Точность и логичность как коммуникативные качества речи




 

Терминологический минимум: коммуникативные качества речи, точность предметная, точность понятийная, логичность речи, логичность предметная, логичность понятийная, алогизмы, паралогизмы, параонтологизмы, ложные алогизмы, паронимы, синонимы, гипонимы, гиперонимы.

 

Вопросы и задания

 

1. Заполните пустые поля таблицы «Коммуникативные качества речи». Какие коммуникативные качества, помимо названных в таблице, могут быть в ней описаны?

  Качество речи Связь с языком и неречевыми структурами   Как достигается
Правильность    
Точность      
Логичность      

 

2. Прочитайте заметку, опубликованную в газете «Аргументы и факты». Согласны ли вы с позицией автора и исполнителя песни? Почему? Встречались ли вы с фактами, подобными тому, который обсуждается в заметке, в текстах других песен?

Б.Н.Головин, помимо понятийной и предметной точности, выделяет точность образную, которая достигается прежде всего с помощью изобразительно-выразительных средств. Имеет ли отношение «поэтическая метафора», о которой говорит Н.Расторгуев, к такого рода точности?

В чем, на ваш взгляд, состоит образная точность? Опишите её в таблице зад.1. Приведите примеры точных образных выражений.

 

… Почему группа «Любэ» урезала Россию?

В одной из песен Николай Расторгуев поет: «Рассея, моя Рассея, от Волги и до Енисея». Ведь страна-то наша гораздо шире. Куда авторы и исполнители подевали часть России, которая находится восточнее Енисея и западнее Волги? (Г.Катин, Владивосток)

«Читатели «АиФ» думают, что мы не в ладах с географией, что ли? – сказал лидер «Любэ» Николай Расторгуев.- Это всего лишь поэтическая метафора. Никто не собирается урезать Россию до таких пределов, тем более ансамбль «Любэ». У нас была подобная казусная история с песней «Не валяй дурака, Америка», где есть строчка: «Екатерина, ты была не права». Понято, что Екатерина не отдавала Аляску Америке. Но поскольку это художественное произведение, то необязательно достоверно отражать исторические факты. Та просто была лихая рифма, и в угоду ей мы решили оставить историческую неточность. Мы и Гимн России на новом альбоме записали под жесткие гитарные рифы для куража. Люди на концерте вставали, у них слезы текли по щекам. Гимн представлен в несколько жестком виде, но это всего-навсего форма, которая на содержание не влияет».

А вот что ответил автор текста, поэт-песенник Александр Шаганов: «Конечно, Россия гораздо шире. И Енисей, и Волга – два речных символа России, и в этой песней одна великая река передает привет другой. Поэтические произведения – это не урок географии».

3. Прочитайте фрагмент статьи Н.И. Жинкина. В какой связи с темой практического занятия находится его содержание?

Наиболее сложным является решение отбора слов. Действительно, какие именно должны быть отобраны в данный момент слова из нескольких тысяч слов активного словаря? Эта задача не решается ни случайной выборкой, ни просмотром каждого слова словаря. Надо допустить, что существует такое устройство, которое так суживает объем словаря, что искомая группа слов выплывает из памяти. Такое устройство не состоит из слов, но вместе с тем оно только через слова и может реализоваться. Это то, что раньше было названо смысловым рядом. Теперь можно дать несколько более точное определение смысла. Смыслом мы будем называть такой информационный ряд который может быть преобразован в последовательность синонимически заменяемых слов, но сам не является рядом слов, и такой, который ограничивает информацию определенными рамками, в пределах которых начатый ряд может быть продолжен. Величину этого ограничения мы и будем называть подтемой. Так как слова могут быть преобразованы в смысл и наоборот, то смысл – это код. Минимальная единица смысла перекодируется в два слова, про которые говорят, что они связаны по смыслу.

Теперь становится более ясным механизм отбора слов и структура оперативной речевой памяти. Нет необходимости перебирать все слова лексикона или брать случайные пробы. Процесс начинается с выбора темы и подтемы, в результате чего вносятся сильные ограничения на отбор слов. Подтема, в свою очередь, может быть ограничена по длине смыслового ряда. Именно смысл должен удерживаться в оперативной памяти для того, чтобы произвести процесс перекодирования. Одновременно должно упреждаться продолжение смыслового ряда…

В устной речи нет времени для отбора слов. Приходиться применять те слова, которые находятся наготове. Тогда при неразработанности активного словаря некоторой сложности речевого задания в речь будут проскальзывать неадекватные теме слова, появляться оговорки, замены, паузы и т.п. Так может происходить со всяким, когда он не подготовился к устной речи. Но если бы его и предупредили о выступлении, все равно положительный результат появится только в том случае, когда у оратора сформирован механизм подбора адекватных слов.

В чем состоит этот механизм? Разобьем долговременную память на три зоны. Пусть в первой зоне будут слова наиболее легко воспроизводимые, во второй такие, которые находятся труднее, и в третьей – наиболее забытые. Механизм подготовки состоит в том, что отыскиваются адекватные слова независимо от времени поиска. Для этого можно воспользоваться книгами, словарями, заметками и другими вспомогательными средствами. Адекватность определяется темой речи и логикой изложения. Иначе говоря. Проговаривается в предварительных вариантах все предстоящее выступление. В процессе такой подготовки слова из разных зон памяти переходят, так сказать, в нулевую фазу или предфазу. Они поставлена в наиболее благоприятные условия воспроизведения. Тогда отбор слов не представляет трудности. Он легко осуществляется в те короткие сроки, которые отведены в устной речи. Однако не следует подготовленную речь заучивать. Тогда она потеряет естественность. Надо лишь оживить адекватные слова и озаботиться о синонимических вариантах.

4. Прочитайте отрывок из статьи Л.В. Сахарного. Как ученый оценивает слова, являющиеся наименованиями синонимических полей с широкой, обобщенной семантикой?

Способность к расширению синонимического поля заключается и в том, что выбранный с данной степенью точности признак поля практически всегда может быть включен в еще более обобщенное поле. Самые простые обобщенные поля (например, типа «предметность вообще») - это поля, самые родовые наименования которых всегда «наготове», «под рукой», и мы очень часто пользуемся такими наименованиями, вроде эта штука, эта вещь, это, оно и т.д.

Конечно, информативная ценность такого наименования сам а по себе очень невелика (так, они нецелесообразные и потому маловероятны в роли ключевых слов), но их «центральность, готовность «прийти на память»», размытость их содержания (гарантирующая от «неправильной» детализации) делает их очень удобными в ряде ситуаций. Такие наименования – своеобразная «подстраховка», когда некогда или лень иссекать точное слово, точный синоним. Или когда предмет перед глазами и можно жестом уточнить, о чем идет речь.

Особенно это удобно для обозначения «данного» в высказывании. Это экономно, поэтому, как я уже говорил, для сокращения детализации наименования темы в связном тексте так часто используются заместители развернутых наименований – местоимения.

Так что бедность речи, изобилующей словами оно, это, хорошо, плохо, было, нормально, по крайней мере вполне объяснима с точки зрения механизмов речевой деятельности.

Поэтому и возникает своеобразное разделение наименований – на краткие и подробные, на уже готовые к употреблению и такие, которые еще нужно предварительно создать, «разработать».

5. В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово делать /сделать более определенным, конкретизирующим характер действия.

1. На стволе березы кто-то сделал ножом свои инициалы. 2. Все стали делать костры у самого ледника. 3. С помощью антифашистов военнопленным удается сделать побег из лагеря. 4. Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. 5. В пятницу мы делаем генеральную уборку. 6. Мы делали опыты по изготовлению оконной замазки из золы.7. Вера научила собаку делать разные трюки. 8. Туристы сделали отдых на берегу реки.

6. Вставьте требуемое по смыслу слово-усилитель (не прибегая к слову «очень»).

1. Этот человек Вас … уважает. 2. Он … болен. 3. Такие тренировки … важны для

поддержания спортивной формы. 4. Коля … кричал, но из-за шума волн его никто не услышал. 5. Марат … спал и никто не решился его разбудить. 6. Каждый гражданин обязан … соблюдать законы.

6. Представьте и опишите как можно точнее человека, который

- спрыгнул с коня,

- слез с коня,

- шлепнулся с коня,

- сполз с коня.

Точность какого типа должна быть представлена в вашей речи?

7. Определите, в чем заключается неточность в каждом из предложений, и

исправьте её. Аргументируйте свое решение. Объясните, чем вызвана эта неточность.

1. Свое призвание он видит в службе искусству. 2. Бойцы стали собираться в

наступление. 3. Его отец по происхождению одессит. 4. Среди многих писем процитируем лишь одно. 5. Юбиляра поздравили и вручили ему цветы. 6. «Буревестник революции» - так прозвали Горького его современники. 7. Доказанная опытом, гипотетичность становится научной теорией. 8. Наташа одела белый халат, и все восхитились ею. 9. В 1931 году инженеры соорудили линейный ускоритель. 10. На снимке: таким изображен Эрнесто Че Гевара в солнечный полдень 2 января 1959 года послу вступления Повстанческой армии в столицу Аргентины. 11. Вы не подскажете, как проехать к кинотеатру «Заря»? 12. Когда Русь была раздроблена, её смогло покорить татаро-монгольское иго.

8. Определите, какого типа логические ошибки допущены в предложениях. Чем они обусловлена?

1. Скоморохи, актеры древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя,

выражали интересы трудового крестьянства. 2. Однако Анну Каренину Толстой спасти не может. 3. Блок Жириновского – это ЛДПР. 4. - Мы сегодня имеем в стране не власть, а режим, готовый на все. Но и мы готовы на все, - решительно заявил мэр города. 5. Министр финансов отметил, что бюджет, кроме недостатков, обладает и некоторыми достоинствами. 6. В первую тройку партийного списка КПРФ войдут коммунист, аграрий и патриот. 7. Наряду с изучением языковых факторов, влияющих на чтение, важно изучать лингвистические факторы, влияющие на письмо. 8. Я на вас не давлю. Вам решать, но будет так, как я сказал.

9. Прокомментируйте с точки зрения логичности рекламные объявления. Отредактируйте их.

1. Ускоренная подготовка к школе. Учебный центр. Авторская методика.

- Развитие речи.

- Логика, память, мышление.

- Английский язык.

- Окружающий мир.

2. Для вас – пироги, обеды, свадьбы! Ждем!

3. Лётная и рабочая одежда. Куртки, костюмы, халаты, полукомбинезоны, обувь, тельняшки, перчатки, рукавицы.

4. Поступили в продажу комплекты для женщин их четырех частей.

 

Литература

  1. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк (III.3-5)
  2. Б.Н. Головин. Основы культуры речи. –М., 1988.
  3. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. – М., 2007.
  4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: