Серебряный век: культурфилософское понимание.




 

Толстой предвосхитил открытие прозаиками ХХ века Дж. Джойсом и М. Прустом «потока сознания»; Ф. М. Достоевский гораздо раньше Ф, Кафки или А. Камю дал образцы экспрессионизма и экзистенциализма в литературе; А. Чехов задолго до своих западных коллег Э. Ионеско и С. Беккета предварил рождение «театра абсурда», в котором нет диалогов, но есть множество не связанных между собой прерванных монологов – каждого о своем.

Определение «Серебряный век» - символическое, из литературы. Переломная эпоха во всех сферах социальной жизни, и особенно в духовной.

Серебряный век — период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после ее завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после «Золотого века», которым часто называли пушкинскую эпоху, то есть первую треть XIX века, задавшую вектор всей русской культуре XIX века. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. О литературе Серебряного века говорят только в применении к русской культуре.

Чаще всего используется в сочетании «поэзия Серебряного века» - понятие, охватывающее не только поэтов первой величины, но десятки и сотни любителей, которые создали среду, необходимую для их появления. Вообще, для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещенных любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критиками.

Поэты Серебряного века: символисты - А. Белый, Вяч. Иванов, Дм. Мережковский, А. Блок, З. Гиппиус, Валерий Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

Акмеисты (акмэ – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие) - одно из модернистских направлений, сформировавшейся как реакция на крайности символизма: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, Сергей Городецкий, Георгий Иванов, Михаил Зенкевич.

Футуристы (возникло на Западе, Италия - Маринетти): В. Маяковский, Ал-др Введенский, И. Северянин, Велемир Хлебников, Сергей Третьяков, Вас. Каменский.

Имаженисты – (имидж – образ) – литературное худ. течение, возникшее на основе литературной практики футуристов (возникло в 1919 г.): Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, А. Анатолий Марьенгоф, Вадим Шершеневич.

Конструктивисты – принципы: ориентация на рациональную конструкцию материала вместо интуитивно найденного стиля. На первый план выдвигается принцип понимания литературного произведения как конструкции. В окружающей действительности главным провозглашался технический прогресс, акцентировалась роль технической интеллигенции. 1922 – А. Чичерин, И. Сельвинский, теоретик-критик К. Зеленский (Э. Багрицкий позже. «Конструктивизм есть упорядоченная в систему мысли и общественные умонастроения, которые подчеркнуто отражают организационный натиск рабочего класса».

Поэзия: Сатирическая. Крестьянская, эго-футуризм, кубо-футуризм, мезонин-поэзия, ЛЕФ (объединение Левый фронт искууства, под рук. Маяковского, Осеев, Брик, Каменский, Б. Кушнер, С. Третьяков, Б. Пастернак).

Обэриуты (объединение реального искусства) – Хармс, Заболоцкий, Введенский, Олейников, Шварц – 1928 год. (им были близки художники Малевич и Филонов).

Серебряный век – «русский духовный ренессанс». Аналогичный взлет был в Др. Греции, в Афинах, во времена Перикла (Vвек до н.э.). Серебряный век – век расцвета литературы, философии, искусства. Русский серебряный век – отмечен тесной связью с религиозной философией.

Серебряный век означает, во-первых, соревнование двух сопоставимых между собой эпох, одна из которых, позднейшая (век Серебряный), стремится снискать славу прошлого (век Золотой). Во-вторых, «серебряный» и «золотой» века объединены смысловым сходством, символизирующим тяготение современности к нетленным идеалам классической поры (серебро и золото – металлы, не подверженные коррозии) – вневременным идеалам морали и эстетики, философскому мировоззрению, историческое «вненаходимости». Главное, что объединяет обе эпохи в истории культуры – это поиск идеала гармонии – социальной, культурной, духовной; в этом смысле драгоценным металлам противостоит более грубый и примитивный материал – «железо», «бронза», «камень»…

Мерой культурного благородства для русской культуры XIX и ХХ веков была, несомненно, пушкинская эпоха, еще не искушенная острой политической полемикой, пафосом обличения властей, непримиримой идейной борьбой. Стремление Серебряного века к гармонии, неомраченной красоте, благородству духа означало то, что он понимал неполноценность своей эпохи.

После целой эпохи русского реализма XIX века, обнажавшего язвы социальной действительности, с жестокостью ученого-естествоиспытателя наблюдавшего за нею, идеалы гармонии и нравственной цельности представали гораздо более глубокими и непреходящими феноменами культуры, нежели социальные обличения господствующих классов, погрязших в роскоши, радикальные теории переустройства общества, сотрясавшие вторую половину XIX века. Писатели и философы Серебряного века стремились достигнуть такой же универсальности, совершенства, гармонии, чтобы возродить эстетические, религиозные, философско-интеллектуальные идеалы и ценности, выпавшие из культурного пространства русской радикально настроенной интеллигенции второй половины XIX века. Это своеобразное возрождение идеалов и принципов русской классики дало основание уже современникам называть Серебряный век «русским культурным ренессансом» (Н. Бердяев). Т.о., в это название включалось и представление о ренессансной полноте, универсализме, культурной многомерности и энциклопедизме. Не случайно, о. Павла Флоренского – священника и философа, богослова и искусствоведа, математика и изобретателя называли «русским Леонардо да Винчи». Представители русского ренессанса боролись против «суженности сознания» революционно-народнической интеллигенции. Появляется новый тип универсального художника, который умеет все – писать картины, декоративные панно, сочинять сценические костюмы.

Россия на рубеже веков пережила расцвет поэзии и философии, напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. В то же время эти искания стремились и к пересмотру, модернизации ценностей прошлого, выработать новый, принципиально неклассический (модернистский) подход к культуре. Перед литературой Серебряного века стояло два пути – либо, продолжая и развивая классику, переосмыслить ее и преобразовать в духе современности (например, символисты и акмеисты), либо, демонстративно низвергая ее с незыблемого пьедестала, тем самым утвердить себя, отрицателей классики, в качестве поэтов будущего (футуристы).

И в первом и во втором случае «неоклассика» была настолько нова, и даже отрицала классику, что, строго говоря, уже не могла считаться классикой. Именно это и вкладывается в понимание содержания эпохи Серебряного века: культура его настолько же классична, как и века Золотого, но классична по-иному. На первое место стали выдвигаться задачи творческого самосознания художников, вопросы природы творчества, что объединяло между собой поэзию, прозу, музыку и изобразительное искусство, теоретическую эстетику. На основе поисков смысла творчества происходило сближение трех основных компонентов, образовывавших новый культурный синтез, специфический для русской культуры Серебряного века: искусство, философия (идеалистическая и религиозная) и общественность (элитарная: религиозная, литературная, художественная, философская, и даже политическая). Происходило сближение и взаимопроникновение трех названных компонентов, тот культурный синтез, который был невозможен в «Золотую» классическую эпоху: искусство одновременно было философией, философия – религией, религия – политикой. Это стало возможным на основе философии всеединства великого русского философа В. Соловьева, ставшая смысловым стержнем всей культуры Серебряного века. Оно понималось как взаимодействие элемента культурного с божественным, синтез религии и искусства. Искусство возвышалось до уровня богопознания и переносилось в сферы небесной софийности.

С точки зрения идейной, мировоззренческой, Серебряный век отталкивается от реализма XIX века, отрицает грубый материализм и эстетический нигилизм «шестидесятников», протестует против упрощенной мотивировки поведения личности, когда все объясняется социальными условиями, «средой»; против идеологического схематизма и лобового политического радикализма революционных демократов, народников и революционеров разных толков. Серебряный век реабилитирует «чистое искусство», проклятое интеллигентами-«шестидесятниками», и придает ему новый смысл – философский, нравственный, религиозный.

Поэты-символисты продолжили те традиции русской поэзии, для которых человек был важен сам по себе, а не был средством достижения тех или иных практических (социальных, экономических и политических) целей; важны были его внутренние переживания, его мысли и чувства, его отношение к жизни, смерти и бессмертию, культуре. Человечеству, космосу. Всякий человек – загадка, тайна, познать которую – истинная цель поэзии, искусства и культуры. Постигая конкретных людей, искусство познает смысл существования человека и человечества в целом. Таковы были сверхзадачи символизма в искусстве. НО для постижения жизни необходимо оторваться от нее, оказаться вне ее, в другом мире – идеальном, мистическом. Такое «двоемирие» очень характерно для поэта-символиста. Для символиста реальность – лишь бледное отражение идеи. Искусство Серебряного века пронизано сознанием невозможности отразить реальность, новые жизненные ощущения методом старого реализма (как можно отразить то, что в душах людей?). Для него идеальное и есть истинная реальность, более реальная, нежели материальная жизнь, более обобщенная, глубокая, вечная, чем наблюдаемая. Эти воззрения противостояли примитивному воззрению радикальных демократов-разночинцев на природу искусства как на ухудшенное подражание жизни (Н. Чернышевский, Д. Писарев).

Серебряный век – это время многообразия художественных форм, направлений – от глубокого реализма до импрессионизма, сложной символики, примитивизма. Формируется беспредметное (абстрактное, авангардное) искусство (Малевич «Черный квадрат»), поучившее название «русский авангард».

Однако для большинства населения России этого времени отвлеченная «тайнопись» символистов, изощренная образность и изысканная стилистика их художественного творчества, их религиозно-философские и нравственно-эстетические искания были непонятны, чужды и бессмысленны. Творчество русских модернистов, при всем их новаторстве, идейной глубине и художественно-эстетической значимости, было доступно культурному меньшинству, рафинированной элите российского общества. Демократизация искусства сталкивается с тенденцией усложненной рафинированности (очищенности) искусства (доступность избранным). Это противоречие и легло в основание культуры Серебряного века, предопределив его трагический конец. Ожидаемая гармония надолго заслонилась революцией, развязавшей разрушительные и хаотические процессы, ужасами Гражданской войны и всеобщей разрухи. Они выступили как Божья кара, как историческое Возмездие. Именно революционный взрыв явился главным итогом русского модерна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: