Преподобный Силуан Афонский




 

 

***

К святому Петру, антиохийскому пустыннику, прославившемуся даром исцелений, пришла однажды просить исцеления мать бл. Феодорита, еп. Кирскаго, страдавшая болью в одном глазе столь сильною, что ей не помогали никакия пособия самых искусных врачей.

Но эта женщина была еще молода и любила украшаться золотыми серьгами, богатыми ожерельями, румянила свое лице и одевалась в роскошныя шелковыя платья. В таком же виде она явилась и к св. Петру со своей просьбой.

Святой отшельник, заметив ее щегольство, счел нужным исцелить ее сначала от недуга душевного.

“Скажи, -- спросил он, -- если бы какой-нибудь искусный живописец представил на общественную выставку портрет, написанный им по правилам искусства, а какой-нибудь невежда, ничего не понимающий в изящной живописи, вздумал находить негодным это художественное произведение и, что еще хуже, стал бы поправлять красоты изображенного лица, удлиняя, например, брови и ресницы, подбеливая кожу, подкрашивая щеки, -- как ты думаешь, не пришел ли бы художник в гнев, видя, как невежественная рука искажает то, что написано было с отличным искусством? – Пойми же, что и Творец всяких вещей, этот дивный Художник, образовавший нашу красоту, терпит не меньше, но даже гораздо больше оскорбления от твоей суетной привязанности к нарядам и прикрасам. Потому что ты не стала бы намазывать своего лица разными красками, если бы не думала, что творению Божию не достает изящества. А думая так, ты уже укоряешь как бы Всемогущего и Премудрого Бога в немощи и неразумии…”

Тронутая таким уроком, мать бл. Феодорита поверглась к ногам св. отшельника, умоляя простить ее легкомыслие и не оставить своим ходатайством об исцелении ея болезни.

Святый крестным знамением исцелил ее.

Вопросы к ученикам:

1) какого человека можно назвать красивым?

2) почему мы все время хотим казаться лучше, чем есть, из каких побуждений?

3) нравственность и чистота – это пережитки или непременные условия существования целой нации, народа?

 

***

 

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

 

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

 

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

 

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный Тайнам, -- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

 

А. Блок

***

А.Пушкин. Прелестнице

К чему нескромным сим убором,

Умильным голосом и взором

Младое сердце распалять

И тихим, сладостным укором

К победе легкой вызывать?

К чему обманчивая нежность,

Стыдливости притворный вид,

Движений томная небрежность

И трепет уст и жар ланит?

Напрасны хитрые старанья:

В порочном сердце жизни нет…

Невольный хлад негодованья

Тебе мой роковой ответ.

Твоею прелестью надменной

Кто не владел во тьме ночной?

Скажи: у двери оцененной

Твоей обители презренной

Кто смелой не стучал рукой?

Нет, нет, другому свой завялый

Неси, прелестница, венок;

Ласкай неопытный порок,

В твоих объятиях усталый;

Но гордый замысел забудь:

Не привлечешь питомца музы

Ты на предательскую грудь.

Неси другим наемны узы,

Своей любви постыдный торг,

Корысти хладные лобзанья,

И принужденные желанья,

И златом купленный восторг!

 

***

 

М. Горький. КРАСАВИЦА.

 

-- Какая красавица!..

Это восклицание повторялось на пароходе чуть не ежеминутно. Все пассажиры были приятно взволнованы. Люди интеллигентные говорили:

-- Какая красавица!

А не интеллигентные ласково поругивались в восхищении от нее.

Она же, остановившая на себе внимание, стояла у борта парохода и грызла семечки подсолнухов. И она была действительно красива той русской здоровой, сочной красотой, которая, так сильно возбуждает чувство, ничего не говоит уму. Она стояла лицом к полукругу людей, любовавшихся ею и благосклонно большими темно-синими глазаит смотрела на всех, не скрывая того, как ей приятно чувствовать себя такой могуче-красивой.

Больше всех других был порабощен ею юноша с бледным, худым лицом и длинными русыми волосами. Очевидно, он был болен.

Глядя на нее, он вздрагивал, и его серые глаза блестели лихорадочно. Если б нужно было обрисовать его сравнением, следовало бы сказать, что он был похож на кучку пепла, в котором еще пробегали золотые змейки огня, эти красивые судороги угасания. Он весь ушел в свои глаза, любуясь ею, и все шептал своему соседу, пожилому человеку с седыми усами:

-- Заговорите с нею!.. Пожалуйста!.. У нее, должно быть, прекрасный звучный голос… Мне хочется видеть, что еще даст ей речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. И тогда она, эта женщина, будет вдвойне красива.

И, весь вздрагивая от ожидания, он то и дело толкал соседа, хищно поводившего усами, разглядывая красивую женщину.

Но она заговорила сама звучным контральто, неровным и прерывистом от избытка силы и обилия звука:

-- Вот так тепло седни!

Юноша вздрогнул.

-- Взопрела я… бе-еды как!..

Юноша с печальным испугом в глазах взглянул на своего соседа. Тот вкусно улыбался и крутил ус.

-- Да ищо кирасином воняет тут! И мухи тоже… Прорва их… Так жгут…

И она стала свирепо чесаться, отчего ее полная грудь вызывающе заколыхалась.

Публика весело и одобрительно хохотала…

Бледный юноша тихо повернулся и, наклонив голову, тусклый и печальный, отшел прочь, так поводя плечами, точно на них лилась ледяная вода…

 

***

Cтремление к красоте ненатуральной, желание выделиться среди всех, продемонстрировать свое тело, вызывая у людей похотливые чувства – не есть ли это безнравственность?

А между тем разрушение нравственности есть разрушение государственности.

Охватившая нас нравственная катастрофа не имеет аналогов в отечественной истории. Земля наша никогда не знала таких преступлений, которые сегодня терзают общество. Ныне, при массированной пропаганде насилия и разврата, при гипнотическом воздействи средств массовой информации, нам, потерявшим чувство нравственности, прививается отношение к самым страшным грехам, как к нормальному явлению.

“Плюрализм” все более означает равенство добра и зла. А т.н. “свобода” все более обращается в насилие с целью сломить сопротивление стыда, разума, совести, разбудить в человеке самые низменные инстинкты, превратить его в животное.

В нравственном распаде личности таится опасность не только для отдельного человека, но и для общества в целом, для всей нации.

Недаром, чтобы снизить жизнеспособность покоренных народов, Гитлер в оккупированных областях насаждал порнографию, преследуя ее однако в самой Германии. Японцы-завоеватели, в Маньчжурии поощряли продажу местному населению порнографическую продукцию и наркотики. Но под страхом сурового наказания запрещали их покупку самим японцам.

Это понятно и школьнику! Для народа, теряющего нравственные ориентиры, существует реальная угроза (как это бывало неоднократно в истории человечества) – исчезновение с лица земли.

Сколько было могучих государств, -- предостерегает митрополит Московский Макарий, -- сколько было цветущих городов древности! Где они? Где Вавилон, Ассирия? Где Римская империя и Византия? Пали. Когда началось падение их? Тогда, когда стала падать нравственность в народах.

Итак, если начинает предаваться пороку целый город, целое государство, то ждать можно беды на весь город, на народ всей страны. За общественные грехи бывают и общественные бедствия… Вот какая опасность грозит нашему городу и нашей стране, если соблазн сделается всеобщим, если он не будет устранен своевременно”.

 

ГИБЕЛЬ СОДОМА И ГОМОРРЫ

 

Гибель этих городов есть одно из самых страшных событий в Библии, и на него чаще всего делаются указания как на доказательство страшного гнева Божия за попрание всяких законов нравственности.

О событии этом повествуется так:

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и (все) произрастения земли”.

Когда Авраам рано утром на другой день взглянул по направлению погибших городов, то увидел: “Вот, дым поднимается с земли, как дым из печи”.

Тут мы видим одно из доказательств того, как Господь для наказания людей за беззаконие употребляет естественные разрушительные силы. Города погибли не от внутреннего раздора, не от руки врагов, но от такого бедствия, которого невозможно было ни предвидеть, ни избегнуть.

Писатель Иосиф Флавий говорит о нем следующее:

Прилегающая к озеру область Содомитская была некогда благословенною страною по своему плодородию и украшалась многими городами, но теперь она совершенно выжжена. Рассказывают, что за нечестие ее жителей она была погублена молнией.

Даже до настоящего времени можно видеть некоторые остатки небесного огня и следы пяти городов; в самых плодах появляется зола; по внешности и цвету они кажутся настоящими плодами, но стоит только подавить их рукой, как они превращаются в пыль и золу ”.

В соборном Послании ап. Иуда говорит: “ Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие… подверглись казни огня вечного, поставлены в пример всем делателям зла ” (Иуд.1,7).

По свидетельству апостола Петра, Бог “ города Содомские и Гоморрские осудил на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам” (2 Пет. 2,6).

Местность эта из роскошного оазиса превратилась в мрачную пустыню.

Терпение Божие не бесконечно…

Проведенные в последнее время подводные исседования показали, что на дне Мертвого моря находятся развалины городов.

 

***

В разгар Великой Отечественной войны немецкий врач, который обследовал угнанных из СССР в Германию девушек в возрасте 16-20 лет, обратился к Гитлеру с призывом начать мирные переговоры. Его поразило, что 90 процентов девушек оказались девственницами. Он написал Гитлеру, что невозможно победить народ с такой высокой нравственностью.

Сегодня, похоже, и американцы постигли истину: разрушение нравственности есть разрушение государственности. Даже Конгресс США озаботился повышением нравственности нации.

Русские писатели, философы, мыслители прошлого предупреждали нас: подлинная культура народа зиждется только на нравственных принципах.

Так какая же красота спасет мир?..

 

*

 

О радость красок! Снова, снова

Лазурь сквозь яркий желтый сад

Горит так дивно и лилово,

Как будто ангелы глядят.

 

О радость радостей! Нет, знаю,

Нет, верю, Господи, что Ты

Вернешь к потерянному раю

Мои томленья и мечты!

 

И. Бунин

 

 

МАТЕРИАЛЫ

 

Евангелие

Новый Завет

А.Л. Лопухин “Библейская история Ветхого Завета”.

Предостережение пророка Исаии еврейским модницам (Ис., 3, 16-25).

 

И. Ильин. “Некрасивая женщина”

 

Живопись:

 

Иллюстрации картин Бенуа, Васнецова, икон Рублева.

 

Стихи:

А.С. Пушкин

К.Романов,

Н. Рубцов

И. Бунин

В. Иванов

В помощь преподавателю:

А. Аксаков. “Аленький цветочек”.

Г.Х. Андерсен. “Девочка, наступившая на хлеб”.

Б. Ганаго. “Кто что увидел”? “Две красоты” (из книги “Детям о молитве”).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: