Библиографическая информация – посредник в системе документальных коммуникаций




Происхождение, эволюция

и сущность понятия «библиография»

Сокращения: Б, БИ, БД

Что такое библиография? Споры вокруг этого вопроса продолжаются уже более 200 лет. И до сих пор можно получить разные ответы.

Как область деятельности библиография появляется в середине 2-го тысячелетия на Древнем Востоке. Она обеспечивала описание книжных богатств и быструю ориентацию в них. Термин «библиография» стал впервые употребляться в Древней Греции (V в до н.э.). Буквальный перевод – книгописание. До изобретения книгопечатания процесс по переписке книг иногда обозначали этим термином.

С течением времени термин «библиография» теряет свое первоначальное значение. С 17 в. он употребляется в значении “книгоописание” и применяется для обозначения работы по составлению списков книг.

В 18-19 вв. термином «библиография» обозначался целый комплекс дисциплин: книговедение, история книги, история литературы, литературная и научная критика. Такое расширительное толкование позволило Василию Степановичу Сопикову сделать вывод, что «библиография» из всех человеческих познаний есть самая пространнейшая наука. “Отец русской библиографии” впервые реализовал идею создания репертуара русской книги от начала книгопечатания и частично до 1818 г.

В процессе исторического развития термин «библиография» приобрел многозначный характер. Им обозначали три обширных круга явлений:

1. библиографическую деятельность, т.е. работу, связанную с информацией о литературе, с выявлением сведений и наведением различных справок о ней в процессе библиографического обслуживания, с составлением БП;

2. продукты библиографической деятельности (как отдельные пособия, так и всю их совокупность);

3. научную дисциплину, изучающую историю, теорию, методику и проблемы организации библиографии.

К середине ХХ в. И. И. Решетинским было установлено, что термин «библиография» употребляется в 10 значениях.

В естественных языках понятиям присуща многозначность и синонимичность. Стандартизация позволила преобразовать многозначные понятия в однозначные термины.

Первый терминологический ГОСТ 16448-70 «Библиография. Термины и определения» был разработан по инициативе Решетинского в 1969 г. Основные новации: разделение библиографии как практической деятельности и науки о ней (библиографоведения), запрет использования термина «библиография» как синонима «библиографическое пособие».

В ГОСТ 7.0-77 был впервые введен термин «библиографическая информация» (информация о документах, необходимая для их идентификации и использования). «Библиография – область научно-практической деятельности по подготовке и доведению до потребителя БИ в целях воздействия на использование произведений печати в обществе».

В ГОСТЕ 7.0-84 «Библиографическая деятельность. Основные термины и определения» исходный термин «библиография» отсутствовал. Библиографическая деятельность определялась как область информационной деятельность по обеспечению потребностей в библиографической информации (БИ).

В научной, справочной и учебной литературе продолжали использовать определение, зафиксированное в ГОСТе 77 г.:

Термин «библиография» вновь появился в ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Библиография».

Библиография – информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование БИ.

Информационная инфраструктура: совокупность информационный центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам.


библиографическая информация – посредник в системе документальных коммуникаций

 

Ключевым для теоретического осмысления сущности библиографии явился информационно-документальный подход. Используя его, О. П. Коршунов в 70-е гг. ХХ в. доказал, что всеобщая сущность библиографии заключается в понятии “организованная вторично-документальная информация”, т.е. БИ.

Современная концепция российской библиографии рассматривает БД как необходимый элемент системы документальных коммуникаций. БИ является посредником в системе документальных коммуникаций и выступает в качестве исходного понятия общей теории библиографии.

Как возникла система документальных коммуникаций? На определенном этапе развития цивилизации способ устной коммуникации (передачи информации) перестает соответствовать уровню развития:

· общества (появляются государства, формируются различные социальные группы – зарождается социальная структура),

· человека (развитие абстрактного мышления),

· масштабу и способам социальной коммуникации (развитие языка и т.д.).

За 20 тыс. лет до новой эры зарождаются «предписьменности» (примитивные системы письма): предметное (узелковое, палочное), пиктографическое (письмо рисунками). В 4 тыс. до н.э. на Древнем Востоке появляется собственно письмо – логография (иероглифическое письмо), позднее в конце 1 тысячелетия до н.э. финикийцы (тоже Др. Восток) придумывают первый линейный алфавит (основа всех современных алфавитов), и, т.о., появляется фонетическое письмо. Изобретение письма, по мысли современных исследователей, было первой информационной революцией в истории цивилизации (или первой технологической революцией в социальной коммуникации).

Человек изобрел способ фиксирования своих знаний на материальном носителе в целях их сохранения и распространения. Сегодня социальная информация, зафиксированная на любом материальном носителе, подпадает под понятие «документ». Соответственно, система, обеспечивающая создание, аналитико-синтетическую обработку, распространение и использование документов как носителей социальной информации, называется система документальной коммуникации.

С точки зрения системного подхода в науке любую систему необходимо изучать (представлять) с трех основных позиций:

1. как элемент более широкой системы.

2. в статике, т.е. ее структуру – совокупность элементов, взаимосвязанных в единое целое.

3. в динамике, т.е. механизм функционирования системы.

Система документальной коммуникации является элементом более широкой системы социальной коммуникации, в рамках которой социальная информация существует (создается, распространяется и потребляется) не только в документальной форме (например, слухи, фольклор).

Структуру системы документальной коммуникации составляют различные социальные институты:

  • создающие,
  • обрабатывающие,
  • распространяющие документы
  • обеспечивающие их использование.

К ним можно отнести: книжное дело, газетно-журнальное дело, музейное дело, библиотечное дело, аудио-, видеоиндустрию, информационную индустрию (НИТ), библиографическую деятельность и др.

Процесс коммуникации можно условно определить как процесс передачи информации (сообщения) от субъекта (автора, отправителя сообщения) к объекту (получателю, потребителю сообщения). Соответственно, основой функционирования СДК является элементарный (исходный) коммуникативный процесс «автор социальной информации (произведения) – создатель документа (автор, издатель) – потребитель (читатель) социальной информации, зафиксированной в документе» (короче эта схема «автор – создатель документа – потребитель»). Поскольку в рамках СДК потребители имеют отношения не с авторами или издателями, а с результатом их труда – документом (например, изданием), то данный процесс еще более емко и коротко может быть представлен как коммуникативный процесс «документ – потребитель».

Д и П могут находиться в отношениях: тождества, противоположности или соответствия.

Идеальные отношения это тождество. Эта ситуация наступает когда информация заключенная в Д усвоена П. К этому отношению стремится система ДК.

Отношения противоположности обусловлены природой Д. Из-за разнообразия документов и потребителя тождество может возникнуть лишь в результате преодоления противоречий. Для перехода от противоречий к тождеству необходимо пройти отношения соответствия.

Установление отношений соответствия – процесс снятия и преодоления различных информационных барьеров. Они могут быть:

· пространственными (Д и П находятся в разных точках)

· количественными (недостаток или избыток - информационный шум “Мусор”)

· экономическими

· содержательно-смысловыми

· ведомственными (создаются самой системой)

· идеологическими (оградительными)

· языковыми

В процессе интеллектуального развития человечества приход к отношениям соответствия и тождества между Д и П могут быть достигнуты только благодаря БИ. Достаточно заметить, что ежегодно в мире публикуется 1 млн. названий книг. Только в 2001 г. в России опубликовано более 70 тыс. названий книжных изданий. В этих условиях эффективная ориентация (своевременная, точная и полная) в море вновь появляющихся и уже созданных документах (по научному, массивах и потоках) без посредника невозможна.

БИ выступает посредником между Д и П. Ее задача снять все существующие противоречия. В этом состоит ее общественное назначение.

Главная особенность БД состоит в том, что она представляет потребителю не сами документы как источники информации, а сведения о них. Эти сведения используются независимо от самих документов. Потому верно утверждение что природа БИ вторична по отношению к документу. БИ позволяет идентифицировать документ без обращения к нему. Это становится возможным лишь при условии если БИ определенным образом упорядочена и целенаправлена и стандартизована. БИ реализуется в нескольких внешних формах.


Формы существования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: