II. Функциональный и нефункциональный спрос




Вначале, вероятно, лучше всего четко определить те термины, которые мы собираемся использовать, и обозначить те аспекты спроса, которые будут рассматриваться ниже. Спрос на пот­ребительские товары может быть классифицирован в соответствии с мотивами, его вызывающими. Нижеприведенная классифи­кация, которую мы сочли полезной, находится на том уровне абстракции, который, надеемся, включает большинство мотиваций потребительского спроса.

А. Функциональный

Б. Нефункциональный

1. Внешние воздействия на полезность

а) эффект присоединения к большинству

б) эффект сноба

в) эффект Веблена

2. Спекулятивный

3. Нерациональный

Функциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена качествами, присущими самому товару. Не­функциональный спрос означает, что часть спроса на пот­ребительский товар обусловлена какими-то другими факторами, а не присущими ему качествами. Вероятно, наиболее значительная часть нефункционального спроса обусловлена внешними воз­действиями на полезность. То есть полезность, извлеченная из данного товара, увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли другие этот товар, либо благодаря тому, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами. Мы подразделяем этот вид спроса на три составляющие, которые назовем эффектом «присоединения к большинству», эф­фектом «сноба» и эффектом Веблена. Под эффектом присоединения к большинству мы подразумеваем ту величину, на которую воз­растет спрос на товар из-за того, что другие тоже покупают этот же самый товар. Он выражает стремление людей приобрести товар, чтобы не отстать от жизни, чтобы соответствовать тому кругу людей, в котором они хотели бы вращаться, чтобы быть модными и элегантными или для того, чтобы не быть «белой вороной».

Под эффектом сноба мы подразумеваем ту величину, на которую спрос упадет из-за того, что другие тоже потребляют этот товар (или увеличивают потребление этого товара). Он выражает стремление людей к исключительности, стремление отличаться друг от друга, выделять себя из «толпы». Под эф­фектом Веблена мы подразумеваем явление показательного пот­ребления: это та величина, на которую возрастет спрос потому, что товар имеет более высокую, а не более низкую цену. Ве­роятно, мы должны подчеркнуть различие между эффектом сноба и эффектом Веблена — первый зависит от потребления остальных, второй — от цены. Эта статья почти полностью посвящена этим трем типам нефункционального спроса.

Для полноты картины необходимо дать некоторые пояснения относительно того, что означает спекулятивный и нерациональ­ный спрос. Спекулятивный спрос обозначает тот факт, что люди часто будут «придерживать» предложение товара потому, что они ожидают повышения цены на него.


 

Иррациональный спрос, в некотором смысле, неоднородная категория. Под ним имеются в виду покупки, которые не только не планируются, но и происходят под влиянием внезапного минутного желания, прихоти, каприза и т. д. и которые удовлетворяют не рациональ­ные цели, а внезапные капризы и желания.

Выше предполагается, что доход есть зависимая величина. Если доход не задан, но допускается его изменение, то влияние дохода на спрос в большинстве случаев будет наиболее значительным из всех. Также может быть полезно было бы заметить, что выше приведена только одна из большого числа возможных классификаций типов покупательского спроса, ко­торые, возможно, для каких-то других целей являются более подходящими, чем та, которая используется здесь. Поэтому мы полагаем, что вышеприведенная классификация пригодна только для конкретных целей и не претендует на роль желательной или эффективной в других случаях. ‹…›


ГЛОССАРИЙ

АНАЛИЗ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ (general equilibrium analysis) - Изучение равновесия на всех рынках в определенный момент времени. Проводится для выявления взаимосвязей между рынками и объясняет, как работает рыночная система в целом. В анализе моделей общего равновесия исследуется система цен, которая обеспечивает одновременное достижение равенства спроса и предложения на всех рынках. Главные теоретические проблемы в анализе общего равновесия - проблема существования набора равновесных цен, проблема единственности равновесия и проблема устойчивости равновесия при изменении условий на отдельных рынках. Впервые был проведен швейцарским экономистом Леоном Вальрасом.

АНАЛИЗ ЧАСТИЧНОГО РАВНОВЕСИЯ (partial equilibrium analysis) - Изучение равновесия на одном изолированном рынке, исходя из предпосылки неизменности условий на всех прочих рынках (CETERIS PARIBUS - Латинское высказывание, означающее "при прочих равныхусловиях". Часто используется в экономическом анализе).

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ (budget constraint) - Уравнение, показывающее, что расходы экономического агента не могут превышать его доходы. В теории потребительского выбора бюджетное ограничение показывает, какие наборы благ потребитель может купить при данном уровне своего дохода и рыночных ценах. Для потребителя с доходом I, который покупает два блага, X и Y, по ценам Px и Py, бюджетное ограничение может быть записано как I = Px·X + Py·Y.

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (quantity supplied) - Количество блага, которое продавцы желают и могут продать при данной цене в течение определенного периода времени. Следует отличать от предложения - см. Шкала предложения.

ВЕЛИЧИНА СПРОСА (quantity demanded) - Количество блага, которое покупатели желают и могут купить при данной цене в течение определенного периода времени. Следует отличать от всего спроса - см. Шкала спроса.

ВЗАИМОВЫГОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (mutually beneficial trade) - Торговля, в ходе которой выигрывают обе стороны. Любой добровольный обмен является взаимовыгодным; выгоды от торговли равна сумме излишков потребителей и производителей.

ВКУСЫИ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (tastes and preferences) - Степень привлекательности для потребителя различных товаров и услуг, зависящая от потребностей и определяющая уровень благосостояния, обеспечиваемый различными наборами благ. В современной теории потребления вкусы и предпочтения представляются Функцией полезности (см.).

ВНУТРЕННЕЕ РЕШЕНИЕ (interior solution) - Состояние равновесия для потребителя, в котором он потребляет некоторое количество каждого блага. Геометрически эта точка расположена между осями координат, и условие MRS = Px/Py выполняется. См. также Угловое решение.

 

ГРАНИЦА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (utility possibility frontier) - График, показывающий максимальный уровень благосостояния, который данный потребитель может получить при сохранении неизменного уровня благосостояния у другого. С помощью границы потребительских возможностей можно наглядно представить совокупность Эффективных по Парето (см.) состояний экономики.


ДЕФИЦИТ (shortage) - Ситуация на рынке, когда при данной цене величина спроса превышает величину предложения. Дефицит как устойчивое явление возможен тогда, когда денежные цены не могут выполнять свою функцию распределения редких благ между конкурирующими покупателями. Обычно возникновение дефицита обусловлено установлением максимальных цен государством. См. Механизмы распределения.

ДОПОЛНЯЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА БЛАГА (complements) - Комплементарные блага, - два блага являются комплементарными или дополняющими друг друга в потреблении, если увеличение цены одного из них смещает кривую спроса на другое влево. Перекрестная эластичность спроса по цене для таких благ отрицательна. Пример: автомобили и бензин. См. тж. Совершенные дополнители.

ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ (excess burden) - Потери излишков потребителя и производителя, превышающие поступления государства от налога. Смотри также потери мертвого груза.

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer surplus) - Превышение поступлений от продаж над суммой альтернативных издержек продавцов данного товара. Измеряется как площадь над кривой предложения, ограниченная сверху линией рыночной цены.

ИЗЛИШКИ (surplus) - Затоваривание, перепроизводство, - ситуация на рынке, когда при данной цене величина спроса меньше величины предложения и продавцы накапливают нежелательные для них запасы товара. Как правило вызывается установлением в административном порядке цен, превышающих равновесные.

ИЗМЕНЕНИЕ В ВЕЛИЧИНЕ СПРОСА (change in quantity demanded) - Движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены блага при сохраняющихся постоянными доходе, ценах на другие товары, вкусах и предпочтениях потребителей.

ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА (change in demand) - Сдвиг кривой спроса. Вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса: дохода, цен на другие товары, вкусов и предпочтений. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товара, чем ранее, при той же цене, или, что то же самое - готовы платить за прежнее количество товара более высокую цену.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (change in supply) - Сдвиг кривой предложения.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КРИВАЯ СПРОСА (individual demand curve) - Кривая, показывающая максимальное количество товара, которое отдельный потребитель желает и может приобрести при данном доходе. Каждая точка на кривой спроса показывает количество данного блага, которое обеспечивает потребителю достижение максимума благосостояния при данной цене этого блага и при неизменных прочих ценах, доходе, вкусах и предпочтениях.

ИСКЛЮЧАЕМОЕ БЛАГО (excludable) - Благо считается исключаемым, если из его потребления легко исключить тех, кто не заплатил за него - фри-райдеров или "зайцев"; подобное благо считается частным.

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (original position) - В философии Джона Роулза это воображаемая ситуация, в которой люди не имеют представления о том, какое место в обществе они займут в будущем. Используется для подтверждения критерия максимина (см.) в целевой функции общественного благосостояния.


КАРДИНАЛИСТСКАЯ ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (cardinal utility function) - Такая функция полезности, которая определяет, на сколько один набор благ лучше другого. В кардиналистской теории полезности уровень полезности в 20 единиц в два раза более благоприятен, чем уровень в 10 единиц. В настоящее время применяется достаточно редко в связи с тем, что требует произвольных оценочных суждений. Противоположность Ординалистской функции полезности (см.).

КАРТА (КРИВЫХ) БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference map) - Полный набор кривых безразличия, характеризующих вкусы и предпочтения потребителя. Каждая кривая, расположенная дальше от начала координат, представляет более высокий уровень благосостояния потребителя.

КОМПЕНСИРОВАННАЯ КРИВАЯ СПРОСА (compensated demand curve) - Кривая спроса, показывающая величину спроса исключительно как функцию от цены данного блага, исключая влияние изменений реального дохода, вызванных удорожанием или удешевлением этого блага. Для нормальных благ она направлена круче и имеет меньшую эластичность по цене, чем обычная некомпенсированная кривая спроса.

КОМПЕНСИРОВАННАЯ РЕАКЦИЯ (compensated response) - Изменение в объеме спроса в ответ на изменение цены после выплаты компенсации индивидууму в достаточном размере, чтобы возместить эффект дохода. Также известна как эффект замены.

КОМПЕНСИРОВАННЫЙ ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (compensated consumer surplus) - Разница между тем, что потребитель был готов заплатить за товар и тем, во сколько товар ему действительно обошелся, измеренная с помощью компенсированной кривой спроса. См. Потребительский излишек.

КОМПОЗИТНОЕ БЛАГО (composite commodity) - Благо, являющееся совокупностью отдельных товаров, удовлетворяющих сходные потребности. Примеры композитных благ: "пища", "одежда", или "все остальные блага". Полезная категория при анализе выбора между покупкой какого-то особенного блага например, продуктами питания и расходованием средств на все прочие блага.

КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve) - Кривая, соединяющая все наборы благ, обеспечивающие потребителю одинаковый уровень благосостояния. Все наборы благ на данной кривой безразличия имеют одинаковую полезность.

КРИВАЯ ЦЕНА-ПОТРЕБЛЕНИЕ (price-consumption curve) - На диаграмме, представляющей кривые безразличия и линию бюджетного ограничения - линия, соединяющая точки оптимума потребления при различных ценах одного из благи неизменном доходе. Форма кривой определяется взаимодействием эффекта замены и эффекта дохода.

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (production possibility curve) - При данном наборе ресурсов это геометрическое место точек, отражающих оптимальное использование ресурсов т.е. максимальное количество одного товара, которое может быть произведено при данном уровне производства другого товара. Производство является эффективным, если достигается одна из точек на кривой производственных возможностей. Каждая точка на кривой производственных возможностей соответствует оптимальному по Парето распределению ресурсов между производителями.

КРИВАЯ ЭНГЕЛЯ (Engel curve) - Линия, показывающая связь между доходом и потреблением отдельного товара при прочих равных условиях. Названа в честь Эрнста Энгеля, прусского статистика XIX в., который первым систематизировал связь между доходом и потреблением.

КРИТЕРИЙ МАКСИМИНА (maximin criterion) - В анализе общественного благосостояния это цель, заключающаяся в максимизации полезности человека, имеющего минимальный уровень полезности. Тесно связана с философией Джона Роулза. В соответствии с этим критерием благосостояние общества определяется уровнем благосостояния самых бедных

МЕЖВРЕМЕННАЯ КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (intertemporal indifference map) - Карта безразличия, которая показывает предпочтения потребителя по отношению к текущему и будущему потреблению.

МЕЖВРЕМЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ (intertemporal budget constraint) - Бюджетное ограничение в модели жизненного цикла. Оно показывает все возможные при данных доходах уровни потребления в различные моменты времени. Если рассматривать только два периода, то уравнение бюджетного ограничения можно записать таким образом:, где i - ставка дисконтирования, С и I - потребление и доход.

МЕХАНИЗМЫРАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ (rationing devices) - Способы распределения ограниченных ресурсов между экономическими агентами, представляющие собой признаваемые членами общества методы, с помощью которых делается выбор между всеми претендентами на получение редких благ. Рыночный механизм характеризуется тем, что цены являются главным ограничителем доступности благ для экономических агентов. Другими механизмами распределения могут быть очереди, административное нормирование(распределение по карточкам, по талонам, по приоритетности и т.д.), распределение по методу лотереи и смешанные формы - например, распределение блага по ценам ниже равновесных через механизм очередей.

МОДЕЛЬ (model) - Описание взаимосвязей между явлениями, концентрирующееся на существенных аспектах при игнорировании деталей, неоказывающих прямого влияния на понимание рассматриваемого явления.

МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (life-cycle model) - Модель потребительского поведения, в которой предполагается, что решения о потреблении и сбережениях в течении данного года являются результатом процесса планирования, принимающего в расчет ожидаемые изменения дохода на протяжении всей жизни.

МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА (circular flow model) - Экономическая модель, состоящая из двух кругооборотов. Внутренний показывает физический поток благ и услуг между домашними хозяйствами и сферой бизнеса (фирмами). Внешний отражает движение денежных потоков (доходов) между ними.

МОДЕЛЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply and demand model) - Экономическая модель, показывающая, как цены руководят поведением покупателей и продавцов товара и как обеспечивается координация действий независимых друг от друга участников обмена.

НАКЛОН (slope) - Геометрически для кривой это число единиц изменения по вертикальной оси, деленное на число единиц, отложенных по горизонтальной оси (при перемещении в новую точку, лежащую на этой кривой) или тангенс угла, образованного данной линией и осью OY. Предельная норма замещения равна отрицательному тангенсу угла наклона кривой безразличия. Соотношение цен равно наклону линии бюджетного ограничения со знаком минус.

НЕИСКЛЮЧАЕМОЕ (БЛАГО) (nonexcludable) - Обладает свойствами, непозволяющими воспрепятствовать кому-либо участвовать в его потреблении - либо из-за технической невозможности, либо из-за недостаточной заинтересованности в этом владельцев прав на его использование. часто встречающаяся, но необязательная характеристика общественных благ.

НЕКОМПЕНСИРОВАННАЯ РЕАКЦИЯ (uncompensated response) - Изменение в объеме спроса на благо в ответ на изменение его цены при изменяющемся реальном доходе. То, что реально наблюдается как реакция на изменение цены; изменение величины спроса при перемещении вдоль обычной кривой спроса. Некомпенсированная реакция может быть разложена на эффект замены и эффект дохода.

НЕНАСЫЩАЕМОСТЬ (nonsatiation) - Предположение теории потребительского выбора, гласящее, что потребитель всегда предпочитает большее количество блага меньшему, независимо от того, сколько товара он или она потребляет в настоящий момент.

НЕПОЛНОЦЕННЫЕ БЛАГА (inferior good) - Блага низшего порядка, - товары типа дешевых сигарет и низкокачественных спиртных напитков, потребление которых уменьшается при росте дохода (при прочих равных условиях). С ростом дохода кривая спроса на такое благо сдвигается влево. Блага, на которые эластичность спроса по доходу отрицательна.

НОРМАЛЬНОЕ БЛАГО (normal good) - Товар типа пищи и одежды, потребление которых возрастает с ростом дохода при прочих равных условиях. Если доход растет, кривая спроса на нормальное благо сдвигается вправо. Или, что то же самое, благо для которого эластичность спроса по доходу положительна.

НОРМАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (normative analysis) - Экономический анализ, имеющий дело с утверждениями, содержащими оценочные суждения. Утверждения нормативного характера не могут быть подтверждены или опровергнуты при обращении к наблюдениям.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО (public good) - Товар, при потреблении которого нет соперничества между потребителями. Когда один человек получает общественное благо, это не уменьшает доступности этого блага для остальных. В результате не возникает конкуренции между потребителями, и нет необходимости использовать какой-либо Механизм распределения (см.). Пример общественного блага - национальная оборона.

ОДНОВЕРШИННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (single-peaked preferences) - Такие предпочтения, что движения от наиболее предпочтительного исхода в любом направлении ведет к снижению уровня полезности.

ОДНОРОДНЫЕ БЛАГА (homogeneous goods) - Блага, предлагаемые на рынке различными производителями считаются однородными, если все покупатели рассматривают их как идентичные.

ОРДИНАЛИСТСКАЯ ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (ordinal utility function) - Функция полезности, ранжирующая наборы благ в соответствии с относительной величиной их полезности. Происходит от "порядковых" (ordinal) - номеров 1-й, 2-й, 3-й и т.д., соответствующих порядку, в котором потребитель располагает различные наборы по степени их предпочтительности. Наиболее приемлемая форма функции полезности в связи с тем, что она не требует оценочных суждений. Противоположность Кардиналистской функции полезности.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА (relative price) - Цена данного блага, соотнесенная сценой другого блага. В отличие от абсолютной цены, оказывает влияние на выбор потребителя: изменения последней может не повлиять на потребительский выбор, если и цена другого блага изменяется в той же пропорции, так что относительная цена данного блага остается неизменной. На практике для расчета относительной цены используется темп инфляции, т.е. показатель роста общего уровня цен.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ (cross price elasticity of demand) - Перекрестная эластичность спроса по цене какого-либо блага в отношении к другому благу есть процентное изменение спроса на данное благо, вызванное изменением цены другого блага на один процент. Если она положительна, блага заменяют друг друга для покупателей, если отрицательна, то дополняют; если перекрестная эластичность спроса по цене равна нулю, говорят, что блага не связаны.

ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ (tax shifting) - Процесс перераспределения, который заключается в том, что экономические агенты, которые являются плательщиками налога, перекладывают часть налогового бремени на других. Разница между установленным законом налогообложением и экономическим грузом налогообложения. Например, при установлении налога с продавцов цены увеличиваются, и часть груза налогообложения приходится на покупателей.

ПОЗИТИВНЫЙ АНАЛИЗ (positive analysis) - Экономический анализ, имеющий дело с определением причин и следствий. Утверждения позитивного анализа могут быть подтверждены или опровергнуты при обращении к наблюдениям реального мира.

ПОЛНОТА (ПОЛНАЯ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЙ) (completeness) - Потребитель всегда может указать, какие и каким из рассматриваемых наборов благ он предпочитает, либо оценивает одинаково. Одна из фундаментальных аксиом теории потребительского выбора.

ПОЛНЫЙ ДОХОД (full income) - Размер дохода, который может быть получен при текущей ставке заработной платы при посвящении всего располагаемого времени работе. В модели предложения труда - определенная величина первоначального запаса времени.

ПОТОЛОК ЦЕН (price ceiling) - Максимальная цена, при превышении которой сделка становится незаконной. Обычно возникает при государственном регулировании цены.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК (consumer surplus) - Разность между максимальными ценами, которые потребители готовы были бы заплатить за определенное количество товара, и рыночной ценой, по которой он покупает данное количество товара. То же самое, что и потребительский излишек по Маршаллу. Измеряется как площадь под кривой спроса, ограниченная снизу уровнем рыночной цены.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК ПО МАРШАЛЛУ (Marshallian consumer surplus) - Разница между тем, что потребитель склонен платить за товар и тем, что он или она вынуждены платить, измеренная с помощью кривой некомпенсированного спроса. Назван в честь британского экономиста Альфреда Маршалла, который в доступной форме изложил этот подход к анализу эффективности рыночного хозяйства. В экономической литературе термин "потребительский излишек" означает обычно потребительский излишек "по Маршаллу".

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ (property rights) - Права контролировать использование редких ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Элементы права собственности могут становиться объектом рыночных сделок. Отсутствие прав собственности ведет к проблеме недостающих рынков. На основе степени исключительности (т.е. возможности и условий исключения не собственников из числа пользователей) - прав собственности определяют три правовых режима: частная собственность, государственная или коллективная, общая или коммунальная.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ВРЕМЕННОГО ПРЕДПОЧТЕНИЯ (marginal rate of time preference) - Предельная норма замещения между потреблением в различные периоды времени. Если текущее потребление отмечается по горизонтальной оси, а будущее - по вертикальной, она показывает от какого будущего потребления индивид склонен отказаться, чтобы иметь дополнительную единицу текущего потребления. Предельная норма временного предпочтения всех потребителей определяет альтернативные издержки, связанные со сбережениями. Поэтому ставка дисконтирования, используемая при принятии решений об инвестициях, равна предельной норме временных предпочтений.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫ (marginal rate of substitution) Абсолютная величина наклона кривой безразличия. Мера склонности потребителя заменять одно благо другим. Ее величина показывает число единиц блага, (отсчитываемого вдоль вертикальной оси), от которых потребитель склонен отказаться при компенсации в виде дополнительной единицы другого блага, (отсчитываемого на горизонтальной оси). Смотри также Убывающая предельная норма замещения.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (marginal utility) - Изменение в совокупной полезности, связанное с потреблением одной дополнительной единицы данного блага, при сохранении уровня потребления всех остальных благ неизменным.

ПРЕДМЕТЫРОСКОШИ (luxury good) - Благо, для которого эластичность спроса по доходу больше единицы. Для предметов роскоши потребление возрастает более высоким темпом, чем увеличивается доход.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ С ДВУМЯ ВЕРШИНАМИ (double-peaked preferences) - Такие предпочтения, что перемещение от наиболее предпочтительного исхода в любом направлении приводит к тому, что полезность исходов сначала падает, а потом растет снова.

ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС (derived demand) - Спрос на ресурс. Говорят, что он "производный", потому что он зависит, или является производным, от спроса на конечный продукт.

РЕГУЛИРОВАНИЕ (regulation) - Процесс, с помощью которого правительство осуществляет всестороннее вмешательство в функционирование рынка в социальных целях. Регулирование отраслевого рынка означает, что государство устанавливает прямой контроль над уровнем цен, объемами производства, качественными параметрами производимой продукции и/или прибыльностью фирм. Примерами может служить государственное регулирование таких отраслей, как электроэнергетика, водоснабжение, телефонных сетей.

РЕДКОСТЬ (scarcity) - О редкости блага говорят, когда имеющихся у экономических агентов запасов этого блага недостаточно, чтобы удовлетворить всех нуждающихся в нем. Редкость, в отличие от физической ограниченности, является не абсолютным, а относительным свойством: в данный момент времени блага недостаточно по сравнению с потребностями в нем. Если блага являются редкими, их приходиться распределять (рационировать) в соответствии с неким критерием отбора, определяющим кому и сколько достанется.

РЫНОЧНАЯ КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ (market supply curve of saving) - Совокупный размер сбережений, который все индивидуумы, вместе взятые, будут делать при различных ставках процента.

РЫНОЧНАЯ КРИВАЯ СПРОСА (market demand curve) - Кривая, показывающая максимальное количество товара, которое все покупатели желают и могут приобрести при различных ценах блага (при прочих равных условиях). Находится путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса.

РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА (market structure) - Характер рыночных отношений в отрасли, определяющий поведение продавцов и покупателей. Детерминантами рыночной структуры являются степень концентрации спроса и предложения(количество продавцов и покупателей), условия появления на рынке новых участников, полнота и доступность рыночной информации для участников обмена. Совершенная конкуренция, монополия, различные виды олигополии, монополистическая конкуренция представляют собой различные типы рыночных структур.

СОВЕРШЕННЫЕ ДОПОЛНИТЕЛИ (perfect complements) - Совершенные комплементы, - два блага идеально дополняют друг друга в потреблении (личном или производственном), если они должны потребляться в строгой пропорции. Покрышки и автомобили совершенные комплементы, так как они потребляются в соотношении 4 к 1. Кривые безразличия для таких благ имеют форму L-образных линий.

СОВЕРШЕННЫЕ ЗАМЕНИТЕЛИ (perfect substitutes) - Совершенные субституты, - два блага идеально заменяют друг друга для данного потребителя, если он готово обменивать одно на другое в фиксированном соотношении. Предельная норма замещения для таких благ постоянна, поэтому кривые безразличия имеют вид прямых линий. Если предельная норма замещения между двумя благами равна 1, то такие блага называются однородными (или гомогенными).

СОВОКУПНЫЙ ИЗЛИШЕК (total surplus) - Сумма излишков потребителей и производителей. Совокупная выгода от потребления блага минус совокупные издержки по его производству. Совокупный излишек максимизируется при совершенно конкурентной рыночной структуре.

СООТНОШЕНИЕ ЦЕН (price ratio) - Показывает, от какого количества блага потребитель должен отказаться, чтобы потребить дополнительную единицу другого блага.

СОСТОЯНИЕ РАВНОВЕСИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer equilibrium) - Имеет место в случае, когда потребитель выбрал наилучший из всех наборов благ, доступных для него в соответствии с бюджетным ограничением. Равновесие не изменится до тех пор, пока не произойдет изменений в одном условий: вкусах и предпочтениях потребителя, доходе или цене одного из потребляемых благ.

СПЕКУЛЯЦИЯ (arbitrage) - В общем, покупка по низкой цене на одном рынке или у одной группы торговцев и перепродажа по более высокой цене на другом рынке или другой группе. В контексте ценовой дискриминации процесс, посредством которого клиенты, для которых фирмой установлены низкие цены, делают покупки для последующей перепродажи покупателям, которые вынуждены платить высокие цены практикующей дискриминацию фирме.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТАТИКА (comparative statics) - Процесс сравнения двух состояний равновесия. Анализ динамики рыночного посредством рассмотрения сменяющих друг друга состояний равновесия. Аналогичен исследованию движения с помощью серии "моментальных" фотографий.

 

СУБСТИТУТЫ (substitutes) - Два блага являются субститутами или заменяющими друг друга в потреблении, если увеличение цены одного сдвигает спрос на другое вправо. Интуитивно понятно, что субституты -это блага типа кофе и чая, удовлетворяющие одни и те же потребности.

ТЕОРЕМА КОУЗА (Coase theorem) - Гласит, что при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, при любом распределении прав собственности между экономическими агентами, будет неизменно достигаться эффективное размещение ресурсов. Экономический смысл данного утверждения заключается в том, что рынок способен самостоятельно справиться с проблемой Внешних эффектов.

ТЕОРЕМА НЕВОЗМОЖНОСТИ ЭРРОУ (Arrow's impossibility theorem) - Утверждает, что невозможно создать такое правило голосования, которое удовлетворило бы принципы полноты, транзитивности, эффективности по Парето, независимости несвязанных альтернатив и отсутствия диктаторства для всех видов предпочтений избирателей. Показывает дефекты демократического механизма принятия решений.

ТОВАР ГИФФЕНА (Giffen good) - Товар, кривая спроса на который имеет положительный наклон. Только благо низшего ранга, может быть товаром Гиффена, причем, только тогда, когда эффект дохода перевешивает эффект замещения. Назван в честь ирландского статистика Роберта Гиффена.

ТОЧКА НАЧАЛЬНОГО ЗАПАСА (endowment point) - В модели жизненного цикла набор, состоящий из текущего и будущего потребления, который может быть достигнут без заимствования и без выдачи ссуд.

ТРАНЗИТИВНОСТЬ (transitivity) - Последовательный перенос предпочтений с одних благ на другие. Если А > Б, а Б > В, то А > В, и если А ~ Б, а Б ~ В, то А ~ В. Одна из фундаментальных аксиом теории выбора потребителя.

УБЫВАЮЩАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫ (diminishing marginal rate of substitution) - Свойство кривой безразличия, состоящее в ее выпуклости относительно начала координат. Означает, что потребитель склонен отказаться от все меньшего количества единиц блага, отсчитываемого на вертикальной оси, чтобы приобрести дополнительную единицу блага, отсчитываемого вдоль горизонтальной оси. Отражает стремление к разнообразию потребляемых благ.

УГЛОВОЕ РЕШЕНИЕ (corner solution) - Точка равновесия для потребителя находится в углу, образованном линией бюджетного ограничения и одной из осей. При угловом решении равновесное потребление одного из благ равно нулю. См. тж. Внутреннее решение.

УЛУЧШЕНИЕ ПО ПАРЕТО (Pareto improvement) - Перераспределение ресурсов, которое улучшает положение по крайней мере одного человека без ущерба для другого.

УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО (Slutsky equation) - Равенство, показывающее совокупный эффект изменения цены, представляя его как совокупность эффекта замены и эффекта дохода. Показывает, что степень воздействия эффекта дохода на спрос пропорциональна доле расходов на данное благо в бюджете потребителя. Названо в честь русского экономиста Евгения Слуцкого.

УСЛОВНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО (impure public good) - Благо, при потреблении которого во многих случаях соперничество достаточно низко. Благо, сочетающее в себе черты чистого общественного и чистого частного блага.

УТИЛИТАРИЗМ (utilitarianism) - Философский подход, обосновывающий, что социальная политика должна оцениваться по ее вкладу в полезность всех членов общества.

ФИАСКО ИЛИ ПРОВАЛ РЫНКА (market failure) - Ситуация, при которой свободно функционирующий рынок оказывается не в состоянии привести к эффективному распределению ресурсов. Двумя причинами фиаско рынка являются рыночная власть и несуществование рынков.

ФИКСИРОВАННЫЙ ФАКТОР (fixed factor) - Ресурс или фактор, количество которого не может быть изменено фирмой. В краткосрочном периоде несколько факторов фиксированы. В долгосрочном периоде не существует фиксированных факторов.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРЕМА БЛАГОСОСТОЯНИЯ (fundamental theorem of welfare economics) - Если производители и потребители действуют в условиях совершенной конкуренции и существуют рынки на все товары, возникает эффективное по Парето распределение ресурсов. Это значит, что экономика функционирует в некоторой точке на границе потребительских возможностей. Смысл этой теоремы в том, что рыночный механизм способен самостоятельно (без государственного вмешательства) достичь оптимального распределения ресурсов.

ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ (social welfare function) - Функция, которая соотносит благосостояние общества с благосостоянием его членов. Используется при выборе между точками на границе потребительских возможностей. Отражает этические установки общества.

ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПО ТИПУ МАКСИМИНА (maximin social welfare function) - Функция общественного благосостояния, удовлетворяющая Критерию максимина (см.).

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (utility function) - Соотношение между объемами потребляемых благ и степенью удовлетворенности (или уровнем благосостояния, или уровнем полезности), достигаемой при этом потребителем. Та или иная форма упорядочивания предпочтений потребителя. См. также Кардиналистскую функцию полезности и Ординалистскую функцию полезности.

ШКАЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ) (supply schedule (supply curve)) - Связь между рыночной ценой товара и величиной его предложения в течение данного периода времени при прочих равных условиях.

ШКАЛА СПРОСА (КРИВАЯ СПРОСА) (demand schedule (demand curve)) - Связь между рыночной ценой блага и величиной спроса на него в пределах данного периода времени при прочих равных условиях.

ЭКВИВАЛЕНТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ (equivalent variation (EV)) - Мера величины эффекта дохода, возникающего при изменении относительной цены блага. При неизменных ценах это такое количество денег, которое нужно изъять у потребителя, чтобы снизить его уровень благосостояния до уровня, который установился если бы цена одного из благ упала; количество денег, которое нужно дать индивидууму, чтобы увеличить его уровень благосостояния до такого уровня, которого бы он достиг после снижения цены одного из благ.

ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ (welfare economics) - Облас



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: