Глава3. Коррекция зрения




 

Необходимо сказать, что в настоящее время близорукость становится массовым явлением. В школах и лицеях к моменту завершения обучения до 43% выпускников становятся близорукими. В странах Азии на данный момент 40-60% населения страдает различными нарушениями зрения. Таким образом, в мире наблюдается просто эпидемия глазных болезней. Основным заболеванием является близорукость, при которой четкое изображение предмета оказывается перед сетчаткой; но так же распространены такие заболевания, как дальнозоркость, астигматизм, глаукома, отслойка сетчатки и т.п.

Офтальмологи всего мира в один голос утверждают, что человеческий глаз просто не приспособлен для тех нагрузок, которые он испытывает в современном мире, ведь эволюция глаза завершилась задолго до появления нашей цивилизации: первобытному человеку не нужно было ни читать, ни писать, ни работать за компьютером. Первобытный человек, якобы, смотрел преимущественно вдаль, когда охотился, но ведь он смотрел и вблизи, когда готовил пищу или работал бытовыми инструментами. А ведь и в наше время есть люди с нормальным зрением, так в чем же дело? На этот вопрос ответил Уильям Бейтс, благодаря своим тридцатилетним исследованиям.

В чем же причина этих заболеваний, которые лишают многих людей полноценной жизни и даже могут привести к слепоте? Некоторые аномалии зрения вызваны не, собственно говоря, нарушением в работе самого органа зрения, а заболеванием зрительного нерва или повреждением центра зрения головного мозга. В подавляющем большинстве этих случаев современная медицина практически бессильна ввиду чрезвычайной сложности и, зачастую, невозможности проведения нейрохирургических операций. Тем не менее, некоторым из таких больных удается частично (или полностью) скорректировать зрение, используя методику Уильяма Бейтса. Об этой методике, являющейся одной из самых эффективных в офтальмологии будет рассказано позже. А пока что рассмотрим классические воззрения на причину возникновения глазных болезней, вызванных нарушением работы органа зрения, симптомы их проявления, и некоторые современные методы коррекции, применяющиеся при устранении глазных болезней.

Основным проявлением близорукости является ухудшение зрения вдаль в связи с несовершенством преломляющего аппарата глаза, когда сфокусированное изображение предметов расположено ближе сетчатой оболочки глаза. При этом человек видит предметы расплывчато, как бы в тумане.

Близорукость, как правило, возникает у детей в школьном возрасте по причине возрастания зрительных нагрузок, внедрения компьютерной техники в учебный процесс, увеличения потока видеопродукции и телевизионной информации в быту. Ухудшение экологической обстановки также оказывает отрицательное влияние на орган зрения и способствует прогрессированию близорукости, которая из безобидной аномалии рефракции постепенно переходит в миопическую болезнь (осложненную или злокачественную форму близорукости), что приводит в 25% к инвалидности по зрению.

Для профилактики миопии можно использовать лечебную и/или расслабляющую гимнастику. Особенно это актуально для детей, так как до 18 лет глаз продолжает развиваться, и для людей, много времени проводящих за компьютером или перед телевизором.

У детей дошкольного возраста часто нарушается зрение из-за того, что мышцы, управляющие глазами, слабнут в результате перегрузок на зрительные органы. Поэтому зрение нужно тренировать. Примерная схема тренировки зрения (в виде расписания по дням недели с целью чередования упражнений):

Понедельник: К стеклу приклеивается метка (кружок диаметром 7 см). На уровне взора детей стоя. Сначала дети смотрят на кружок, затем в даль (на предмет удаленный от окна). Повторяется 5-6 раз.

Вторник: Воспитатель берет любой предмет в руку, под команду "посмотрите на предмет и приседайте, не отрывая взгляда от предмета с поднятой головой", дыхание свободное. Повторяется 5-6 раз.

Среда: Дети берут в руки карандаш на вытянутую руку, фиксируют предмет глазом и приседают 5-6 раз.

Четверг: "Прицеливание" к доске. На уровне глаз ребенка чертится линия. Дети берут в руки карандаш, смотрят на кончик карандаша, а затем совмещают кончик карандаша с линией на доске. Упражнение совершается 5-6 раз.

Пятница: Четыре картинки закрепляются на углах комнаты, группы по команде отыскивают тот предмет, который называет воспитатель. Дети ищут предмет глазами сначала по часовой стрелке, затем против. И так три раза.

Зрительно-двигательные траектории, используемые в вышеперечисленных упражнениях: стрелка по вертикали, по центру, по горизонтали, по овалу по часовой стрелке, и по второму овалу против часовой стрелки. Внутри из центра проводиться восьмерка по часовой стрелке. Получается пять линий, по которым ребенок ведет глазами вверх, вниз, влево и вправо; чем медленнее он это делает, тем лучше.

Проблема ухудшения зрения особо касается людей, значительное время проводящих за компьютером. К ним относятся программисты, дизайнеры, писатели, ученые. По мнению офтальмологов, опасен не столько сам экран компьютера, сколько непрофессионально составленные программы. Правила эргономики известны давно, но редко соблюдаются полностью, посмотрите на современные программы: зачастую элементы управления расположены неудобно, весьма распространены мелкие, плохо читаемые шрифты. Да и сам пользователь часто неправильно настраивает монитор (его контрастность должна быть высокой, а яркость низкой), неправильно сидит за компьютером. В итоге глаза напрягаются, следя за непрерывным бегом световых лучей. Обычно мы моргаем двадцать раз в минуту, слезоточивые железы при этом увлажняют роговицу. Неподвижно глядя на экран, мы моргаем в 3 раза реже. Глаз становится "сухим", это ведет к снижению остроты, а затем и к потере зрения. Этого можно избежать, если соблюдать правила гигиены зрения, тренировать глаза.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, но свет, особенно дневной, не должен падать на монитор, т.к. в результате уменьшится контрастность изображения. Свет должен падать слева и в то же время не попадать в глаза. Почему именно слева? Это очевидно, когда человек пишет от руки: тень от ручки не закрывает написанное. Но почему это так, когда мы работаем за компьютером? Оказывается, это не въевшийся штамп; согласно утверждениям офтальмологов, наши глаза видят по-разному, и когда свет падает слева, мы меньше утомляемся. Это легко проверить, поместив лампу слева и справа от монитора. Результат подтверждается опытным путем.

Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны: многие из них действительно расслабляют глаза, но многие и нет. Так что если вы не уверены в эффективности имеющихся у вас программ (она устанавливается опытным путем), то, наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха. Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут. Она помогает не корректировать зрение, а восстанавливать его естественным путем. Чтобы испортить зрение, человек трудится не один год. Именно он, а не доктор должен упорно работать для его (т.е. зрения) исправления. Здоровье надо заслужить.

Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежное при работе за компьютером, необходимо:

· каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут;

· закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты;

· проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.

Для детей рекомендации те же, но перерывы нужно делать чаще и продолжительнее: детям 12-14 лет каждые 45 минут, а в 15-17 лет - каждый час, перерыв должен длиться не менее 15 минут.

Комплекс включает восемь упражнений:

1. Горизонтальные движения глаз: направо - налево.

2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".

7. Частое моргание глазами.

8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

Следующие упражнения разработаны специально для профилактики близорукости (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.

2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.

3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.

Ещё существует метод расслабления и тренировки глаз с помощью гимнастики:

Упражнение 1. Медленный полный вдох. Подушкой ладони (место над суставом кисти под мизинцем и большим пальцем) проводить по векам справа и обратно в течение выдоха с частотой движений 1 раз в секунду. Сомкнуть руки ладонями (как при умывании) и наложить на лицо, закрыв глаза, рот и нос (глаза держать закрытыми).

В этом положении максимально задержать дыхание (на выдохе), открыть глаза (свет не должен падать в глаза) и вдохнуть воздух, не снимая ладоней. Выдох с одновременным постепенным разведением ладоней в стороны. Упражнение делается 1 раз при усталости глаз.

Упражнение 2. Ладони положить на колени, взгляд прямо перед собой. Глаза направить максимально влево и вниз и, не моргая, смотреть так до усталости, выделения слез или сильного желания моргнуть. Медленно полный вдох, выдох, после чего скосить глаза, как указано выше, и задержать их в том положении на максимальной паузе. До вдоха глаза вернуть в исходное положение. Делать раз.

Упражнение 3. То же, что и № 2, только глаза скосить вправо и вниз.

Упражнение 4. Смотреть на переносицу обоими глазами.

Упражнение 5. Обоими глазами смотреть на кончик носа. Смотреть так же, как в упражнении 2.

Упражнение 6. Круговое плавное движение глазами влево, вниз, на переносицу, вправо, вниз, на кончик носа. Вращение глазами осуществлять на максимальной паузе (на выходе) с частотой вращения 2 - 3 раза в секунду.

Упражнение 7. Вращение глазами вправо, вниз, на переносицу, влево, вниз, на кончик носа.

Упражнение 8. То же, что и упражнение 1 (массаж).

Упражнение 9. Во время умывания набрать полный рот холодной воды из ладоней. Широко раскрыть глаза и плескать в них холодную воду 10—15 раз до тех пор, пока вода во рту не согреется. Лучше при этом задержать дыхание на выходе в течение максимальной паузе.

В течение дня можно выполнять следующую гимнастику для глаз:

Каждое упражнение выполняется 4-5 раз.

При работе за монитором необходимо отрываться от него периодически и смотреть вдаль, чтобы снять напряжение глаз.

Как видно из приведенных выше примеров, основная цель гимнастики для глаз – профилактика глазных болезней, а также их постепенная коррекция. Основными её принципами являются: расслабление мышц, уставших от концентрации зрения на мелких предметах, и тренировка всех мускул глазного яблока, достигаемая совершением комплекса вращательных и поступательных движений.

Практически во всех книгах, посвященных данной теме, основная методика сводится к нескольким упражнениям. В первую очередь, это соляризация. Глаза – это орган, созданный для восприятия света. Глазам нужен свет, чтобы видеть, а видят они лучше при хорошем освещении. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы приучить глаза нормально воспринимать яркий свет. Оказывается, причина боли, которая появляется от неожиданного яркого света, совсем не в яркости света, а в шоке, который испытывает человек при внезапной смене силы света. Приучить глаза к яркому свету можно таким образом: нужно выйти на улицу, снять очки и встать на краю густой тени таким образом, чтобы одна нога была на теневом участке земли, а вторая – на освещенном ярким солнцем. Далее, закрыв глаза и сделав глубокий вдох, нужно поворачивать голову то в тень, то на солнце до тех пор, пока не исчезнет боль и напряжение в глазах. Потом, делать повороты головой только на солнечной половине (также с закрытыми глазами). Как только глаза начнут воспринимать солнечный свет с легкостью, появится приятное чувство физического комфорта. Другое упражнение – пальминг. Необходимо положить на закрытые глаза ладони рук (пальцы скрещены на лбу) таким образом, чтобы избежать давления на глазные яблоки. В таком состоянии вы, в идеале, должны увидеть черное пятно. При пальминге солнечные пятнышки и точечки должны исчезнуть. Однако абсолютно черное поле увидеть с закрытыми глазами практически невозможно, поскольку это возможно только тогда, когда психика находится в состоянии покоя. Человек может видеть меняющиеся иллюзии света и цвета. Как правило, чем хуже зрение, тем более многочисленны, ярки и устойчивы эти проявления. Некоторые без труда могут приблизиться к черноте такой степени, которая достаточна для улучшения их зрения. Когда вам удастся идеально сделать пальминг, вы увидите поле зрения таким черным, что представить или увидеть что-либо чернее невозможно. Воспоминание – помощь зрению. Когда психика способна идеально вспомнить какое-нибудь из проявлений органов чувств, она всегда расслабляется. Если это сделать с закрытыми глазами – вспомнить запах или вкус – психика придет в идеальное состояние покоя. Этот период расслабления можно увеличить одним из двух способов. Нужно открыть глаза и взглянуть на какой-нибудь черный объект методом центральной фиксации с расстояния, на котором он виден лучше всего и на котором глаза расслаблены лучше всего. Либо мысленно перемещаться с одного черного объекта на другой. Такие методы помогут со временем лучше вспоминать черное, а следовательно – хорошо расслаблять глаза. Простейший отдых для глаз – это их закрытие на более или менее длительный период времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь. Лишь очень немногие люди не получают от него пользы. Эти и другие специальные упражнения помогают снизить напряжение глаз и достичь полного расслабления. Источником напряжения могут быть неблагоприятные условия – различные воздействия, от которых всегда считалось важным защищать глаза, но которых, однако, часто трудно избежать. Яркий и тусклый свет, искусственное освещение, резкие колебания уровня освещенности, мелкий шрифт, чтение в движущемся транспорте, чтение лежа всегда считались вредными для глаз. Однако это совсем не так. Когда глаза используются правильно, зрительная работа при неблагоприятных условиях не только не портит глаза, но и приносит им реальную пользу, поскольку, чтобы видеть в таких условиях, требуется большая степень расслабления. И… по поводу телевизора. Оказывается, если научиться правильно его смотреть, то это может быть не только не вредно для зрения, но и полезно, поскольку способствует перемещению или вибрации нервов сетчатки. Первый закон зрения гласит: «Когда глаз перемещается, он видит». Никто не сможет просмотреть кинофильм или телевизионную передачу, доставляя себе удовольствие, если не будет давать глазам возможность перемещаться. В первую очередь, когда смотришь телевизор, надо обращать внимание на то, в какой позе и на каком расстоянии сидишь. Очень напрягает слишком далекое или слишком близкое расстояние. Нужно садиться перед телевизором на таком расстоянии, чтобы это было удобно при вашем состоянии зрения. Лучше, если глаза будут перемещаться по всему экрану, вместо того, чтобы уставиться на какую-нибудь отдельную его часть. А во время затянувшихся сцен или монологов стоит, запоминая сцену, закрывать глаза, чтобы дать им возможность передохнуть. Кстати, в кинотеатрах по возможности нужно садиться по центру зала, а не сбоку от экрана. Прежде чем смотреть телевизор, необходимо снять очки и сделать пальминг, потому что глазам будет неприятно, если от них потребуют интенсивного зрения, не подготовив их изменениям условий зрения. Далее надо сесть настолько близко, чтобы не напрягаясь смотреть, что происходит на экране, и продолжать смотреть на таком расстоянии до тех пор, пока изображение не станет действительно четким. После этого можно немного отодвинуться назад. Так, постепенно все больше и больше увеличивая расстояние между собой и экраном, через некоторое время вы заметите, что видите лучше с более дальнего расстояния. Расслабление может помочь даже самым серьезным состояниям зрения, поскольку оно снимает напряжение с психики, тела и глаз. Расслабление не может повредить. Как же долго нужно делать эти упражнения? До тех пор, пока правильные привычки не станут подсознательными.

 

 

Заключение.

Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов.

Способность к восприятию физических нагрузок специальных медицинских групп различна.

Руководителю физкультуры следует помнить, что у больных способности к приспособлению и выполнению физических нагрузок снижены. И если физические нагрузки не будут адекватны возможностям человека, то могут возникнуть серьезные осложнения, физкультура вместо пользы принесет вред. Не следует включать в занятия сложные движения на координацию, упражнения с натуживанием, подъем тяжести и другие, которые студенту трудно освоить и выполнить из-за сниженной работоспособности и состояния здоровья.

Регулярные физические нагрузки способствуют нормализации моторных процессов, особенно при заболеваниях кардиоресператорной, эндокринной и других систем, помогают восстановить утраченные функции организма.

Основой тренировочного процесса при заболеваниях кардиоресператорной системы являются циклические упражнения, при травмах и заболеваниях ОДА- плавание, занятия на тренажерах, упражнения с гимнастической палкой, мячами.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Их содержание и продолжительность зависят от характера заболевания, его течения и частоты обострения, а также функционального состояния.

Занятия проводятся по расписанию, согласно программе, 2 раза в неделю по 90 минут. Однако с физиологической точки зрения лучше проводить 3-5 занятий в неделю по 35-45 минут.

При проведении занятий с работниками важен постоянный врачебный контроль. Студенты должны вести дневник самоконтроля, а преподаватель по пульсу, частое дыхание и субъективным контролировать их самочувствие и переносимость физических нагрузок.

 

Список использованной литературы

1. Уильям Бейтс. "Улучшение зрения без очков по методу Бейтса"

2. Наталья Кизина. "Очки или гимнастика для глаз"

3. О.П. Панков, профессор, доктор медицинских наук, академик лазерной Академии наук РФ. "Излечима ли близорукость?"

4. А. Волков. "Гимнастика для глаз"

5. О.В. Парамей, Е.И. Сидоренко, А.В. Горбунов, Е.Д. Одошашвили. "Комбинированное поражение структур глаза и головного мозга у детей при ретинопатии недоношенных"

6. Максим Атемасов. "Свежий взгляд".

7. Ю.И.Курпан, Е.А. Таламбум, Л.Л. Силин "Движения против остеохондроза позвоночника" - М: Физкультура и спорт.

8. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., Медицина. - 349 с.

9. Гранит Р. Основы регуляции движений / пер. с англ. - М., Мир, 1973. - 368 с.

10. Угрюмов В.М. Повреждения позвоночника и спинного мозга и их хирургическое лечение. - М.-Л., Медгиз, 1961.

11. Физиология движений / под ред. М. А. Алексеева, В. С. Гурфинкеля, П. Г. Костюка и др. - Л., Наука.- 1976. - 375 с.

12. Опорно-двигательный аппарат, спланхнология, центральная нервная система. Методическое пособие по изучение анатомии человека. Казань, 1972.

13. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. - С.168 Екатеринбург 2002.

14. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ.изд. - 2-е изд. стер. - М.: Химия, 1999 - 400 с.

15. Велитченко В.К. Физкультура без травм. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.

16. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144с.

17. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208 с.

18. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб.пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: