Становление Третьей Республики во Франции в конце XIX в.




После разгрома Парижской Коммуны политическая обстановка во Франции оставалась напряженной. Реакционные силы требовали восстановить монархию. Рабочие, крестьяне, часть буржуазии выступали в защиту республики. В 1875 г. Национальное собрание Франции приняло конституцию, согласно которой в стране сохранился республиканский строй. Так третий раз в истории Франция стала республикой (Третьей республикой).

Политическое устройство Третьей республики

  • Глава государства – Президент – избирался на 7 лет палатой депутатов и Сенатом.
  • Законодательная – Палата депутатов – Избирались прямым голосованием.
  • Сенат – Избирался представителями муниципалитета.
  • Исполнительная власть – Совет министров (правительство) – назначался президентом.

Избирательное право имели только мужчины, достигшие 21 года и проживающие не менее 6 месяцев в данном округе. На выборах 1876, 1877 гг. победили республиканцы. Республиканцы провели некоторые реформы, например:

  • Легализация профсоюзов;
  • Амнистия коммунаров;
  • Введение бесплатного начального обучения детей;
  • Установление празднования Дня 14 июля (взятие Бастилии)

Однако, широкую программу реформ обещанную перед выборами, республиканцам осуществить не удалось. Монархисты, клерикалы не теряли надежды на победу. Политическая обстановка в стране накалялась. В конце XIX века. Франция опять оказалась на грани революции, так как начался политический кризис. Суть политического кризиса – противостояние демократических и реакционных сил. Это противостояние ярко проявилось в Панамском скандале и деле Дрейфуса.

Дело Дрейфуса

  • Альфред Дрейфус – офицер генерального штаба Франции, обвиненный

в шпионаже в пользу Германии. Несмотря на ряд свидетельств его невиновности, Дрейфус был осужден на пожизненную ссылку.

  • Демократические силы страны требовали пересмотреть дело Дрейфуса.
  • Антидемократические силы, шовинисты выступали против пересмотра приговора.
  • В 1898 г. был оправдан истинный изменник – офицер Эстергази, а Дрейфус снова признан виновным.
  • В стране началось движение в поддержку Дрейфуса, против реакции, милитаризма, шовинизма.
  • В 1899 г. была предпринята попытка осуществить государственный переворот, свергнуть республику. В ответ началось массовое движение протеста. Боясь, что начнётся революция, руководство страны образовало новое правительство. Это правительство пошло на пересмотр дела Дрейфуса. (В 1906 г. Дрейфуса реабилитировали.) Революционная ситуация преодолена.

Панамский скандал разразился во Франции в 1888 – 1893 гг. Он был связан с выявлением злоупотреблений, допущенных при строительстве Панамского канала акционерным обществом. В злоупотреблениях участвовали и государственные чиновники, депутаты. Таким образом, не взирая на демократическое устройство Третьей республики во Франции, республиканцам не удалось осуществить широкую программу реформ обещанную перед выборами из-за политического кризиса.

№ 2 Начало геологических исследований Донецкого региона в ХVІІІ в.

В конце мая 1709 г. Петр I, проезжая из Таганрога под Полтаву, остановился в разру­шенном городе Бахмуте. Он ознакомился с состоянием со­ляных промыслов и распорядился восстановить казенное солеварение. Уже в июне в Бахмуте вываривали соль на одной сковороде. Через пять лет казна вываривала здесь соль на 187 сковородах, а в Торе — на 76 из 234 наличных. Только в Бахмуте с 1 февраля по 21 августа 1717 г. было выварено почти 93000 пудов соли. Однако трудности в обеспечении соляных про­мыслов рабочими руками, дровами, а также угроза татар­ских набегов не позволяли наладить регулярную добычу соли. Поэтому в 1720 г. часть торских солеваров была переселена в село Спеваковку (западнее Изюма), где в 1709-1710 гг. изюмский полковник Ф. Шидловский на десяти сковородах вываривал соль для себя, и сделана попытка наладить там казенную соледобычу.

Чтобы решить проблему топлива, надсмотрщик соля­ных заводов ландрат Н. Вепрейский и комендант Бахмут­ской крепости С. Чирков в 1721-1722 гг. провели пробные выварки соли в Бахмуте с применением открытого ими в балке Скелеватой и на речке Беленькой каменного угля. Уголь стали использовать в кузнечных работах. Уже с 1736 г. компаньо­ны стали ходатайствовать перед правительством о закры­тии Торских заводов и расширении производства соли на более рентабельных Бахмутских.

В связи с этим правитель­ство поручило адъюнкту Петербургской академии Г. Юн­керу, который находился при главнокомандующем русской армии фельдмаршале Минихе для ведения журна­ла военных действий, ознакомиться с промыслами в Бах­муте и Торе и разработать меры по совершенствованию выварки соли. Составленное Юнкером описание соляных промыслов свидетельствует, что в Бахмуте вываривали соль на 300 сковородах. За сутки они давали до 45000 пудов соли. Торские заводы из-за опреснения рапы в озерах «не так споры, как в Бахмуте». Правда, в Торе менее остро, чем в Бахмуте, стояла про­блема топлива, так как ближе находился лес, а вблизи Бахмута леса уже были истреблены и поэтому дороже об­ходилась доставка дров. Императрица, ознакомившись с описанием заводов и предложениями Юнкера по их усовершенствованию, на

значила его надзирателем и ответственным за их рекон­струкцию. Поскольку Юнкер имел гуманитарное образо­вание и не разбирался в технологии соляного производства, он добился командировки в Германию для изучения постановки соляного дела. За время двухлетней командировки в Германию он собрал большой материал по технике и технологии произ­водства соли в Западной Европе, с которым ознакомил находившегося там М. Ломоносова. Собранные Юнкером материалы о соляном производстве в России и за рубе­жом и легли в основу составленного Ломоносовым доку­мента «Нижайший доклад и непредрассудительное мнение императорскому Соляному комиссариату о соляных делах, что в местах между Днепром и Доном по­ложенных находятся, и особливо об обоих императорс­ких заводах, что в Бахмуте и Торе». который готовился как предложение о необходимости реконструкции этих промыслов, а не как документ, составленный Ломоносовым на основе собственных наблюдений во время его пре­бывания на Украине в 1733 г., как пишут некоторые краеведы. Между прочим, М. Ломоносов неоднократно помогал Юнкеру в подготовке разных правительственных документов, так как последний недостаточно владел русским языком. Имеются основания полагать, что «Док­ лад» был написан Ломоносовым в 1741 г. в связи с тем, что после смерти Анны Иоанновны положение Юнкера пошатнулось, тем более, что возникли сомнения в необходимости перестройки соляных промыслов в Бах­ муте и Торе. Зная планы последнего, Ломоносов решил как член Академии поддержать намерения Юнкера, ко­торый в конце 1745 г. обратился к Ломоносову за помощью в подготовке отчета о проведенной в Бахмуте и Торе работе по переустройству соляных заводов. Кроме постройки и оборудования в соответствии с ми­ровыми достижениями новых варниц, план Юнкера пре- дусматривал и обеспечение промыслов топливом. Для это­го Бахмутские заводы предполагалось перенести к Север­скому Донцу, чтобы удобно было доставлять к ним лес. Для этого планировалось рапу из бахмутских источников доставлять к заводам по проложенным чугунным трубам, которые предполагали изготовить на местных заводах, по­ строенных на базе Сухаревских железных руд. Для обес­печения Торских заводов дровами, от Казенного Торца собирались прорыть канал до варниц и по Донцу достав­лять лес. На все это Юнкер требовал 60000 рублей. Он рас­считывал, что затраченные на перестройку заводов деньги окупятся в течение одного года, если ежегодно добывать около 2 млн. пудов соли, в которых на то время нужда­ лось население Слободской и Левобережной Украины, а также южных уездов России. Летом 1741 г. Бахмутская соляная контора выделила Юнкеру 10000 рублей и он с капитан-инженером И. Ма­зовским приступил к перестройке Торских заводов. К осе­ ни 1742 г. на эти деньги в Торе были построены две новые варницы (их вид изображен на печати Бахмутских заво­ дов) на 12 печей.

В Торе и Бахмуте, в связи с перестройкой соля­ных заводов, были построены кирпичные заводы, а в Святогорском монастыре с 1720 г. действовал небольшой стекольный завод. Упоминаются также небольшие сало­топенные и мыловаренные предприятия.

Развитие соляных промыслов и недостаток лесов спо­собствовали проведению поисковых работ в регионе, в 1709 г. в Приазовье из Москвы были отправлены подьячий Иван Косагов и мастер Иоган Блиер. В Изюме они про­водили испытания обнаруженных руд. Участвовавший в этой экспедиции святогорский монах в противовес Блиеру утверждал о наличии в руде серебра.

Образцы руд из - за расхождения взглядов были отправлены в Приказ рудных дел для анализа. К 1714 г. Относят первые предложения построить в Бахмутском уезде железоделательный завод, тем более, что местное население уже использовало ка­менный уголь в кузнечных работах. В 1721 г. Н. Вепрейский и С. Чирков от­крыли большие зале­жи угля близ Бахму­та, в балке Скелеватой и на реке Белень­кой. В1722-1723 гг. в Бахмутской провин­ции работала экспе­диция Г. Капустина от Берг-коллегии. И хотя во второй поло­ вине 20-30-х гг. ак­тивность в этих работах снизилась, знания в этой области продолжали на­копляться.

В начале 40-х гг. купец И. Гинкин построил же­лезоделательный завод вблизи Сухаревской слободы и начал выплавку свинца. Однако из-за ограниченных запа­сов руды завод вскоре прекратил работу.

В 1744 г. в связи с перестройкой соляных промыслов в районе были проведены новые поисковые работы, взяты пробы железных руд и каменного угля под наблюдением подполковника И. Глебова, командированного для этого Соляной конторой. Отправленные им в Петербург образцы минералов в Берг-коллегии исследовались мастером А. Да­ниловым. И уголь, и руда были признаны годными для про­мышленного использования. Летом того же года в регион из Берг-коллегии был направлен сын ее вице-президента Г. Райзер, проходивший вместе с Ломоносовым стажиров­ку в Германии. Фактически он обследовал уже известные месторождения на речке Беленькой, в балке Скелеватой и при устье Бахмута. Его выводы также подтверждали воз­можность использования каменного угля из балки Скеле­ватой и низкую концентрацию железа в Сухаревской руде. Все залежи полезных ископаемых были нанесены на план I Бахмутской провинции и послужили основой для будущих экспедиций. Хотя И. Глебов распорядился провести в 1745 г. но­вые пробы выварки соли на каменном угле, это распоря­жение из-за болезни Юнкера не было выполнено. В 1764 г. опыт был повторен после тщательной подготовки. Он доказал возможность выварки соли на каменном угле, но затраты на его добычу, доставку и оплату рабочим, обслу­живавшим меха для поддержки огня, обходились доро­же, чем доставка дров на промыслы. Поэтому до конца работы Бахмутских и Торских заводов уголь для вывар­ки соли не использовался.

Таким образом, проведенные геологичес­кие исследования и пробы угля, руд создавали базу для развития промышленности в регионе.

Билет № 30

№1: Франция в период Консульства и Империи.

Цель политики Наполеона-создание твёрдой централизованной власти,

развитие промышленности и сельского хозяйства.

Установившийся в Франции режим получил в последствии название "бонапартизм". Это была особая форма государства, при которой власть, державшаяся на личном авторитете Н. Бонапарта,силе армии и мощным государственном аппарате, оказались в руках особой офицерско - чиновничьей касты. Лавируя между различными слоями (предприниматели, банкиры, крестьянство, рабочие и др.), опираясь на мощный государственный аппарат, Бонапарт получил определённую самостоятельность по отношению к этим силам. Бонапартизм взял на вооружение рождённую революцией идею единства нации, но придал ей иной смысл. Это была уже не идея защиты Отечества а пропаганда первенства Франции на международной арене.

В период Консульства принята новая Конституция 1799 г.

· Возвращено избирательное право для мужчин.

· Законодательная власть делилась между Государственным Советом, Трибунатом, Законодательным корпусом и Сенатом.

· Исполнительной властью наделён первый консул, которым на 10 лет провозглашён Наполеон Бонапарт; ещё два консула имеют совещательный голос.

· Полномочия первого консула: назначает и отстраняет с должностей двух других консулов,членов Государственного Совета, послов, префектов департаментов, мэров городов,судей, всех чиновников; командует армией; его распоряжения имеют силу закона.

Внутренняя политика

· Преследование политических противников режима.

· Местное самоуправление ликвидировано.

· Основан Французский банк, укреплена национальная валюта.

· Отечественным предприятиям предоставляются государственные заказы.

· В 1801 г. заключён конкордат с Папой Римским - Пием VII.

Конкордат-соглашение между папой римским как главой католической церкви и каким-либо государством, которое регулирует положение католической церкви в этом государстве.

Основные положения конкордата:

- католицизм объявлялся религией большинства французов;

- отделение церкви от государства уничтожались;

- государство обязывалось обеспечить содержание служителям культа, восстановить религиозные праздники;

- Папа Римский в свою очередь признавал распродажу церковных земель (национальных имуществ) и законность прав их новых собственников;

- Папа Римский также согласился на то, чтобы высшие церковные чины назначались правительством Франции.

Таким образом, католическая церковь была поставлена на службу государству, стала опорой бонапартистского режима.

· Разрешено возвратиться всем эмигрантам, кроме предводителей роялистов.

· С 1802 г. Наполеон путём плебисцита пожизненно назначен первым консулом.

Внешняя политика

· Главная цель-борьба со Второй коалицией, которая продолжала военные действия против Франции, закончилась блестящей победой французов.

· Власть Наполеона распространилась на всю Италию, значительную часть германских государств, Бельгию,Голландию.

· В 1803 г. Наполеон возобновил войну с Англией, начал подготовку к вторжению на Британские острова.

Установление империи:

В мае 1804 г. Наполеон провозгласил себя императором французов.

Обеспечив себе руководящую роль в системе консульства, опираясь на армию и получая поддержку буржуазии и крестьянства, Н. Бонапарт пошел по пути установления своей единоличной диктатуры, что в конечном счете позволило провозгласить империю. Эта новая форма монархии принципиально отличалось от абсолютизма Бурбонов. Это была теперь монархия в своеобразной форме "бонапартизма". Власть оказалась в руках особой касты офицеров и чиновников, но внутренняя и внешняя политика были направлены на обеспечение интересов французских предпринимателей и земельных приобретений крестьянства.

В период Консульства и Империи была проведена большая работа по упорядочению законодательства и выработке юридических норм нового общества. Итогом этой работы стал Гражданский кодекс (март,1804), получивший название Кодекс Наполеона. Он закрепил такие принципы 1789г., как равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свобода совести (право исповедовать любую религию) и др. В Кодексе дано новое понимание вопросов имущественных отношений, проблем семьи, брака и наследства.

Основное содержание Гражданского кодекса:

  • Ликвидированы феодальные привилегии.
  • Закреплён принцип свободы предпринимательства.
  • Расширено право распоряжаться имуществом и завещанием.
  • Имущество жены является собственностью мужа.

По кодексу – укреплено право частной собственности.

В 1808 г. введены Торговый и Уголовный кодексы. Уголовный кодекс (1807) устанавливал жесткое наказание за посягательство на частную собственность. Коммерческий кодекс (1811) оговаривал весьма тяжкие условия найма рабочих, устанавливая нормы судебного разбирательства между рабочими и предпринимателями.

Таким образом,в период Консульства и Империи во Франции была усилена единоличная власть Наполеона и укреплено право частной собственности.

№ 2 Выдающиеся просветители Донетчины (Корф Н.А., Алчевская Х.Д.)

На рубеже ХІХ-ХХ вв. в общественно-педагогическом движении России значительный вес приобрели вопросы внешкольного образования взрослых, т.к. очень высоким был процент неграмотности взрослого населения. Еще в канун падения крепостного права усилиями демократической интеллигенции были организованы первые воскресные школы, бесплатные народные библиотеки и читальни, народные чтения. Идеи школьного образования поддерживали и развивали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. А. Корф, Н. В. Чехов и другие деятели просвещения. Заботу об организации внешкольного образования взяли на себя не государственные, а общественные организации и частные лица. Формы земской деятельности в этой области были разнообразны. В условиях культурной отсталости важную просветительную роль играли народные чтения популярных книг, брошюр, газетных и журнальных статей, проводившиеся в особых аудиториях для неграмотного и малограмотного населения. Стремясь ограничить просветительное значение таких чтений, правительство строго регламентировало их организацию. Согласно Правилам для устройства народных чтений в губернских городах (1876 г.) в аудитории допускались лишь книги, одобренные Ученым комитетом Министерства народного просвещения. В 1895 г. в перечне книг и брошюр, допущенных в народные аудитории, значилось всего 287 названий. Большую часть перечня составляли жития святых и исторические очерки монархического характера. В течение многих лет правительство запрещало организацию народных чтений в уездных городах и сельской местности. Только в 1901 г. были изданы общие правила о народных чтениях, которые хотя и были строго регламентированы, но открывали возможность устраивать их везде, в том числе и в сельской местности. К организации чтений допускались только лица, обладавшие исключительной благонадежностью. Разрешение чтений сопровождалось рядом трудновыполнимых формальностей. Чаще всего народные чтения проходили в школах, куда по вечерам или в праздничные дни допускались, кроме учащихся, их родители и местные жители. В Бахмутском уезде в 1905 г. такие чтения проводились в 30 училищах. Большинство чтений было историко-географического и литературного содержания. Большой интерес у населения вызывали чтения «с туманными картинами». Количество слушателей достигало от 100 до 500 человек. Большое распространение получила такая форма просветительской деятельности как организация воскресных школ для взрослого населения. Первые воскресные школы возникли в 70-х годах. Они устраивались при детских народных школах для неграмотных взрослых, не получивших начального образования. Учителя, работавшие в этих школах, не получали денежного вознаграждения. в Мариупольском уезде была открыта 1 воскресная школа для взрослых, в которой обучалась 71 женщина, и одна субботняя женская школа, в Бахмутском уезде функционировала воскресная школа при Юзовском Свято-Преображенском церковном братстве, открытая в 1900 г. В ней обучались дети рабочих Новороссийского общества, мелких ремесленников и торговцев, воспитанники приюта Юзовского благотворительного общества в возрасте 9-14 лет, преимущественно женского пола. Воскресные школы существовали также при Авдеевском и Лисичанском начальных училищах. Для взрослого населения, прошедшего через начальную школу, но нуждающегося в повторении и укреплении пройденного курса, земства организовывали повторительные курсы на базе подведомственных им школ, оставляли при земских школах оканчивающих их курс еще на один год для добровольных, повторительно-дополнительных занятий. Программа этих классов в основном повторяла программу земской начальной школы и была направлена на преодоление рецидивов неграмотности. Повторительные классы и курсы открывались при рудничных, заводских и сельских школах нашего региона. В просветительской деятельности важную роль играла организация народных библиотек. Ограничительные каталоги Министерства народного просвещения, в которые попадало не более 10% всех выходивших в России книг, значительно снижали просветительное значение народных библиотек и читален, ставили их в неравное по сравнению с платными публичными библиотеками. Так, например, в течение многих лет в народные библиотеки не допускались сочинения В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского. Отмена в 1905 г. министерских каталогов и реакционных правил 1890 г. о бесплатных библиотеках значительно оживила библиотечное дело. В 1897 г. в Екатеринославской губернии было 18 открытых для местного населения народных читален и 16 библиотек при училищах.

Н. А. Корф (1834 - 1883)

Николай Александрович Корф родился в 1834 году в городе Харькове. В 1854 году окончил Александровский лицей,поступил на службу в департамент министерства юстиции,но через полтора года уехал в деревню,жениться,стал заниматься сельским хозяйством. Он был депутатом (гласным) Александровского уезда Екатеринославской губернии, почетным мировым судьей,председателем мирового съезда. Деятельность его сосредоточилась главным образом на постановке школьного дела в уезде.

Н. А. Корфу принадлежит заслуга устройства в России дешевой и краткосрочной начальной школы с 1 учителем на все 3 года обучения. Ушинский назвал эту школу зачатком новой народной школы с её более жизненной программой элементарного образования. За шесть лет (1867 - 1873 гг) Н. А. Корф напечатал пять учебников и руководств для народной школы: "Руководство к обучению грамоте по звуковому способу", "Русская начальная школа", "Наш друг", "Малютка", "Наше школьное дело". В 1870 г. Он избирается членом Санкт-Петербургского педагогического общества,а в 1871 г. - Московского университета и Комитета грамотности. В 1873 г. Петербургский комитет грамотности присудил ему золотую медаль.

За пять лет деятельности Н. А. Корфа в качестве члена уездного училища Совета по его инициативе и при поддержке населения было создано около ста начальных школ, в том числе в селах Великоновоселковского района - Времьевке,Майорском,Комаре, Улаклы, Константинополе, Больше - Янисоли, Андреевке и других, организована мастерская по изготовлению наглядных пособий.

Два раза в год - осенью и весной - Корф объезжал школы,анализировал и сам давал уроки. Он практиковал также обследования школ в присутствии родителей учащихся.

В Нескучное приезжали учителя из многих губерний России. В доме Корфа и в школе села Нескучного проводились многочисленные собрания, обсуждались злободневные вопросы деятельности народных школ.

Осенью 1873 г. Н. А. Корф выехал за границу и прожил в Женеве 8 лет. Он не прекращал своей педагогической деятельности,писал что статьи в журналы,перевёл "Руководство к наглядному обучению" А. Гардера и написал "Историю Востока,Греции и Рима" для обучения и самообразования,составленную на основании чтения автора в им же основанной русской школе в Женеве. Женевская академия наук избирает его своим почетным членом.

В 1880 г. Н. А. Корф возвратиться в своё имение и вновь занялся общественно - педагогической и просветительской деятельностью, пропагандируя идею всеобщего обязательного обучения.

Земским собранием он единогласно был избран попечителем Майорской и Времьевской школ. Обследование уровня знаний более 300 крестьян Мариупольского уезда, ранее окончивших начальную школу, привели Н. А. Корфа к мысли о необходимости создать целую сеть повторительных воскресных школ для тех,кто когда-то окончил начальную школу и не прошёл полного курса обучения.

Умер Н. А. Корф в 1883 г., оставив большое теоретическое наследование в области педагогических наук.

X. Д. Алчевская (1841-1920)

Большой вклад в дело просвещения народа внесла Христина Даниловна

Алчевская. Более полувека она отдала делу просвещения народа, разработке наиболее эффективных методов обучения взрослых, всестороннего изучения

интересов читателей из трудовых слоев населения. Свою педагогическую деятельность X. Д. Алчевская начала в 1862 г. в Харьковской воскресной школе для взрослых. К сожалению, первые воскресные школы просуществовали недолго. «Высочайшим повелением» от 11 июля 1862 г. они были закрыты вплоть до 1870 г. Но, несмотря на запрет, школа Алчевской продолжала работать у нее на дому. В 1870 г. Христина Даниловна вновь открыла в Харькове бесплатную женскую воскресную школу, которую содержала на свои средства, а также основала школу для

взрослых в селе Алексеевка Славяно-Сербского уезда Екатеринославской губернии. Созданное совместно с учителями Харьковской воскресной школы и изданное под редакцией X. Д. Алчевской трехтомное пособие «Что читать народу» было высоко оценено л. Н. Толстым, Г. Успенским, А. Чеховым, Н. Булгаковым, В. Вахтеровым и др. В 1900 г. Христина Даниловна и коллектив учителей ее школы выпустили' «Книгу для взрослых». Она использовалась во всех воскресных школах и выдержала 13 изданий. В отличии от многих других педагогов X. Д. Алчевская вела литературные беседы по тщательно разработанной программе как обязательное учебное занятие. Такая программа бесед в школе периодически обновлялась и обсуждалась на общем собрании учительниц.

До начала 80-х гг. Харьковская женская воскресная школа была в России единственной школой такого типа. X. Д. Алчевская пропагандировала школу и ее идеи на московских выставках и в Нижнем Новгороде в 1896 г., и в Париже в 1890 г. и 1900 г. Она была лично знакома и переписывалась с выдающимися представителями литературы того времени- Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым и др., дружила с Софьей Ковалевской. О своих встречах она написала книгу «Передуманное и пережитое». Книга имела огромный успех и получила на Парижской выставке высшую награду. Христина Даниловна была замужем за Алексеем Кирилловичем Алчевским, крупнейшим предпринимателем Юга России. Имя Т. Г. Шевченко, его «Кобзарь» в семье Алчевских были окружены уважением. Сооруженный в 1898 г. в их усадьбе памятник-бюст великого поэта был первым памятником Шевченко. Семья Алчевских любила музыку. В ней пели украинские народные песни и романсы. Дети Христины и Алексея Алчевских также знамениты:композитор Григорий Алчевский, певец Иван Алчевский (которого называли украинским Карузо), поэтесса Христина Алексеевна Алчевская.

Таким образом, формы просветительной деятельности: народные чтения, воскресные школы, повторительные классы, народные библиотеки имели большое значение в распространении элементарных общеобразовательных знаний среди взрослого населения и в решении одной из важнейших проблем конца XIX — начала XX века — ликвидации неграмотности взрослого населения.

 

Примерные ответы на практические задания ГИА по истории в 9 классе.

1.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: