Влияние бессознательного человек не осознаёт. Фрейд говорил, что бессознательное играет главную роль в жизни человека.




Тема: «Понятие и структура личности в зарубежной психологии (З.Фрейд, А.Маслоу,К.Роджерс)»

Цель: раскрыть основные положения концепций психологических школ конца 19 середины 20 века (З.Фрейд, А.Маслоу,К.Роджерс).

Задачи:

¾ обучающая: раскрыть сущность теории о бессознательном З.Фрейда, рассмотреть иерархическую модель потребностей А.Маслоу, изучить «Я-концепцию» К.Роджерса;объяснить понятия «личность», «сознание», «бессознательное», «самореализация», «самоактуализация».

¾ развивающая: развивать произвольное внимание, зрительную образную память, продуктивное проблемное мышление, формировать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, выделять основные позиции;

¾ воспитательная: формировать научное мировоззрение, педагогический такт по отношению друг к другу, пытаться раскрыть внутренний потенциал студентов, воспитывать их личностные качества: активность, целеустремлённость, положительную мотивацию к предмету.

Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, раздаточный материал со схемами: структура личности по З.Фрейду, иерархическая модель потребностей А.Маслоу, записи на доске, презентация по теме.

Литература:

1. Введение в психологию. / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. —

М.:Академия, 1997. — С.341.

2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1:

Общие основы психологии. — С.349-354.;653.

3. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского,

М. Г.Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Политиздат,1990. —

С.193,369.

4. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. — С.69-73;312-322;344-347.

«Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть.

Они должны быть верны своей природе».

А. Маслоу

План

1. Понятие личности в зарубежной психологии.

2. Психоанализ З.Фрейда (психодинамическое направление).

3. Гуманистическое направление в психологии в середине XX века (А.Маслоу, К.Роджерс).

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач.

III. Изучение нового материала.

Понятие личности в зарубежной психологии.

Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и для окружающих.

Личность (по А.В. Петровскому)— индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

На протяжении XX века в зарубежной психологической науке сложились несколько основных направлений, в рамках которых были разработаны наиболее значительные теории личности: психодинамическая теория личности, бихевиоральная, гуманистическая и другие.

 

Психоанализ Зигмунда Фрейда (психодинамическое направление).

Психоаналитическая теория отводит ведущую роль инстинктам, мотивам и влечениям, которые выходят на первый план в поведении человека.

В структуре личности Фрейд выделил 3 основных компонента:

Super-Ego — общество в целом; «сверх-я»— ценности; (сознательная— нормы; подструктура)— взгляды; — убеждения
Ego «я»— сознание
Id «оно»—инстинкты; (бессознательная—влечения; подструктура) — сны; — описки; —сновидения; —оговорки; —фантазии

 

Фрейд условно подразделяет психику человека на:

— бессознательное;

— сознание.

Сознание — высший уровень психического отражения, присущий только человеку как общественно-историческому животному.

Бессознательное — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание .

Влияние бессознательного человек не осознаёт. Фрейд говорил, что бессознательное играет главную роль в жизни человека.

а) Подструктура Id. Слово «Id» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает примитивные, инстинктивные и врожденные основы личности. «Оно»располагается в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, инстинкты, влечения). Согласно Фрейду, «Оно» — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. «Оно» сохраняет свое центральное значение для человека на протяжении всей его жизни.«Оно» является самой старой исходной структурой психики.

В «оно» располагаются 2 основных инстинкта:

—инстинкт жизни (сексуальное влечение, в более широком смысле, эротическая или доставляющая энергия — «либидо») — сила, поддерживающая, продлевающая жизнь.

—инстинкт смерти (в некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением, или же энергией «мортидо») — сила, ведущая человека к смерти и разрушению.

 

Б) Подструктура Ego (от лат. «ego» — «я») — это сознание личности. «Я» ответственно за принятие решений, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма.

в) Подструктура Super-Ego. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении.

«Сверх-Я»— последний компонент личности, в котором находятся принятые общественные нормы и стандарты поведения. Это морально- этическая основа личности.

С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается со «Сверх-Я». Скорее, дети обретают его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет).

«Сверх-Я» считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

Влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Согласно Фрейду, именно из-за этих противоречий у человека возникают различные проблемы, формируются комплексы, неврозы, расстройства психики. Они разрешаются с помощью подструктуры «Я» — сознания, которое, стремится разумно примирить эти конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

 

3.Гуманистическое направление психологии в середине XX века (А.Маслоу,К.Роджерс).

Гуманистическая психология —самое новое направление в психологии личности. Ученые, причисляющие себя к этому течению, заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: