ПОДБОР МУЗЫКИ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ СПЕКТАКЛЯ




Все чеховские спектакли, созданные Станиславским и Немировичем, шли с подобранной музыкой.

К компиляции часто прибегают при музыкальном оформлении кинофильмов, теле- и радиопередач. Хорошая компиляция — отнюдь не простое включение в спектакль отобранных музыкальных номеров. Необходимо как бы «пересоздать» музыкальный материал в некое новое целое, отвечающее ритму, смыслу и характеру постановки. При компиляции вполне допустимо связывать воедино фрагменты из произведений разных композиторов. Важно при этом установить связь между фрагментами, а это не так просто сделать, даже когда два музыкальных номера схожи между собой в стилевом отношении.

НАЧАЛО составление плана

Текст – это то, что лежит не поверхности, поступками и речью людей и героев на сцене управляют чувства. Как сказал великий английский режиссер Питер Брук, в любой пьесе слова – это шифр, это письменное обозначение тез речевых интонаций человеческого голоса на определенной высоте, с определенными паузами, в определенном ритме, в сопровождении жестов, несущих определенную смысловую нагрузку. Слово не начинается как слово. Оно – конечный результат, лишь небольшая часть огромного невидимого целого. Для актера и режиссера единственный путь к верному воспроизведению текста со сцены – воссоздать первоначальный психологический процесс, совершавшийся в душе драматурга. Этот процесс нельзя ни обойти, ни упростить.

Для того, чтобы в оформлении использовать музыку Шопена, Шуберта и других романтиков, надо, чтобы у героев постановки и у режиссера соответственно было это же чувство в душе. В противном случае – фарс. Как только человек или герой пьесы возвращается к своему естественному состоянию, сбрасывает юродствующую маску, так в оформлении сразу же используется классическая музыка и звучание классических инструментов и фортепиано.

В оформлении любой пьесы можно использовать музыку любых стилей и отдельно и в сочетании. Музыкальные стили существуют в последовательности лишь в истории музыки, а в реальности они сосуществуют. Чем ближе исторический отрезок к действительности, тем большим стилистическим разнообразием он характеризуется. Это раньше – МОНО, а сейчас – ПОЛИ. Надо только следить за тем, чтобы классическая музыка была бы хорошо сбалансирована с современной.

Характер музыкального оформления определяется масштабами сценической площадки.

Главная специфическая черта сценария театрализованного представления – проведение конфликта через построение, композицию материала.

При его построении следует учитывать законы музыкальной драматургии. Музыкальная драматургия – это действие, звучащее в музыке, это музыкальная борьба сил действия и противодействия (контрдейстия). Угадать в музыке действие, услышать его, перевести его в сценическое – задача режиссера. Тогда музыка будет не просто иллюстрацией, а участником, компонентом действия.

В сценарии необходимо точно обозначить музыкальные куски, определить словами их драматургическую действенность. При этом важно соблюсти чувство меры, чтобы не было перебора. Это надо выверить еще в застольный период.

Характер музыки в театрализованном представлении может быть различным, но обязательно с чертами монументальности. В свою очередь, это может быть и тихая музыка, и лирическая песня. Ощущение монументальности придает музыке обобщенный сквозной образ предстоящего действия. Его еще надо сочинить, определить словами в убедительных формулировках.

 

Студенты выбирают оформление из той звуковой среды, в которой сами живут.

 

Музыкант, которому поручено сделать подбор музыки, прежде всего внимательно читает пьесу, вникая в содержание. Ему предстоит познакомиться не только с музыкальной культурой той эпохи, которая отражена в произведении, но и с сопутствующими материалами— книгами, кинофильмами, иконографией. Этот период работы музыкального оформителя напоминает работу композитора и художника над пьесой.

После этого режиссер знакомит музыканта с уже существующим постановочным планом, высказывая более или менее определенные суждения и пожелания по музыкальному решению спектакля, направляя творческое воображение музыканта в нужном направлении.

После этого музыкант и режиссер определяет по тексту пьесы места, куда будет введен музыкальный материал. Найти в пьесе логически оправданные и эмоционально необходимые моменты для ввода условной музыки — не такое простое дело. Музыкальный оформитель должен хорошо разбираться в особенностях драматургии, он должен почувствовать будущую сценическую жизнь отдельных героев и пьесы в целом, точно понимать сквозное действие и сверхзадачу всего спектакля и главных действующих лиц.

Разрабатывая план оформления, музыкант исходит прежде всего из жанра пьесы и общей режиссерской концепции. В одних случаях необходимо ввести увертюру и тогда, естественно, придется найти музыку для финалов актов и всего спектакля, возможно, потребуется и музыка на перестановки при смене картин. В других спектаклях, кроме того, может возникнуть необходимость введения в сценическое действие условной музыки. Иногда же драматургия спектакля и замысел режиссера потребуют ограничиться лишь только музыкой внутри отдельных сцен.

В каждом конкретном случае надо точно знать, что должна выражать музыка, на что она должна работать в той или иной сцене, в том или ином месте спектакля. Нужно хорошо представлять себе назначение, драматургическую задачу каждого сценического эпизода в развитии всей постановки. Только при умении охватить взглядом все произведение можно точно установить, в какой действенной функции какая именно нужна музыка. Необходимо учитывать сквозное развитие событий и характеров, порядок и соотношение сценических эпизодов, композиционное построение пьесы. Кроме того, следует принять во внимание, была ли музыка — и какая — в предыдущем эпизоде, понадобится ли в последующем, не грозит ли однообразием последовательность музыкальных кусков или чрезмерным разнобоем и неудачным их соединением. Следует напомнить, что максимальное эмоциональное воздействие на зрителя музыка производит лишь при экономном ее введении и именно в тех местах, где она дополняет сценическое действие и помогает его восприятию.

Чем действие прозаичнее, чем оно обыденнее, тем меньше оснований для ввода музыки в данный эпизод.

 

Наметив ввод музыки в те или иные места пьесы, музыкант встречается с режиссером. Обсуждая план, режиссер может отвергнуть все или многое из того, что предложено музыкантом. Однако творческий авторитет, специальная подготовленность музыканта должны помочь режиссеру найти единственно правильное решение, соответствующее общему замыслу постановки спектакля. Наилучший вариант — музыкант и постановщик работают над текстом пьесы совместно, продумывая каждую сцену, каждый эпизод.

Принятое решение музыкального оформления с помощью подбора музыки фиксируется в постановочном плане спектакля. Конечно, многое из того, что намечено в плане, впоследствии, при репетиции на сцене, получит новое освещение, станет ясным, насколько действенно, оправданно выбрано место для включения музыки, как музыка согласуется с мизансценой, ритмом действия, освещением, декорацией, характером действующих лиц. Многое будет зависеть от того, какая именно музыка будет выбрана для той или иной сцены, как будет организовано музыкальное сопровождение спектакля.

После того как план музыкального оформления разработан, возникает не менее важная и не менее трудная задача подбора конкретного музыкального материала.

методы ис­пользования подобранной музыки

 

В театрализованном представлении музыка может быть использована как таковая (музыкальный номер), в качестве сопровождения (иллюстрации), и как звучание мира. В этом случае она принимает на себя функцию авторской оценки происходящего на сцене, становясь музыкой автора. (Из Бунина и Рахм.).

В спектакле также могут быть лирические отступления, философские раздумья. Все это – режиссерские паузы, свидетельствующие о наличии второго плана в драматическом произведениивозможно несколько методов подхода к использованию подобранной музыки в спектакле.

Наиболее простой, а поэтому и чаще всего исполь­зуемый— иллюстративно-изобразительный метод. При этом методе основное внимание уделяется внешней сто­роне действия; так,

· в сцене, где герои рас­стаются, вводится музыка, передающая это настроение;

· если на сцене раннее утро, восход солнца — подбирается музыка, отражающая эту картину,

· если молодые люди едут на целину, на комсомольскую стройку, их сопровождают бравурная музыка, молодежная песня, марш и т. п.

Под иллюстративной музыкой принято понимать музыку бездейственную, то есть лишь повторяющую то, что ясно и понятно без нее. Получается как бы музыкаль­ная «этикетка» к действию.

Сам по себе этот метод вполне приемлем— все дело в художественном вкусе, такте, с которым подходят к иллюстрации.

 

Наиболее сложный метод — тематический, требующий от музыканта глубокого взгляда на драматургию спек­такля, определенного творческого опыта, музыкальной фантазии. При этом методе выявляется сущность как всего спектакля, так и отдельных сцен. В этих случаях музыка вводится как для характеристики отдельных ге­роев, так и групп действующих лиц, объединенных об­щими интересами. Она может обобщать конкретное дей­ствие, указывать на дальнейшее развитие той или иной сцены, причем это может быть выражено в контра­сте с непосредственным действием на сцене. При этом методе соблюдается единый стиль всего музыкаль­ного оформления, связанного единой музыкальной мыслью.

Характерным примером может служить музыкальное оформление спектакля «Три сестры» на сцене МХАТа. В первом акте звучит «Осенняя песня» Чайковского (играет Андрей), во втором —Ирина и Родэ исполняют романс «Ночи безумные», в третьем — из-за кулис доно­сятся звуки скрипки —Андрей играет «Баркаролу» Чай­ковского, в четвертом — из открытых дверей и окон дома доносится игра на фортепиано — это Наташа играет «Мо­литву девы» Падеревского. С арфой и скрипкой по дво­рам ходят бродячие музыканты. Их музыка служит фоном для многих сценических кусков акта. Они испол­няют вальс «Ожидание» Г. Китлера и песню «Надену черно платье». В финале спектакля звучит исполняемый военным оркестром «Марш Скобелева» К. Франта. Бод­рая мажорная музыка военного оркестра постепенно приближается, оркестр проходит рядом с домом Прозо­ровых. На минуту он как бы останавливается у ворот, прощаясь с этим дорогим для уходящего полка местом, и постепенно удаляется, затихая. Призывные звуки труб подчеркивают трагичность судьбы Прозоровых. Уходит полк, разрушены мечты трех сестер, и все же живет на­дежда, что «счастье» и мир настанут на земле.

 

Нередко режиссер и музыкант обращаются к методу, при котором выявляется только общее настроение спек­такля в целом, его жанр. При этом методе характерно обращение к увертюре, музыкальным антрактам, финалам, что дает возможность использовать те или иные подобранные музыкальные произведения целиком.

 

Часто план музыкального оформления не содержит точно какого-либо одного метода: в одной сцене музыка может быть введена как иллюстративно-изобразительный элемент, в другой она раскрывает идейный смысл сцены или характер героя, его настроение. В этом же спектакле может быть и увертюра, и музыкальный финал, выдер­жанные в одном стиле.

Все мысли, возникающие по ходу работы, оформитель заносит в свой предварительный план музыкального решения спектакля. Наметив решение по вводу музыки в те или иные места пьесы, музыкант встречается с ре­жиссером.

Подобранная к спектаклю музыка обычно написана по другому поводу, подчас композитором другой эпохи, другой страны. Введенная в сценическое действие режиссером и звукорежиссером она становится частью заново рожденного целого, а значит, и воспринимается уже в ином контексте.

С появлением в театрах компьютеров и интернета упростился как и сам процесс подбора музыкальных произведений, так и технология ввода музыки в сценическое действие. В частности, отпала надобность привлекать концертмейстера для проигрывания отобранного материала. Да и не всегда фортепианное исполнение дает полное представление о произведении, предназначенном для оркестра. Широкий круг музыкальных произведений, высокое качество этих записей позволили по-новому решать вопросы музыкального оформления спектакля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: