касается инфляции, то в первом аргументе вам следует дать определение этому термину. И сделать это не сухо, как в учебнике, а так, словно вы рассуждаете об этом явлении экономики. Второй и третий аргументы должны быть логически связаны с этим термином.

Помните: если вы пишите эссе по политологии, то не нужно «засовывать» туда термины из философии, права и т.д. Со стороны это выглядит так, словно вы не до конца разобрались с пониманием проблемы, или что ваши знания не имеют структуры, хаотичны. Не отходите от темы!

Теоретических аргументов должно быть минимум два. А желательно три, на тот случай, если какой-то из ваших аргументов могут не понять, не так на него посмотреть или проверяющий будет иметь здесь свою точку зрения.

Аргументы расписывают в два-три-четыре предложения (а не 2-3 абзаца!). Не делайте их огромными! Если вы уже хотите расписать аргумент подробнее, напишите свои размышления во второй аргумент. Ведь проверяющий, читая большой абзац, вполне может посчитать эту цепь рассуждений за один аргумент и будет недоволен, что вы написали недостаточно аргументов. Балл вам будет снижен – за меньшее количество аргументов или его невысокое качество.

Последний аргумент – практический – не пишите на уровне «бытовухи» (о своей личной жизни или приятеля). Описание практического характера нужно описывать с точки зрения субъект-объектных отношений. Сухо, с точки зрения теории, не называя конкретных имен, фирм и т.д.

Идеально будет, если вам удастся в последнем аргументе сослаться на недавние события в мире. Или хотя бы на то, что вам известно из курса истории, экономики или права. Ни в коем случае не берите аргументы из курса литературы (персонажей прочитанных книг по курсу литературы в школе, например) – это неуместно в наукообразном тексте эссе.

После написания аргументации перейдите на новую строку и начните резюмировать. Вывод должен состоять из двух частей:

1) свое личное мнение – удалось ли вам доказать свое мнение, опровергнуть мнение автора.

2) микро-вывод к первому выводу. Он должен соответствовать теме, проблеме эссе. «Таким образом, мы доказали то, что…». Он замыкает схему эссе.

Выполняйте рекомендации и набирайте «пятерки» за эссе. Помните: проверяющие тоже люди, они могут проверить в день 50-80 работ. «Глаз замылится», так что не все эссе будет прочитано с должным вниманием, если вы пишите без четкой структуры, непоследовательно, используете недостаточно терминологии по обществознанию.

Не волнуйтесь, учите обществоведческие термины и тренируйтесь в написании эссе в виде домашнего задания с должным рвением. Как говорил великий полководец России, Александр Васильевич Суворов, «Тяжело в учении – легко в бою».

Удачи вам на экзамене!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: