Минск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К данной программе разработаны и изданы дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для педагогов.
Программа факультативных занятий «Занимательный мир животных» направлена на формирование системы представлений о многообразии и биологических особенностях животных и расширяет содержание учебного предмета «Биология» VIII класса.
Цель факультативных занятий – развивать у учащихся интерес к миру живой природы и формировать культуру отношений между человеком и другими живыми организмами.
Задачи:
– сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны, так и планеты в целом;
– развить познавательный интерес и любовь к животным;
– сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Факультативные занятия предполагают, наряду с учебными занятиями, широкое использование экскурсий, наблюдений, практических работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий.
Факультативные занятия «Занимательный мир животных» предусмотрены для учащихся VIII классов, рассчитаны на 35 часов (1 час в неделю), в том числе 3 ч резервного времени.
СОДЕРЖАНИЕ
Животные как компонент живой природы (11 ч)
Растения, животные, грибы и микроорганизмы как основные компоненты живой природы. Позвоночные и беспозвоночные животные.
Места обитания животных на Земле. Животные на суше, в воздухе, в водоёмах, в почве. Животные-паразиты.
Животные в экосистемах Беларуси. Лесные виды животных (почвенные беспозвоночные, насекомые, амфибии и рептилии, птицы, млекопитающие), их связь с растительностью и место в лесных сообществах. Виды экологических связей между организмами – на примере экологической системы соснового леса. Представление о пищевых сетях.
Животные болот и лугов. Животные водоёмов. Птицы и млекопитающие, связанные с водными экосистемами.
Животные рядом с человеком (4 ч)
Населённые пункты как места обитания животных.
Домашние животные. Общие требования к содержанию животных. Проблема бездомных животных и пути её решения.
Дикие животные в неволе. Зоологические парки. Содержание аквариумных рыб, птиц, мелких млекопитающих в квартире.
Поведение животных (9 ч)
Общение у животных. Поведение животных при поиске пищи, строительстве убежищ, размножении, выращивании потомства, избегании хищника. Инстинкт как основа поведения животных. Сложные формы поведения животных. Элементы мыслительной деятельности у высших животных. Обучение и дрессировка животных.
Животные – переносчики опасных заболеваний; меры предохранения. Жалящие насекомые. Ядовитые животные. Правильное поведение человека при встрече с крупными дикими животными.
Проблемы охраны животных (4 ч)
Исчезнувшие и истреблённые человеком виды животных. Причины сокращения численности животных. Редкие виды животных. Красная книга. Пути сохранения видов животных от вымирания.
Общие правила наблюдений за животными. Наблюдения в природе: муравьи, водные беспозвоночные, земноводные, птицы, млекопитающие. Изучение зимней жизни животных по оставляемым ими следам. Наблюдения за животными дома: аквариумные рыбки, попугаи, хомячки, кошки, собаки.
Загадочные и уникальные животные (4 ч)
Гиганты и карлики мира животных. Животные морских глубин. Ночные животные. Подземные обитатели. Рыбы на суше. Животные-рекордсмены, способные развивать огромную скорость. Животные, ведущие скрытный образ жизни. «Живые ископаемые»: мечехвост, латимерия, гаттерия.
Экскурсии
1. Животные леса.
2. Животные водоёма.
3. Жизнь в зимнем лесу.
Лабораторные работы
1. Составление моделей пищевых сетей лесных и водных сообществ.
2. Составление календаря фенологических явлений в живой природе.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гричик, В. В. Осенняя экологическая экскурсия в сосновый лес для учащихся 7 класса / В. В. Гричик, М. А. Джус, М. Ю. Немчинов // Бiялогiя: праблемы выкладання. – 2008. – № 4. – С. 44–54.
2. Козлов, М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов, И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991.
3. Конюшко, В. С. Страницы экологического краеведения / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Минск: НИО, 2000.
4. Красная книга Республики Беларусь. Животные. – Минск: Беларуская энцыклапедыя, 2004.
5. Красная книга Республики Беларусь. Растения. – Минск: Беларуская энцыклапедыя, 2005.
6. Минец, М. Л. Муравьи как объект исследования во внеурочной и внеклассной работе / М. Л. Минец // Бiялогiя: праблемы выкладання. – 2008. – № 3. – С. 55–60.
7. Кучмель, С. В. Определитель млекопитающих Беларуси / С. В. Кучмель, Л. Д. Бурко, Б. П. Савицкий. – Минск: Изд. БГУ, 2007.
8. Чарнецкi, З. Птушкi Еўропы: Палявы вызначальнiк / З. Чарнецкі [і інш.]. – Варшава: ПНВ, 2000.
9. Экологические игры от АПБ / сост. А. Е. Винчевский [и др.]. – Минск: ЭкоЛоджик, 2006.