Задачи, функции и структура Государственного казначейства Украины




Украина в процессе становления Государственного казначейства поэтапно применила три модели сбора информации кассового поступления доходов государственного бюджета:

1.Банковская;

2. Смешанная (переходная)

3.Казначейская.

Таким образом, создание постоянно функционирующей системы Государственного казначейства как эффективного и действенного инструмента выполнения бюджета, в Украине осуществлялось поэтапно и сопровождалось перераспределением функций между банковской и финансовой системами с дальнейшим их сосредоточением в системе Государственного казначейства.

Изменения, которые вносились образованием казначейства в систему выполнения государственного бюджета, разрешили решить главную задачу -ликвидировать практику автоматического и бесконтрольного кредитования Центральным банком бюджетного дефицита. Результатом эволюционного развития Государственного казначейства Украины является постепенное формирование полнофункциональной системы, которая работает по международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, которая бы в достаточной мере обеспечивала прозрачность выполнения бюджета, а также оказывала содействие прогрессивной форме организации сбора и обработки финансовой и статистической отчетности на основе использования современных информационных технологий.

Ныне Государственное казначейство Украины - полноправный участник бюджетного процесса, на которого возложены функции:

-кассовое выполнение государственного бюджета и бюджетов самоуправления по доходам и расходам;

- контроль за целевым расходованием бюджетных средств на стадии проведения платежа на основании документов, предоставленных распорядителями бюджетных средств;

- управление средствами государственного бюджета и бюджетов органов самоуправления;

-учет доходов и расходов государственного бюджета и бюджетов самоуправления;

-по распоряжению Министерства финансов Украины осуществление учета,

обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долгов государства;

-получение отчетов о выполнении смет доходов и расходов от распорядителей бюджетных средств, сверка данных учета органов Государственного казначейства с данными учета распорядителей;

-составление и представление в порядке, определенном законодательством

Украины, отчетов о выполнении государственного бюджета Украины и сведенных бюджетов самоуправления;

-размежевание общегосударственных налогов, сборов, других обязательных платежей между государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, осуществление взаиморасчетов между ними;

- разработка и утверждение нормативно-правовых актов и единых правил

организации работы по вопросам казначейского выполнения бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета и составление отчетности о выполнении государственного бюджета и бюджетов самоуправления;

-взыскание в бесспорном порядке надлежащих государственному бюджету

средств по взаиморасчетам между бюджетами;

-управление текущими остатками казначейских счетов с целью получения доходов и зачисление их в общий и специальный фонды государственного бюджета;

-согласно заключенным договорам открытие и обслуживание счетов распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства;

-обеспечение работы информационно-вычислительной системы

Государственного казначейства и ее взаимодействие с информационными системами Национального банка и коммерческих банков Украины, министерств, ведомств и других органов исполнительной власти, учреждений и организаций;

-отбор кадров, их расстановка, а также создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров, обеспечение проведения единой государственной политики по вопросам государственной службы в органах Государственного казначейства;

-организация и осуществления внутрисистемного контроля и аудита;

-выполнение других функций, предусмотренных действующим законодательством Украины.

Проанализировав приведенный перечень функций Государственного Казначейства, можно сделать вывод о сущности и основной цели его деятельности:

1. Концентрация всех имеющихся государственных средств в руках главного финансового агента государства - Государственного казначейства - основано на реализации принципа единого казначейского счета государственного бюджета.

2. Качественное выполнение государственного бюджета по доходам, с

применением четкой системы учета поступлений, налогов, сборов и других обязательных платежей.

3.Качественное выполнение государственного бюджета по расходам, который предусматривает оплату счетов распорядителей бюджетных средств перечислением денежных ресурсов с единого казначейского счета государственного бюджета непосредственно в пользу субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности, которые выполнили работы или предоставили товары и услуги соответствующим распорядителям бюджетных средств.

Реализация поставленной цели перед Государственным казначейством Украины дает возможность решать следующие задачи:

· своевременно и в полном объеме зачислять на единый казначейский счет все средства, которые принадлежат государственному бюджету;

· ликвидировать практику нецелевого использования бюджетных средств бюджетными организациями или использование их в объемах больших, чем это предусмотрено сметой доходов и расходов соответствующей бюджетной организации;

· получать исчерпывающую информацию о ежедневном состоянии государственных средств, что обеспечивает возможность маневрирования государственными денежными ресурсами, делает финансовый контроль за движением и расходованием государственных средств реальным и действенным.

Согласно административно - территориальному устройству Украины Государственное казначейство разделено на три уровня:

· центральный уровень представлен Главным управлением Государственного казначейства Украины, которое находится в Киеве;

· областной уровень представлен одним административным управлением в Автономной Республике Крым, 24 административными управлениями в каждой области Украины, двумя административными управлениями в городах Киеве и Севастополе;

· районный уровень представлен отделениями (около 690) в важнейших местных административных центрах.

Государственное казначейство Украины и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные балансы, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Украины сосвоим наименованием. Государственное казначейство Украины возглавляет Глава, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины по назначению премьер-министра Украины. Глава Государственного казначейства имеет заместителей, которых также назначает и освобождает Президент Украины по представлению премьер-министра Украины.

Глава государственного казначейства осуществляет общее руководство этим органом, несет персональную ответственность за состояние дел в сфере деятельности Государственного казначейства, определяет полномочия и распределяет обязанности между своими заместителями. Глава Государственного казначейства утверждает структуру этого органа и его управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, назначает на должности и освобождает с должностей руководителей территориальных органов Государственного казначейства.

 

Рис.1. Структура Госказначейства Украины

 

Штатные расписания отделений, агентств, представительств, филиалов, пунктов, уполномоченных в районах, городах и районах городов утверждают руководители соответствующих территориальных управлений по согласованию с руководством Государственного казначейства.

Итак, Государственное казначейство Украины является центральным органом исполнительной власти, которое в своей деятельности руководствуется: Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, декретами, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины, приказами Министра финансов Украины и другими нормативно-правовыми актами.

Из приведенного анализа становления Государственного казначейства можно сделать вывод, что в области выполнения государственного бюджета несомненно состоялись значительные изменения, тем не менее развитие казначейской системы диктует необходимость дальнейшего развития бюджетного законодательства, которое призвано закрепить место и функции казначейских органов в бюджетном процессе Украины.

 

1.4. Казначейская система исполнения государственного бюджета

Главная идея, положенная в основу казначейской модели выполнения государственного бюджета, заключается в аккумуляции всех государственных доходов в руках одного хозяина, который под свою ответственность управляет ими с помощью единого казначейского счета и контролирует процесс расходования каждой государственной копейки, которая в условиях нестабильной экономики и дефицитного состояния бюджетных ресурсов реально оказывает содействие оздоровлению социально-экономических процессов в обществе.

С 2001 года Государственным казначейством внедрена система учета и контроля за бюджетными обязательствами распорядителей средств для осуществления контроля за принятием юридических и финансовых обязательств распорядителями бюджетных средств и обеспечение естественного планирования ресурсного баланса.

2001 год стал годом изменения статуса Государственного казначейства: из клиента банка Казначейство стало участником Системы электронных платежей Национального банка Украины. Так, в июне 2001 года были завершены вхождения всей системы Государственного казначейства в Систему электронных платежей Национального банка Украины по выполнению государственного бюджета за доходами. Это значительно сократило сроки прохождения платежей, увеличило оборачиваемость бюджетных средств, предоставило возможность для составления ежедневной оперативной отчетности учета доходов государственного бюджета, которая до этого времени предоставлялась исключительно Национальным банком Украины на второй или третий рабочий день с момента платежа. Внедрение расчетов через систему электронных платежей Национального банка Украины и Единого казначейского счета дает широкие возможности значительно ускорить расчеты и выполнение государственного бюджета на всех уровнях начиная с уровня района, аккумулировать на Едином казначейском счете бюджетные средства с последующим распределением и перераспределением на региональном, а также даст возможность вести непосредственный контроль за прохождением расчетов с бюджетом и осуществлять оперативное управление доходами на всех уровнях.

Таким образом, Государственное казначейство вышло на тот уровень, когда достижение основной цели его деятельности - управление государственными ресурсами, обеспечит выполнение смет расходов, дает возможность использовать внутренние резервы для погашения внешних и внутренних долгов, повышает обращение имеющихся средств. Но достижение этой цели возможно при следующих условиях:

-наличие четко продуманной модели управления государственными финансами;

-наличие разработанной политики бухгалтерского учета и отчетности, результаты реализации которой должны обеспечить прозрачность выполнения бюджетов по всем параметрам бюджетного процесса и его участниками, а также оказывать содействие прогрессивной форме организации собирания и обработка финансовой и статистической отчетности;

-четком распределение функций между участниками бюджетного процесса, особенно между Государственным казначейством и Министерством финансов, в частности по управлению внешними и внутренними долгами;

-определение межведомственных отношений Государственного казначейства с органами законодательной и исполнительной власти, которые ответственны за осуществление контроля за выполнением государственного и местных бюджетов;

-создание единого комплекса технических и программных средств информационной системы государственного казначейства;

-осуществление эффективного контроля за соблюдением требований законодательно-нормативных актов по проведению конкурентных торгов, закупок, тендеров, связанных с расходованием бюджетных средств;

-применение механизма контроля по ценам закупок за счет бюджетных средств на основании информации Министерства экономики, Государственного комитета статистики и других органов, которые отвечают заценовую политику в государстве.

Казначейская система исполнения государственного бюджета - это система, которая обеспечивается полномочиями, предоставленными органам государственного казначейства для:

-организации и проведения работ относительно приема и зачисления на соответствующие доходные счета бюджетных средств;

-хранения денежных средств и выдача на мероприятия, которые предусмотрены бюджетом на соответствующий год;

-осуществления учета бюджетных средств и составления отчетности о кассовом выполнении бюджетов.

Таким образом, казначейская система исполнения бюджета нацелена не

только на государственный контроль за исполнением бюджета по принципу

сколько денег поступило и на что они израсходованы, но и с точки зрения того, насколько рационально тратятся средства и как быстро они достигают адресатов.

Введение казначейской системы исполнения государственного бюджета предполагает коренное перераспределение функций между финансовой и банковской системами, органами государственной власти, учреждениями и организациями, содержащимися за государственный счет. Банковские учреждения теперь не аккумулируют как раньше, средства государственного бюджета и не ведут приемку и хранение.

Функции и права органов Государственного казначейства определены

Постановлением Кабинета Министров Украины № 590 от 31 июля 1995 года «Вопросы Государственного казначейства».

Среди них: организация и осуществление исполнения государственного бюджета, управление его доходами и расходами, проведение операций с имеющимися бюджетными средствами в пределах росписи бюджетных доходов и расходов госбюджета.

Структуры Государственного казначейства также организовывают и ведут прогнозирование, кассовое планирование средств государственного бюджета, доводят главным распорядителям и подведомственным своим органам объемы государственных ассигнований. Кроме этого они проводят распределение между государственными и местными бюджетами отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей в соответствии с нормативами, утвержденными Верховной Рады Украины, местными Советами.

До перехода к казначейскому исполнению движение - расходование средств государственного бюджета проводилось более трудоемко и с меньшим эффектом.

Министерство финансов переводило бюджетные средства на счета их главных распределителей в учреждениях банков, министерствам, ведомствам, комитетам и т.д. Главные распорядители, в свою очередь, распределяли поступления между подведомственными учреждениями, входившими в их состав и разбросанными по всей Украине. Они перечисляли средства на их бюджетные счета, открытые в разных учреждениях банков. При этом зачастую поступившие деньги длительное время лежали на этих счетах без дела. Нередко попадали к тем, кто в них в тот момент не нуждался. А там, где эти средства были нужны - их как раз не было. Возможности перераспределить, переадресовывать уже выделенные деньги, оперативно переключать их на внепланово возникающие мероприятия государственного значения, не было.

С созданием органов Государственного казначейства порядок финансирования учреждений изменился. Бюджетные деньги уже не проходили через министерства, ведомства, комитеты и другие центральные органы, а по распределению Главного управления Казначейства Украины перечислялись управлениям Государственного казначейства в областях, а те в свою очередь территориальным органам в городах и районах. Отделения Государственного казначейства направляли полученные средства на счета бюджетных учреждений в учреждениях банков. Но особого контроля за эффективностью расходования не прослеживалось: бюджетные средства «зависали» в учреждениях на счетах и использовались ими по собственному усмотрению.

В мае 1997 года Кабинет Министров Украины принимает Постановление № 429, в соответствии с которым внедрялось казначейское исполнение расходов государственного бюджета путем проведения оплаты счетов бюджетных организаций в пользу субъектов хозяйственной деятельности за выполненные работы, оказанные услуги, полученные товароматериальные ценности.

Бюджетные учреждения закрыли свои бюджетные счета в учреждениях банков (а их было несколько: текущие, на зарплату, капитальный ремонт, энергоносители) и открыли в органах Государственного казначейства регистрационные счета.

Главным управлением Государственного казначейства Украины разработаны нормативные акты, утвержденные приказами № 38 и 28 и зарегистрированные в Минюсте Украины. Ими предусмотрен порядок открытия регистрационных счетов, проведения финансирования и оплаты счетов бюджетных учреждений. Тем самым определены основные требования при их оплате, как со стороны органов Государственного казначейства, так и со стороны распорядителей бюджетных средств.

Постановлением Кабинета Министров Украины № 180 от 21.02.1997 года предусмотрены новые принципы составления единой сметы доходов и расходов бюджетных учреждений с включением всех доходов и расходов внебюджетных средств.

С 1 марта 1998 года бюджетная классификация доходов и расходов приведена в соответствие с мировыми стандартами, которыми четко определены группы доходов. Отменены также главы и статьи расходов и внедрены коды функциональной, ведомственной и экономической классификации (КФК, КВК, КЭКР).

В настоящее время Государственное казначейство Украины может иметь в реальном режиме времени информацию о:

- движении средств по доходам государственного бюджета относительно бюджетной классификации;

- движении средств по расходам государственного бюджета относительно бюджетной классификации;

- движении средств по местным бюджетам с момента обслуживания их в системе Государственного казначейства.

Органы государственного казначейства непосредственно осуществляют платежи в пользу субъектов хозяйственной деятельности, предприятий, организаций и учреждений, выполнивших работу или предоставивших услуги распорядителям средств. Распорядители средств - это бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, принятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета. Для открытия бюджетных счетов распорядители средств предоставляют органу Государственного казначейства следующие документы:

-заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером;

-копию справки о внесении в единый государственный реестр предприятии и организаций Украины, заверенную вышестоящим учреждением или нотариально;

-копию утвержденного положения о деятельности предприятия, учреждения, организации или копию устава, заверенную вышестоящим учреждением или нотариально;

-копию документа, который подтверждает взятие клиента на учет в государственную налоговую службу, заверенного нотариально;

-копию утвержденной сметы доходов и расходов;

-карточку с образцами подписей лиц, которым в соответствии с законодательством Украины дано право распоряжаться счетом и подписывать платежные документы. В карточку также вносится образец оттиска печати.

Согласно предоставленным документам, проводится регистрация распорядителей средств государственного бюджета в сводном реестре. Регистрационные счета распорядителей средств открываются в разрезе разделов бюджетной классификации. Счета открываются на один бюджетный год и ежегодно возобновляются.

При смене юридического адреса или других реквизитов распорядитель должен в недельный срок уведомить орган Государственного казначейства в письменной форме о своих новых данных.

Казначейская система исполнения бюджета предусматривает, что лишь при наличии соответствующего бюджетного назначения можно осуществлять любые бюджетные платежи.

Бюджетное назначение - полномочие, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств Бюджетным кодексом, Законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, который имеет количественные и временные ограничения и разрешает предоставлять бюджетные ассигнования.

Под выполнением бюджетов следует понимать обеспечение своевременного и полного поступления запланированных доходов в целом и по каждому источнику, а также своевременного, полного и беспрерывного финансирования предусмотренных бюджетами мероприятий. Выполнение бюджета имеет цель по обеспечению поступления доходов и финансирования расходов в пределах утвержденных бюджетов.

Выполнить бюджет по доходам означает мобилизовать поступления налогов, сборов (обязательных платежей) и распределить их по уровням бюджетной системы соответственно действующему законодательству.

Бухгалтерский учет всех поступлений, которые принадлежат Государственному бюджету Украины, ведет Государственное казначейство Украины. По представлению органов взыскания оно также осуществляет возврат средств, которые были по ошибке зачислены в бюджет. Органы взыскания обеспечивают своевременное и в полном объеме поступления в

государственный бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и других доходов соответственно законодательству.

Полномочия органов Государственного казначейства по выполнению бюджета по доходам:

1. Открывают счета по каждому виду налогов и сборов согласно бюджетной классификации доходов;

2. Зачисляют доходы на транзитные, а оттуда на Единый счет бюджета;

3. Распределяют доходы по бюджетам;

4. Возвращают суммы доходов, которые были ошибочно зачислены в бюджет;

5. Ведут учет доходов бюджета;

6. Составляют отчетность о доходах.

Налоги, сборы (обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейский счет Государственного бюджета Украины и не могут аккумулироваться на счетах органов взыскания. Эти поступления признаются зачисленными в доход государственного бюджета с момента зачисления на единый казначейский счет государственного бюджета.

Выполнить бюджет по расходам означает профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, согласно бюджетной росписи. Полномочия органов Государственного казначейства по выполнению бюджета по расходам:

1.Открывают регистрационные счета распорядителям средств;

2.Ведут сводные реестры распорядителей бюджетных и внебюджетных средств бюджетных учреждений;

3.Осуществляют оперативное прогнозирование и кассовое планирование бюджетных средств согласно бюджетной росписи;

4.Перечисляют бюджетные средства их распорядителям;

5.Оплачивают затраты распорядителям средств;

6. Закрывают регистрационные счета по окончании бюджетного периода;

7.Ведут учет и составляют отчетность по операциям кассового исполнения бюджета по расходам.

Распорядители бюджетных средств получают бюджетные средства и производят расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.

Любые обязательства, взятые физическими и юридическими лицами по средствам Государственного бюджета Украины без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением полномочий не считаются бюджетными обязательствами. Расходы государственного бюджета на покрытие таких обязательств не могут осуществляться.

После получения товаров, работ и услуг согласно условиям взятого Бюджетного обязательства распорядитель бюджетных средств принимает решение об их оплате и подает доверенность на осуществление платежа органу Государственного казначейства Украины.

Государственное казначейство Украины осуществляет платежи по доверенностям распорядителей бюджетных средств в случае:

-наличия соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учете выполнения Государственного бюджета Украины;

-соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному

ассигнованию;

-наличия у распорядителей бюджетных средств неиспользованных

бюджетных ассигнований.

Бухгалтерский учет всех операций относительно выполнения Государственного бюджета Украины осуществляют органы Государственного казначейства Украины. Распорядители бюджетных средств согласно единой методике отчетности составляют и подают детальные отчеты, которые содержат бухгалтерские балансы, данные о выполнении смет, результаты деятельности и другую информацию по формам, установленным законодательством Украины.

Единые формы отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины устанавливаются Государственным казначейством Украины по согласованию со Счетной палатой и Министерством финансов Украины.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время Государственное казначейство Украины является полноправным участником бюджетного процесса. Казначейская система исполнения госбюджета изначально основанная на принципе единого казначейского счета, посредством которого производит операции по доходам и расходам Государственного бюджета Украины, в настоящее время, позволяет получать исчерпывающую информацию о состоянии государственных финансов в режиме реального времени, осуществлять контроль за соблюдением финансовой дисциплины, а также владеть финансовыми рычагами регулирования экономической ситуации.

Вопросы для контроля знаний.

 

1. Причины, которые побуждали государство создавать новые финансовые структуры.

2. Что означает термин «казначейство»?

3. Кем дано конституционное определение государственной казны?

4. Исторические функции казначейства.

5. История становления казначейства России и Украины.

6. Банковская система кассового выполнения бюджета СССР.

7. Сода­ние и развитие Государственного казначейства Украины в период ее самостоятельности.

8. Что представляет собой двухуровне­вая банковская система?

9. В чем проявлялось несовершенство системы выполнения Государственного бюджета коммерческими банками?

10. Как Вы понимаете «распыление» средств и «блуждание»?

11. Как Вы считаете благодаря чему финансово обогащались. коммерческие банки?

12. Что послужило принятием Указа Президента Украины от 18 июня 1993 г. «О порядке кассового выполнения Государственного бюджета Украины»?

13. Каково назначение балансового счета 100 "Средства Государственного бюджета Украины" и 124 "Расходы Государственного бюд­жета Украины"?

14. Что значит определение «смешанная сис­тема кассового исполнения бюд­жета по расходам »?

15. Модель казначейской системы кассового исполнения бюдже­тов и кому она принадлежит.

16. Как Вы понимаете «краткосрочное прогнозирование доходов Государственного бюджета и оперативно-кассовое планирование его расходов»?

17. Когда создано Государственное казначейство Украины и его задачи?

18. Этапы развития системы Государственного казначейства Украины

(апрель 1995-1997гг.)

19. 1998-2000 гг

20. 2001-2004 гг.

21. 2005-2006 гг.

22. 2007-2010 гг.

23. Проанализируйте действующий перечень функций Государственного Казначейства.

24. Сущность и основные цели деятельности Государственного Казначейства.

25. Структура Государственного казначейства Украины и его функции.

26. Когда были закрыты бюджетные счета в учреждениях банков и открыты в органах Государственного казначейства регистрационные счета?

27. Для открытия бюджетных счетов распорядители средств. предоставляют органу Государственного казначейства документы...

28. При наличии каких условий Казначейство может осуществлять любые бюджетные платежи?

29. Сделайте вывод о Государственном казначействе как полноправном участнике бюджетного процесса.

30. Что означает слово "казна"?

31. Кем осуществлялось кассовое выполнение Государственного бюджета в СССР?

32. По каким принципам организованная казначейская форма выполнения бюджета?

33. Какие функции выполняет Государственное казначейство Украины?

34. Какие полномочия Казначейства как участника бюджетного процесса?

35. Кто принадлежит к органам государственного финансового контроля в Украине?

36. Кто осуществляет контроль за аккумулированием доходов?

37. Как органы Казначейства осуществляют проверки на местах?

38. Какие основные источники финансовых ресурсов государства?

39. Какова роль Казначейства в системе органов государственной исполнительной власти?


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: