Специфика использования цирковых номеров в постановках театрализованных ёлочных представлений Беларуси 1990-х – начала 2000-х гг.




Открытый формат 2016 год.

Подготовила

преподаватель кафедры

режиссуры эстрады

Николаева Ю.Г.

В таком сложном синтетическом виде искусства, как эстрада, нет и не может быть постоянных элементов: один жанр проникает в другой, становясь неким новым, самостоятельным образованием, одна эстрадная форма эволюционирует в другую или просто исчезает. В ряду эстрадных спектаклей отдельное место занимают театрализованные новогодние действа, которые классифицируются как театрализованные ёлочные представления [5]. Их история в Беларуси начинается с советских времён. Изначально ёлочные спектакли организовывались в цирке, а позднее перешли в здания домов культуры, Дворцов спорта, Дворцов культуры профсоюзов и т.д. С 1995 года театрализованные ёлочные спектакли, которые назывались «Главными ёлками страны», стали проходить во Дворце Республики. До 1990-х годов в Беларуси полностью сложилась структура такого типа действ, представляющая собой театрализацию сказки с участием традиционных персонажей Деда Мороза и Снегурочки, в канву которой органично вплетались эстрадные номера (вокал, танец, пластика, кукольный театр, теневой театр и т.д.), а также игры и викторины, проводимые с залом. Период 1990-х – начала 2000-х годов, после развала СССР, стал для Беларуси периодом обретения государственности и независимости. Отечественные эстрадные представления этого периода с одной стороны стремились к некой самобытности, а с другой спешили вписаться в так называемый «западный вектор». Это выражалось в стремлении придать программам мюзик-хольный характер, что привело к использованию в спектаклях большого колличества музыкальных номеров, а также во введении в программы большого колличества элементов шоу, в результате чего впервые в истории белорусских ёлочных представлений, поставленных на сцене, появилились цирковые номера, значительно разнообразившие палитру выразительных средств спектаклей и переводящие театрализованные ёлочные представления в разряд новогодних шоу для детей.

Учитывая специфику циркового искусства, способ действования актёров в котором носит ярко выраженный физический характер, чаще всего не изобразительный, а выразительный, возникают определённые проблемы органичного вплетения цирковых номеров в полотно, сотканное по принципу театрально-действенного отражения действительности. В белорусской традиции постановок театрализованных ёлочных представлений 1990-х –2000-х годов наметились основные способы использования цирковых номеров, выбор которых зависел прежде всего от того, какого рода функцию призван нести номер в представлении.

Если цирковой номер является смысловым узлом, зачастую кульминацией представления, то его характеризует большое количество участников на сцене, которые являются либо живым фоном для исполнения номера, либо непосредственными его участниками [2]. Так, в представлении Н. Башевой «Новогодние приключения Белоснежки», проходившего во Дворце Республики в 2001году, эпизод «Бой ледяных воинов с воинами тьмы», в котором были задействованы все участники спектакля, был решён средствами акробатики. Артисты заполняли сцену целиком, создавая три зрительных плана: на музыкальных акцентах всеми участниками боя делались синхронные пластические акценты, отдельные сложные трюки высвечивались пушкой [1.2]. Эпизод из этого же представления «Бой на мечах и секирах», где добрый Эльф противоборствует злобному компьютерному Вирусу, был решён в жанре постановочного боя. Трюки исполнялись положительным и отрицательным героями, находившимися на первом плане, а все остальные персонажи, распологавшиеся на втором и третьем, эмоционально и пластически сопереживали участникам боя [1.2].

В случае, когда номер раскрывает некий символ, является олицетворением чего-либо, он зачастую исполняется синхронно с текстом, расшифровывающим значение символа, либо текстом-загадкой, текстом-заклинанием. Традиция речевого оформления циркового номера восходит к народному фольклорному театру, где поэтический прозаический песенный коментарий является стержнем действия [4]. В представлении Н. Башевой «Новогоднее путешествие в компьютерную страну», прошедшем во Дворце Республики в 2001 году, цирковые эпизоды символизировали испытания, которые должны были преодолеть главные герои. Номер в жанре акробатики на брусьях олицетворял собой лабиринт, который дублировался стихотворным текстом-заклинанием, помогающим в его прохождении. Номер с огнём, символизирующий испытание страхом, сопровождался стихотворными строками, информирующими о том, какими душевными качествами должен обладать человек для победы над страхом. Номер «Часы», олицетворяющий собой интеллектуальные загадки, сопровождался на фонограмме вопросами-ребусами, последнюю стихотворную строку которых должны были договаривать зрители [1.3].

Определённого внимания заслуживают цирковые номера, используемые в театрализованном ёлочном представлении с целью характеристики героя средствами цирка. В этом случае уже само появление артиста-героя тщательно выстраивается и обыгрывается пластическими и техническими средствами, на сцене в момент номера отсутствуют любые параллельные действия, в конце номера обязательно ставится финальная точка, символизирующая самоутверждение персонажа (на наивысшем уровне развития фиксируется звук, свет, пластика артиста) [3]. В эпизоде «Рождение огненной змейки» из представления «Новогодние приключения Белоснежки» появление персонажа тщательно готовилось: загорался кратер вулкана, луч света раскрывался в форме цветка, из которого вылетала шестикрылая змейка, демонстрировавшая номер в жанре воздушной гимнастики. Действие с третьего плана постепенно перемещалось на первый. Музыкальное оформление номера подчеркивало лёгкость гимнастки-исполнительницы, в финале звучала музыкальная тема торжества победы добра над злом [1.2]. В этом же спектакле зрители увидели номер «Пауки», представлявший слуг отрицательного персонажа Мышильды. Номер исполнялся воздушными гимнастами на сетке из канатов, натянутой на аван-сцене. Благодаря затемнению сцены, зритель видел вначале лишь силуэты персонажей. По мере набора света наростала по динамике и музыкальная тема пауков. В процессе номера определялся характер героев, их взаимоотношения [1.2].

Наиболее самостоятельную роль в представлении играют цирковые номера, являющиеся заявкой или иллюстрацией определённой темы, параллельной основной сюжетной линии. В таких номерах могут независимо развиваться несколько простых сюжетных линий, которые, раскрывая разные грани темы, создают своеобразный цирковой колейдоскоп (шари-вари) [3]. В эпизоде «Таверна» из представления «Новогоднее путешествие в компьютерную страну» использовался аттракцион в жанре дрессуры, исполняемый животными Белгосцирка. Каждый из маленьких артистов играл свою роль и вступал в определённого рода отношения с партнёрами: официанты обслуживали посетителей, бармен разливал напитки [13]. В эпизоде «Страна гномов» из этого же спектакля герои демонстрируют целый эстрадно-цирковой концерт, иллюстрируюций страницы из истории жизни гномов (акробатика, жонглёры, эквилибр в кольце, номер на канате, иллюзия), в каждом из которых не только демонстрируется жизнь гномов вовсём её разнообразии, но и проявляются отношения и характеры персонажей. В этом случае каждый номер сам по себе является законченным драматургическим произведением [13].

В случае, когда в эпизоде, несущем смысловую нагрузку, используется не весь цирковой номер, а только трюк, помогающий разрешить ситуацию, заложенную в сюжете, трюк приподносится особенно выразительным благодаря либо лёгкому замедлению действия либо музыкальному и световому акцентированию [1]. В представлении В. Панина «Волшебное путешествие в Рождество», прошедшем во Дворце Спорта в 1991 году Щелкунчик подбрасывал орех Кракатук, а ловил уже две отдельные половинки. Действие, происходившее на первом плане, слегка замедлялось, благодаря замедляющейся музыке, имитирующей полёт и раскол ореха, пушке, высвечивающей всю траекторию его движения [1.1]. В финале этого представления зритель мог наблюдать номер в жанре иллюзии с подменой: кукольный Дед Мороз превращался в настоящего. Персонаж переводился с третьего плана на первый за счет высвечивания его пушкой и затемнения остального пространства [1.1].

Цирковые номера, используемые в театрализованных ёлочных представлениях Беларуси 1990-х – начала 2000-х годов органично влились в структуру спектаклей, усилив их зрелищность. Трюковой характер цирковых номеров позволил более точно и выразительно раскрыть определённые образы, по- новому взглянуть на сущность актёрского действия. Каждый цирковой номер в спектакле обыгрывался по-своему, в зависимости от его функции в структуре представления. Специфическая особенность использования цирковых номеров в театрализованных ёлочных представлениях – ограничение по жанрам: учитывая технические особенности сцены, самыми популярными стали воздушная гимнастика, акробатика и дрессура.

 

 

Список использованной литературы:

1. Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства.

1. Фонд 456. – Оп. 2. –Д. 2 –1991. Сценарий новогоднего представления во Дворце Республики «Волшебное путешествие в Рождество» 1991-1992 гг.

2. Фонд 456. – Оп. 2. –Д. 3 –2000. Сценарий новогоднего представления во Дворце Республики «Новогодние приключения Белоснежки» 2000-2001 гг.

3. Фонд 456. – Оп. 2. –Д. 9 – 2001. Сценарий новогоднего представления во Дворце Республики «Новогоднее путешествие в компьютерную страну» 2001-2002 гг.

2. Булгак, Л. Предчувствие спектакля / Л. Булгак// Советская эстрада и цирк. – 1983. – №9 – С. 4-6.

3. Ганешин, К. Где рама а где картина или границы театрализации / К. Ганешин // Советская эстрада и цирк. – 1989. – №2 – С. 27-28.

4. Новодворская, И. Скажите, цирк – это театр? / И. Новодворская // Советская эстрада и цирк. – 1985. – №4 – С. 6-7.

5. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. – Москва: Просвещение, 1986. – 464 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: