Персональная выставка Николая Вологжанина в Ногинске




В экспозиции представлены работы Н. Вологжанина разных лет, конца 80-х – начала 2000-х гг. Нам интересно показать разнообразие творческих возможностей художника, работающего в различных техниках (масляная живопись и акварель) и различных направлениях, абстракция и реализм. Выставка расположилась в двух небольших залах галереи, при этом она «активно» работает со зрителем, делает его соучастником драматургии художника.

В первом зале – отчётливо выделяется тема борьбы жизни и смерти. Центральное место занимают две картины из серии «Коррида». В этой тематике художник работает уже 30 лет, выявляя для себя всё новые и необычные сюжеты. В картине с одноимённым названием (2001 г.) художник работает на грани предметности и абстракции. Как видно, художнику недостаточно возможностей «обычного языка» фигуративной живописи для передачи эмоций, накала страстей, торжества агрессии, безрассудства, жестокости. Он добивается этого, благодаря условно-абстрактному решению композиции и изображению пространства, построенного на контрастах красного и зелёного, олицетворяющего собой безликую толпу, скандирующую «Убей! Убей!» В этом абсолютно «неуютном» пространстве сгруппировались три ключевых персонажа: торо, бык, дама, схематичные, перетекающие друг в друга образы. Пика – она же профиль быка – рассекает пространство, но при этом «не затрагивает» даму. Она – остаётся в стороне, она словно не при чём, но она и причина, в ней кроется вся интрига.

В следующей работе «Коррида. Контакт» (2004г.) нет и следа фигуративности, картина представляет собой абстракцию, скорее даже, в геометрическом варианте. Сам художник сравнивает эту работу с витражным стеклом, где каждое цветовое поле отделено от другого чёрной «гранью». Здесь уже два героя: человек и бык. Пика – она же рог быка – рассекает пространство, вторгаясь в нечто слабое, безвольное, смиряющееся. Здесь выражен символ бессмысленности войны, кровопролитий. При этом показана взаимозависимость всего друг от друга. Поэтому – «контакт».

В «Устремлении» (1992г.) и «Знамении» (1996г.) мы видим победу жизни и торжество света. Здесь – абстракция, рождённая из цветовых пятен. Композиция в «Устремлении» строится на двух цветовых аккордах: жёлтое - пространство мирозданья, пронизывающий и всепроникающий свет; сине-голубой – порыв, преодолевающий, устремляющийся ввысь. В «Знамении» - подводится итог, здесь конец и здесь начало, зарождение новой жизни. В центре – жёлтый круговорот, это зародыш в лоне.

И надо всем – некая созидающая сила, отождествляющая собой гармонию всего мирозданья, воплощённая в одном лишь взгляде («Взгляд» 1994г.)

В следующем зале разыгрывается борьба между миром реальным, осязаемым и миром вымышленным, абстрактным. Реальный мир по-своему прекрасен. В нём может быть своя гармония («Просвет» 2000 г.). Но и он не без изъянов. Что-то вызывающе дерзкое есть в огненно-ржавой весне («Весна в Ботаническом саду «ВИЛР»» 2001г.) или в «нереально» голубом солнце («Голубое солнце» 2008 г.). Словно затаив надежду познать истину, живописец спорит с самим небесным светилом, сделав вызов слепящему солнцу. Оно в ответ беспощадно мстило, выжигая глаза и забрызгивая светом, обречённый на закат, пейзаж. Но какую-то тайну всё же удалось разгадать: голубое – это истинная «природа» пламенеющей звезды.

В «Розах. Утро» (1989 г.) всё ещё драматичнее, здесь безудержно стремление уйти от реальности, борьба с окружающим пространством, и в итоге – победа над ним. Оно не поглощает, а, наоборот, преображается. Сюжет прост: видим розы на фоне зарождающегося дня. При этом картина написана в условиях мрачного подвала, пространство которого трансформировалось и преобразилось на холсте. И глухие, облупившиеся стены превратились в мерцающую небесную синеву.

Бездонная синь и глубина по-иному зазвучали в таких абстрактных композициях: «Облако» (1991 г.), «Грот», «Ширма», «Пророк». Эти небольшие по формату работы по-своему воздействуют на пространство реального мира, затягивая и поглощая зрителя.

Особо ощутимым контрастом ко всем перечисленным работам является так называемый «Автопортрет художника», представляющий триптих «Посвящение себе». Это тот случай, когда «иное» пространство не забирает или поглощает, а, наоборот, вторгается в наше пространство, активно заявляя о себе. В этой абстракции эмоции, чувства, переживания накалены до предела. Три композиции звучат красно-зелёно-жёлто-синими контрастами, среди которых центральная – сосредоточила в себе весь энергетический сгусток. Пульсирующее кроваво-красное ядро-рана вспышкой, неожиданным ударом вторгается в наше сознание.

Небольшая, но разнообразная выставка живописи Николая Вологжанина впервые за последние 40 лет показывается в Ногинске. Мы надеемся, что она не оставит зрителей равнодушными и станет для многих неожиданным открытием.

 

Анастасия Зарецкая

(искусствовед, организатор выставки)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: