Ранний железный век (общая характеристика).




 

Желе́зный век — эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий.

Представление о трёх веках, каменном, бронзовом и железном, возникло ещё в античном мире (Тит Лукреций Кар).

Следом за бронзой человек осваивает новый металл — железо. Открытие этого металла предания приписывают малоазиатскому народу халибов: от их названия происходит греч. Χάλυβας — «сталь», «железо». Аристотель оставил описание халибского способа получения железа: халибы несколько раз промывали речной песок их страны, добавляли к нему какое-то огнеупорное вещество, и плавили в печах особой конструкции; полученный таким образом металл имел серебристый цвет и был нержавеющим. В качестве сырья для выплавки железа использовались магнетитовые пески, запасы которых встречаются по всему побережью Черного моря — эти магнетитовые пески состоят из смеси мелких зерен магнетита, титано-магнетита, ильменита, и обломков других пород, так что выплавляемая халибами сталь была легированной, и, видимо, обладала высокими качествами. Такой своеобразный способ получения железа не из руды говорит о том, что халибы, скорее, открыли железо как технологический материал, но не способ его повсеместного промышленного производства. Видимо, их открытие послужило толчком для дальнейшего развития металлургии железа, в том числе из руды, добываемой в копях. Климент Александрийский в своем энциклопедическом труде «Строматы» (гл. 21) упоминает, что по греческим преданиям железо было открыто на горе Иде — так называлась горная цепь возле Трои, напротив острова Лесбос (в Илиаде она упоминается как гора Ида, с которой Зевс наблюдал за битвой греков с троянцами).

В хеттских текстах железо обозначается словом раr-zi-lum (ср. лат. ferru и русск. железо), и железные изделия употреблялись хеттами примерно с начала второго тысячелетия до нашей эры. Например, в тексте хеттского царя Анитты (около 1800 г. до н. э.) говорится:.

То, что железо действительно открыто в Хеттии подтверждается и греческим наименованием стали халивас и тем, что в гробнице египетского фараона Тутанхамона (ок. 1350 г. до н. э.) был найден один из первых железных кинжалов, явно подаренный ему хеттами, и что уже в Книге Судей Израилевых (ок. 1200 г. до н. э.) описывается применение филистимлянами и хананеями целых железных колесниц. Позднее технология железа постепенно распространилась и в другие страны. Период первоначального распространения железной индустрии пережили все страны в разное время, однако к Ж. в. обычно относят только культуры первобытных племён, обитавших вне территорий древних рабовладельческих цивилизаций, возникших ещё в эпоху энеолита и бронзы (Месопотамия, Египет, Греция, Индия, Китай и др.). Ж. в. сравнительно с предыдущими археологическими эпохами (каменным и бронзовым веками) очень короток. Его хронологические границы: от 9—7 вв. до н. э., когда у многих первобытных племён Европы и Азии получила развитие собственная металлургия железа, и до времени возникновения у этих племён классового общества и государства. Некоторые современные зарубежные учёные, считающие концом первобытной истории время появления письменных источников, относят конец Ж. в. Западной Европы к 1 в. до н. э., когда появляются римские письменные источники, содержащие сведения о западноевропейских племенах. Поскольку и поныне железо остаётся важнейшим металлом, из сплавов которого изготовляются орудия труда, для археологической периодизации первобытной истории применяется также термин «ранний Ж. в.». На территории Западной Европы ранним Ж. в. называется лишь его начало (т. н. Гальштатская культура). Первоначально человечеству стало известно метеоритное железо. Отдельные предметы из железа (главным образом украшения) 1-й половине 3-го тыс. до н. э. найдены в Египте, Месопотамии и Малой Азии. Способ получения железа из руды был открыт во 2-м тыс. до н. э. Согласно одному из наиболее вероятных предположений, сыродутный процесс (см. ниже) был впервые применен подчинёнными хеттам племенами, жившими в горах Армении (Антитавр) в 15 в. до н. э. Однако ещё длительное время железо оставалось малораспространённым и очень ценным металлом. Только после 11 в. до н. э. началось довольно широкое изготовление железного оружия и орудий труда в Палестине, Сирии, Малой Азии, Закавказье, Индии. В это же время железо становится известным на юге Европы. В 11—10 вв. до н. э. отдельные железные предметы проникают в область, лежащую к С. от Альп, встречаются в степях юга Европейской части современной территории СССР, но железные орудия начинают преобладать в этих областях только с 8—7 вв. до н. э. В 8 в. до н. э. железные изделия широко распространяются в Месопотамии, Иране и несколько позднее в Средней Азии. Первые известия о железе в Китае относятся к 8 в. до н. э., но распространяется оно только с 5 в. до н. э. В Индокитае и Индонезии железо преобладает на рубеже нашей эры. По-видимому, с глубокой древности металлургия железа была известна различным племенам Африки. Несомненно, уже в 6 в. до н. э. железо изготовлялось в Нубии, Судане, Ливии. Во 2 в. до н. э. Ж. в. наступил в центральной области Африки. Некоторые африканские племена перешли от каменного века к железному, минуя бронзовый. В Америке, Австралии и на большинстве островов Тихого океана железо (кроме метеоритного) стало известно лишь в 16—17 вв. н. э. с появлением в этих областях европейцев.

В отличие от сравнительно редких месторождений меди и в особенности олова, железные руды, правда, чаще всего низкосортные (бурые железняки) встречаются почти всюду. Но получить железо из руд гораздо труднее, чем медь. Плавление железа было для древних металлургов недоступным. Железо получали в тестообразном состоянии с помощью сыродутного процесса (См. Сыродутный процесс), который состоял в восстановлении железной руды при температуре около 900—1350°С в специальных печах — горнах с вдуванием воздуха кузнечными мехами через сопло. На дне печи образовывалась крица — комок пористого железа весом 1—5 кг, которую необходимо было проковывать для уплотнения, а также удаления из неё шлака. Сыродутное железо — очень мягкий металл; орудия труда и оружие, сделанные из чистого железа, имели низкие механические качества. Лишь с открытием в 9—7 вв. до н. э. способов изготовления стали из железа и её термической обработки начинается широкое распространение нового материала. Более высокие механические качества железа и стали, а также общедоступность железных руд и дешевизна нового металла обеспечили вытеснение им бронзы, а также камня, который оставался важным материалом для производства орудий и в бронзовом веке. Произошло это не сразу. В Европе только во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. железо и сталь начали играть действительно существенную роль в качестве материала для изготовления орудий и оружия. Технический переворот, вызванный распространением железа и стали, намного расширил власть человека над природой: стала возможна расчистка под посевы больших лесных площадей, расширение и совершенствование оросительных и мелиоративных сооружений и улучшение в целом обработки земли. Ускоряется развитие ремесла, в особенности кузнечного и оружейного. Совершенствуется обработка дерева для целей домостроительства, производства транспортных средств (судов, колесниц и т. п.), изготовления разнообразной утвари. Ремесленники, начиная с сапожников и каменщиков и кончая рудокопами, также получили более совершенные инструменты. К началу нашей эры все основные виды ремесленных и с.-х. ручных орудий (кроме винтов и шарнирных ножниц), употреблявшихся в средние века, а частично и в новое время, были уже в ходу. Облегчилось сооружение дорог, усовершенствовалась военная техника, расширился обмен, распространилась как средство обращения металлическая монета.

Развитие производительных сил, связанное с распространением железа, с течением времени привело к преобразованию всей общественной жизни. В результате роста производительности труда увеличился прибавочный продукт, что, в свою очередь, послужило экономической предпосылкой для появления эксплуатации человека человеком, распада племенного первобытнообщинного строя. Одним из источников накопления ценностей и роста имущественного неравенства был расширявшийся в эпоху Ж. в. обмен. Возможность обогащения за счёт эксплуатации породила войны с целью грабежа и порабощения. В начале Ж. в. широко распространяются укрепления. В эпоху Ж. в. племена Европы и Азии переживали стадию распада первобытнообщинного строя, находились накануне возникновения классового общества и государства. Переход некоторых средств производства в частную собственность господствующего меньшинства, возникновение рабовладения, усилившееся расслоение общества и отделение племенной аристократии от основной массы населения уже являются чертами, типичными для ранних классовых обществ. У многих племён общественное устройство этого переходного периода принимало политическую форму т. н. военной демократии (См. Военная демократия).

 

Тагарская культура

 

Тагарская культура — археологическая культура эпохи бронзы и железа (VIII—III века до н. э.), названа по топониму — острову Тагарскому на реке Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.

Заслуга действительного открытия и первого правильного исторического освещения рассматриваемой эпохи принадлежит С. А. Теплоухову, который в начале 20-х годов XX века детально изучил памятники и подразделил их на несколько хронологических групп. Эту эпоху он назвал минусинской курганной культурой и развитие её рассматривал по четырём последовательным этапам. Периодизация С. А. Теплоухова сохранила в основном свое значение до наших дней, но данное им название культуры не прижилось. Позднее С. В. Киселев предложил более удобное наименование — тагарская культура, теперь общепринятое.

Памятники распространены на территории Хакасско-Минусинской котловины (Республика Хакасия и южные районы Красноярского края) и в северо-восточной части Кемеровской области, то есть в пределах степной и лесостепной зоны в бассейне Среднего Енисея и его притоков — рек Абакана, Тубы, Сыды, Ербы и других и в бассейне реки Чулым и её притока Урюпа.

Наиболее северные тагарские памятники находятся на реке Чулым южнее города Ачинск. Западной границей ареала тагарской культуры служат предгорья Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта, южной — границы Джойского хребта и Западного Саяна. Наиболее восточные тагарские памятники известны на правобережье Енисея у сёл Верхний Суэтук и Кочергино на реке Туба, у сёл Уджей и Копь на реке Амыл и у деревни Брагино. Особый район распространения памятников тагарской культуры — небольшой участок лесостепи по Енисею близ города Красноярска.

В степях Южной Сибири VI—IV веков до н. э. тагарцы также строили внушительные памятники — погребения своим вождям. В урочище Салбык находится около десятка гигантских курганов. Когда-то это были четырёхгранные земляные пирамиды, окружённые каменной оградой.

 

 

Таштыкская культура

 

Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от неё широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила мотыгу.

О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки. Появляется и новое: в склепы кладут куриные яйца, с покойников снимают гипсовые маски, встречаются захоронения кукол. В склепах найдены деревянные части китайских церемониальных зонтиков, которые у хуннов служили знаками власти.

Первые письменные сведения о памятниках таштыкской эпохи оставлены руководителем академической экспедиции в Сибирь П. С. Палласом (1768—1774 гг.). Он сообщает со слов кладоискателей о погребальных масках: «…случалось находить сделанные на фарфор похожей материи тощие человеческие головы обыкновенной величины, раскрашенные зелёными и красными красками».

Регулярные археологические исследования таштыкских памятников начинаются с 1883 года раскопками ревизора губернского акцизного управления А. В. Адрианова на острове Тагарском близ Минусинска. В 1903 году Адрианов раскопал крупнейший памятник таштыкской культуры — Оглахтинский могильник. Там были обнаружены погребальные маски, а также разнообразное оружие, включая большие прямоугольные щиты из натянутой на деревянный каркас кожи.

В отдельную историческую культуру памятники были выделены в 1920-е годы С. А. Теплоуховым после комплексных исследований в районе села Батени и, в частности, на реке Таштык.

Наиболее крупные исследования таштыкских памятников в 30—40-е годы XX века провёл С. В. Кисёлев. Большим достижением явились раскопки Ташебинского дворца. В 1960—1970-е годы были проведены охранные раскопки в зоне затопления Красноярского водохранилища. Впервые исследовались целые кладбища, а не отдельные могилы. Около склепов, среди грунтовых могил, были вскрыты ямки с остатками тризн и целые поминальные комплексы. Работа проводилась под руководством М. П. Грязнова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: