Романс «Не пой, красавица, при мне»




ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ М.И. ГЛИНКИ

 

(На сцене одна Марья Петровна, она раздражённо звонит в колокольчик несколько раз безрезультатно).

М.П.: Ох, это невыносимо!

Где же этот мужик в тулупе!

У.: Звали, барыня?

М.П.: Ульяныч, сколько я уже могу ждать? Это точно Михайло Иваныч с

тебя писал Сусанина, который долго водил поляков!

У.: Ну Марья Петровна! Ну эта… не могу я, барин не велел, Михал,

значит, Иваныч.

М.П.: Как? Сегодня же четверг!!! А что у нас по четвергам, ты забыл?

У.: Ну эта… барышни приходят и господа!

М.П.: Барашни и господа! Ещё ничего не готово! Беги за свечами! Какой конфуз!

У.: Слушаюсь, барыня! (уходит, в дверях сталкивается с Михаилом

Иванычем)

М.П.: Мишель! Что с тобой?

Гл.: Бетховен!

М.П.: Что он тебе сделал?

Гл.: Да упаси господи, ничего не сделал! Я под впечатлением вчерашнего

исполнения Бетховена!

М.П.: Ах! Вечно ты со своей музыкой! Ты меня не любишь и изменил мне!

(плачет). С этой…, с этой… ненавистной оперой! Ты только ею и занят,

а меня совсем бросил, оставил одну!

Гл.: Ну Маша, Машенька! Опять начинаешь? Да люблю я тебя!

М.П.: Нет, не любишь! Любил бы, не ругал бы за то, что я трачу деньги на

званные обеды и рауты! (плачет) И вот, ещё одно, несчастие!

Намедни пала кобыла из нашей четвёрки! Как же я теперь выезжать то

буду?

Гл.: Ну так давай теперь держать пару лошадей, вместо четвёрки!

М.П.: (перестает плакать) Что??? Разве я купчиха какая, чтобы ездить на

паре??? И если ты меня…

Гл.: (перебивая) Марья Петровна! Не повторяйте…

У.: Барыня! К вам сестрица пожаловала, с Ляксандрой Андреевной!

Гл.: Проси!

(заходят Софья Петровна и Александра Андреевна)

С.П.: Здравствуй, сестрица!

М.П.: Здравствуй, милая!

А.А.: Здравствуйте, Марья Петровна!

М.П.: Здравствуйте, Александра Андреевна!

Гл.: Здравствуйте, милые дамы и позвольте откланяться, меня ждёт моя …муза!

А.А.: Конечно, Михаил Иванович!

М.П.: (ему в след, со слезами на глазах) Он любит только свои ноты! Вы не

представляете, сколько он тратит денег на нотную бумагу?! Она у

нас везде лежит! Хоть топи камин ею! (выбрасывает ноты в камин)

С.П.: Что ж ты такая сердитая нынче, сестрица?

М.П.: Это всё Мишель! Целыми днями где-то пропадает! А я тут в скуке сижу!

С.П.: Ну надо же! А ты вспомни, как всё у вас начиналась то?

М.П.: Ах, мы вместе пели его романсы, по боле того: он даже для меня

один написал «Только узнал я тебя»…

А.А.: Марья Петровна, нуа кольцо то какое подарил-то!

М.П.: Это подарок Мишелю от его императорского величества Николая

Александровича.

А.А.: Говорят, оно стоит 4500 рублей!!

М.П.: Да нет, что вы, гораздо гораздо меньше, всего …4000 рублей!

С.П.: Это ведь дар Михаилу Ивановичу за оперу «Жизнь за царя»? Она

мне так понравилась!

А.А.: На первое представление еле удалось получить места!

С.А.: Двор присутствовал почти в полном составе! Как все восхищались оперой!

М.П.: А какое платье было на княгине Голицыной!!!

А.А.: Скажите, чудесная Марья Петровна, это правда, что Михаил Иванович

сначала писал музыку, а потом барон фон Розен подбирал уже слова?

М.П.: Смею вас заверить, Александра Андреевна, это было так! Вот такой у меня

Мишель! Даже сам Пушкин пишет стихи на его готовую музыку!

С.А.: Как же так может быть? Это же так сложно!

А.А.: Да, расскажите, расскажите!

М.П.: Это было несколько лет назад! Мишель тогда только уволился из

канцелярии Совета путей сообщения. В тот день ему удалось целый общаться

с Александром Сергеевичем Грибоедовым, ныне покойным!

С.А.: Ах как его жаль! Говорят он был ещё и прекрасный музыкант!

А.А.: Это правда, что именно Грибоедов подарил мелодию грузинской песни

Михаилу Ивановичу?

М.П.: Да, и он сразу сделал романс «Не пой, красавица, при мне», только

…без слов.

С.А.: А слова потом на музыку написал сам Пушкин?

М.П.: Да.

А.А.: Позвольте я спою?

С.А. и М.П.: Спойте, спойте, просим!

Романс «Не пой, красавица, при мне»

(Заходят Глинка, Пушкин, Яковлев)

Все: Браво, браво!

М.П.: Ах, Александр Сергеевич, Михаил Лукьянович! Моншери!Как я рада, что вы

приехали!

Пуш.: Всегда рад видеть вас, Марья Петровна!

А.А.: Александр Сергеевич, вы – солнце нашей поэзии!

С.А.: Как забавно, вы с Михаилом Лукьяновичем Яковлевым знакомы уже столько

лет!

Яков.: Да, мы друзья ещё с лицейских годов!

С.А.: Что вы последнее сочинили, Александр Сергеевич? Какой новинкой

нас порадуете?

А.А.: Да, да, скажите, не скромничайте!

Пуш.: Последнее? Так это было намедни! (Пушкин, Яковлев, Глинка

Смеются, он достаёт из кармана бумажку).

Гл.: Собрались мы у Всеволожского на завтрак...

Як.: И первый тост был в честь Михайло Иваныча. Одоевский произнёс

так: «За творца русской оперы, открывающей новый период в

отечественном музыкальном искусстве!».

Пуш.: И мы вместе с Виельгорским, Вяземским, Жуковским и Одоевским

сочинили канон в честь Глинки! (отдаёт бумагу)

А.А.: А можно я спою?

С.А., А.А. И я, и я!

КАНОН «ПОЙ в восторге!

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! наш Глинка —

Уж не Глинка, а фарфор!

 

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея Глинку

От Неглинной до Невы.

Як.: В честь столь славныя новинки

Грянь, труба и барабан,

Выпьем за здоровье Глинки

Мы глинтвеину стакан.

 

Пуш.: Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

 

М.П.: А вы, Михаил Лукьянович, чем нас удивите, что сочинили?

Як.: Ох, помилуйте, Марья Петровна, когда уж мне сочинять, когда есть у

нас такие сочинители, как Михайло Иваныч!

Пуш.: Ну не скромничай, Миша, ведь уже который год мой и твой «Зимний

вечер» распевает весь Петербург!

Гл., Як.: Поёт, поёт!

А.А.: Можно я спою?

С.А.: Мы все споём!

Дуэт «Зимний вечер»

(входит с дровами Лукьяныч и подпевает последнюю строчку)

(Пушкин и Глинка отходят в сторону, Яковлев остаётся с дамами).

Пуш.: Какие планы, Михаил Иванович? Над чем думаете работать дальше?

Гл.: Мечтаю написать оперу на ваш сюжет, Александр Сергеевич,

«Руслан и Людмила»!

Пуш.: Превосходно, Михаил Иванович! Я даже хотел бы написать

либретто для вашей оперы!

Гл.: Александр Сергеевич, дорогой! Я даже не мог надеяться, что вы

согласитеся!

Пуш.: Только сейчас, спустя … 16 лет, я бы многое переделал в поэме.

Гл.: Я хотел бы составить план с вашими указаниями.

Пуш.: Михаил Иванович, а давайте создадим эдакую лирическую оперу, в

которой бы соединились бы все чудеса хореографического,

музыкального и декоративного искусства!

(Входит Лукьяныч с дровами)

Пуш,.: Ах, позже я вам всё расскажу. Разрешите откланяться!

(Яковлев подходит к Глинке)

М.П.: Александр Сергеевич, дорогой, будем вам всегда рады!

(Пушкин уходит, дамы начинают музицировать за роялем)

Як.: Что это ты такой грустный, Михал Иванович?

Гл.: Какое-то нехорошее предчувствие! Всё в жизни контрапункт…

Не чувствую я себя счастливым дома… Марья Петровна показывает

свой …mauvaislanaturecaractère (мовэлянатюркарактере). Всё ей мало! Она

требует всё больше и больше! В этом ей поддержка -моя тёща!

Як.: Эх, Мишель! Говорил я тебе, не бери тёщи в дом! Тем более немку!

(входит Ульяныч, роняет посуду, все вздрагивают, он причитает-

бормочет).

Гл.: Я вспоминаю, ещё недавно всё было как во сне: мой ангел, Марья

Петровна, сердце моё ожило, душа моя воскресла! Как она любила

петь мои романсы!

Як.: Ничего, Мишель, я думаю, что пройдут эти тёмные дни, и ты снова

ощутишь сладостные обьятиясчастия и любви! Прочь сомнения! Твоя

муза порадует нас ещё многими прекрасными произведениями!

(на последней реплике раздаются реплики дам, Нет я буду играть, нет я!)

Звучит дуэт «Признание»

(после аплодисментов выходит Ульяныч с дровами)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: