А) паровых машин с 1770 по 1900 годы.




Смитон; 2- Уатт; 3- Тревитик; 4 - Водоподъемник; 5- Зульцер; 6 - Lahn

Б) паровых турбин 1890-1960 годы

d- расход пара, кг\квтхч, 1-4, 6, 7 - турбины Парсонса, 5- турбина Лаваля, 8 - турбина ХТГЗ.

 

Как только к.п.д. перестает значительно расти, то можно сказать, что система подходит к своему зрелому возрасту, и, возможно, начинается упадок. Но, как было заявлено, в этот момент особое внимание обращается на "выжимание" остатков эффективности из теплового процесса. В тепловой схеме появляется множество дополнительных и вспомогательных контуров, требующих своего согласования (регулирования) между собой.

 

В этом смысле регулирующая арматура получает толчок к развитию, поскольку благодаря ей во многом удается повысить качество регулирования (снизить погрешность регулирования, резко уменьшить шаг регулирования, увеличить диапазон регулирования). Именно поэтому на этом этапе вперед должна выходить поворотная арматура, как отвечающая представленному критерию. Характерным примером может быть использование поворотных цилиндрических кранов в гипокастах на поздней стадии Римской Империи по примеру бронзового крана с корабля Калигулы для подогрева полов в термах, рис. 4.

 

 

Рис. 4. Цилиндрический кран с корабля Калигулы с раскопок острова Неми, Италия

 

На этом этапе система может использовать свои достижения для развивающихся новых систем. К примеру, когда уголь будет уходить с электростанций, должны уже быть готовы новые типы арматуры для газовых контуров (горелок, ГРП и пр.).

 

Исторически это обосновывается переходом на новые виды среды по энергоотдаче. Примером этого может служить переход от водяных колес с к.п.д. порядка 60-70% к паросиловым установкам с к.п.д. 0,6% в XVIII веке. Но при этом подъем воды пароатмосферным двигателем мог совершаться на высоту до 80 м, тогда как при помощи водяных колес - не более 10-11 м. Энергетика также избавилась от множества имеющихся проблем (зависимость от местных условий по наличию достаточного объема воды, большие объемы потребления воды) за счет повышения показателя интенсивности, выражавшегося в энергоемкости энергоносителя: у воды это 5-10 кГм/кг, тогда как для топлива это 3 000 000 кГм\кг.

 

На этом же периоде развития появляются и развернутые технологические схемы с множеством контуров управления тепловым процессом, на которых установлено множество единиц арматуры, а энергетическая машина (тепловой двигатель) превращается в энергетическую установку с развитой тепловой (технологической) схемой, снабженной многочисленными устройствами и аппаратами для обеспечения эффективной, непрерывной и безопасной работы.

 

Отставание той или иной подсистемы установки или отсутствие значительной социальной потребности приводило к длительному застою в развитии энерготехники. Характерным примером является то, что отсутствие качественных материалов привело к появлению котлов с избыточным давлением только через сто лет после того как уже существовала определенная техническая потребность в их использовании и только после того, как закончилось противодействие устоявшейся системы пароатмосферных двигателей.

 

Изобретения, надолго опередившие свое время, как правило, надолго забывались. Например, паровая турбина итальянца Д. Бранка, запатентованная в 1629 году, так и не была внедрена до нового времени.

 

Рис. 5. Паровая турбина Д. Бранка для толчейного станка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: