Локализация проповеди Заратуштры




Зороастрийские цвета[ источник не указан 799 дней ] на флаге Ирана: зелёный — символ процветания, белый — символ праведности, красный — символ доблести

Место жизни и деятельности Заратуштры определить значительно проще: упоминаемые в Авесте топонимы относятся к Азербайджану, северо-восточному Ирану, Афганистану, Таджикистану и Пакистану[6]. Традиция связывает с именем Заратуштры Рагу, Систан и Балх.

После получения откровения проповедь Заратуштры долго оставалась безуспешной, в разных странах его изгоняли и унижали. За 10 лет ему удалось обратить только своего двоюродного брата Маидьомангху. Затем Заратуштра явился ко двору легендарного Кеянида Кави Виштаспы (Гоштасба). Проповедь пророка произвела на царя впечатление и после некоторых колебаний он принял веру в Ахура Мазду и начал способствовать её распространению не только в своём царстве, но и направлять проповедников в сопредельные страны. Особенно близки к Заратуштре стали его ближайшие соратники, визири Виштаспы, братья из рода Хвогва — Джамаспа и Фрашаоштра.

Периодизация зороастризма

  1. Архаичный период (до 558 до н. э.): время жизни пророка Заратуштры и существования зороастризма в форме устной традиции;
  2. Ахеменидский период (558—330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма;
  3. Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. — 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства, буддизм значительно потеснил зороастризм в империи Кушанов;
  4. Сасанидский период (226—652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты под руководством Адурбада Махраспандана, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;
  5. Исламское завоевание (652 н. э. — середина XX века): упадок зороастризма в Персии, гонения на последователей зороастризма, возникновение парсийской общины Индии из эмигрантов из Ирана, литературная деятельность апологетов и хранителей традиции под властью мусульман.
  6. Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

Течения в зороастризме

Основными течениями зороастризма всегда были региональные варианты. Сохранившаяся ветвь зороастризма связана с официальной религией державы Сасанидов, прежде всего в том варианте, что сложился при последних из этих царей, когда при Хосрове I была произведена последняя канонизация и запись Авесты. Эта ветвь по-видимому восходит к тому варианту зороастризма, что был принят мидийскими магами. Несомненно в других областях иранского мира существовали другие варианты зороастризма (маздеизма), судить о которых мы можем только по фрагментарным свидетельствам, прежде всего арабским источникам. В частности, от маздеизма, бытовавшего до арабского завоевания в Согде, который был ещё менее «письменной» традицией, чем сасанидский зороастризм, сохранились только отрывок на согдийском языке, повествующий о получении Заратуштрой откровения и данные у Бируни.

Тем не менее в рамках зороастризма возникали религиозно-философские течения, определяемые с точки зрения сегодняшней ортодоксии как «ереси». Прежде всего это зурванизм, основанный на большом внимании к концепту Зурвана, изначального вселенского времени, «детьми-близнецами» которого признавались Ахура Мазда и Ахриман. Судя по косвенным свидетельствам, доктрина зурванизма была широко распространена в Сасанидском Иране, но хотя её следы обнаружимы в пережившей исламское завоевание традиции, в целом зороастрийская «ортодоксия» прямо порицает эту доктрину[7]. Очевидно, прямых конфликтов между «зурванитами» и «ортодоксами» не происходило, зурванизм скорее был философским течением, вряд ли как-либо затрагивавшим обрядовую часть религии.

Распространившееся в Римской Империи почитание Митры (митраизм) также часто относят к зороастрийским ересям, хотя митраизм скорее представлял синкретическое учение не только с иранским, но и сирийским субстратом.

Безусловной ересью зороастрийские ортодоксы считали манихейство, в основе которого, однако, был христианский гностицизм.

Ещё одной ересью считается революционное учение Маздака (маздакизм).

Основными вариантами современного зороастризма являются зороастризм Ирана и парсийский зороастризм Индии. Однако различия между ними носят в целом региональный характер и касаются в основном ритуальной терминологии, благодаря происхождению из одной традиции и поддерживающемуся общению между двумя общинами, никаких серьёзных догматических расхождений между ними не сложилось. Заметно лишь поверхностное влияние: в Иране — ислама, в Индии — индуизма.

Среди парсов известны «календарные секты», придерживающиеся одного из трёх вариантов календаря (Кадими, Шахиншахи и Фасли). Чётких границ этих групп нет, догматического различия между ними — так же. В Индии также возникали различные течения с уклоном в мистику, испытывавшие влияния индуизма. Самым известным из них является течение Илм-и Хшнум.

Некоторую популярность среди зороастрийцев приобретает «реформистское крыло», выступающее за отмену большинства обрядов и древних правил, за признание священными только Гат и т. д.

"Добрый помысел, доброе слово, доброе дело" - основной постулат зороастризма, главная святыня которого находится в Иране

Зороастризм - культ огнепоклонничества - одна из наиболее таинственных религий. Нет точного ответа на вопрос о том, когда она зародилась. Называются разные даты. Место зарождения также остается загадкой. По одной из версий, колыбелью зороастризма следует считать Афганистан, по другой - Южный Урал, существуют и другие гипотезы.

Главная святыня зороастризма находится на территории современного Ирана - это храм Чак-Чак в горном массиве в 70 км от города Йезд. Значение этого святилища для огнепоклонников сравнимо со значением Мекки для мусульман. Согласно преданию, младшая дочь персидского правителя Никбану бежала от арабских завоевателей. Горы расступились и дали ей приют. Принцесса укрылась в пещере, в которой теперь находится Чак-Чак. Ежегодно в это место 14-18 июня со всего мира съезжаются последователи культа огня для проведения религиозных обрядов.

Туристу непросто добраться до Чак-Чака. Для этого нужно взобраться на высоту примерно 350 метров по очень крутой лестнице, ведущей к храму от парковки автомобилей. Вход в святилище охраняют два изображенных на воротах древнеперсидских воина, вооруженных копьями. Своим странным названием храм обязан капающей в двух местах со свода пещеры воды, оно созвучно звуку падающих капель. Как утверждают, ритм их падения не менялся в течение многих веков.

Основной символ зороастризма называется "фаравахар". Он изображен на стенах Чак-Чака, его можно встретить и в других культовых местах и просто на улицах Йезда, на зданиях, рекламных плакатах, путеводителях, открытках. Это человек-птица с длинными распростертыми крыльями, которые имеют три ряда перьев. Первый символизирует добрый помысел, второй - доброе слово и третий - доброе дело. Это главный постулат зороастризма. Считается, что следуя ему, человек может воспарить подобно птице.

Стены Чак-Чака украшают портреты Зороастра или Заратуштры - пророка зороастрийцев, а также выдержки из священной книги Авесты. Ликов бога добра и света Ахуры-Мазды или Ормазда в храме нет. Как объяснил корр. ИТАР-ТАСС хранитель святилища, изобразить бестелесное божество невозможно, так же как и противостоящего ему бога тьмы и зла Ахримана.

Любопытно, что скала, в которой находится Чак-Чак, практически лишена растительности. Между тем, в самом храме рядышком растут два внушительных дерева, для которых в кровле проделаны отверстия. Как гласит предание, сама Никбану 1300 лет назад воткнула между камней две веточки, которые прижились, пробив корнями горный массив.

Разумеется, в Чак-Чаке всегда горит огонь. Имеется своеобразный алтарь, представляющий собой около десятка металлических ёмкостей в форме расходящихся по кругу лепестков. В них разжигается огонь во время проведения обрядов.

В современном Иране зороастризм в значительной степени вытеснен исламом. Огнепоклонников в Исламской Республике сейчас насчитывается примерно 25 тысяч, из них 15 тыс проживают в провинции Йезд. Тем не менее иранцы свято чтят традиции предков и соблюдают древние обряды. Один из них - "чаршамбе сури", или "красная среда". Этот праздник огня традиционно отмечается в ночь на последнюю среду года и сопровождается разведением костров, играми с огнем, взрывами петард и других пиротехнических изделий.

 

 

Азербайджан также называют «страной огней» (от «азер» - огонь). Зороастризм –огнепоклонничество - первая мировая религия. Страна еще с древности известна своими горящими очагами - храмами огня. Здесь проживали племена огнепоклонников. В 30 км от Баку, на окраине селения Сураханы - музей под открытым небом, храм вечного огня. Территория храма известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: