ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Содержание учебной дисциплины:
Тема 1. Наука как культурный и социальный феномен
Основные стороны бытия науки. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область культуры. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Перспективы цивилизации и развития научного знания.
Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Западная и восточная средневековая наука. Наука эпохи Возрождения, особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения. Вклад науки Средневековья и Возрождения в европейскую научную традицию.
Рождение экспериментального естествознания в Новое время. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Развитие научного знания в XVIII - XIX веках: персоналии и основные достижения. Дисциплинарное развитие науки в XIX веке. Кризис в физике на рубеже веков и его роль в развитии науки XX века.
Наука XX века: основные достижения и переход к неклассической науке. Научно – техническая революция и ее влияние на характер развития науки в ХХ веке. Изменение места науки в развитии общества. Социальные последствия научно – технической революции.
Тема 3. Структура научного знания и его основные элементы
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования факта. Проблема теоретическойнагруженности факта. Мера автономии в существовании эмпирического знания и его связь с теоретическими предпосылками. Теоретический уровень научного исследования, его специфика, задачи и функции. Теоретическое исследование как процесс вычленения нового мысленного содержания знания, не сводимого к эмпирическому знанию. Метатеоретический или парадигмальный уровень знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании. Основания науки. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.
Тема 4. Методология научного исследования
Метод и методология. Предмет и структура методологии науки. Классификация методов. Методы эмпирического и теоретического познания. Гипотеза как форма развития научного знания. Эксперимент, его виды и функции в научном познании. Научные законы и их классификация. Научная теория и ее структура. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов.
Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность. Дедукция как метод науки и его функции. Моделирование как метод научного познания. Метод математической гипотезы. Интерпретация как метод научного познания, ее функции и виды. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий. Методы и модели научного объяснения, понимания и предсказания. Методы социально-экономического и социально-гуманитарного исследования.
Характерные особенности системного метода исследования. Самоорганизация и эволюция систем. Системный метод и современное научное мировоззрение.
Тема 5. Рост и развитие научного знания. Современные концепции развития науки
Кумулятивисткая модель развития знания, ее сущность и основные представители. Гносеологические основания этой концепции. Кумулятивизм о соотношении эволюционных и революционных изменений в науке: трактовка научных революций в кумулятивизме. Концепция роста научного знания К. Поппера. Теория трех миров как философское обоснование концепции Поппера. Концепция развития знания И. Лакатоса. Методологические основания его модели: методология исследовательских программ и ее сущность. История науки и ее рациональная реконструкция. Борьба программ как стимул в развитии научного знания. Критическая оценка концепций Поппера и Лакатоса в современной литературе.
Развитие научного знания в свете основных идей Т. Куна. Нормальные и экстраординарные периоды в развитии науки. Научная революция как смена парадигм. Проблема соизмеримости знания в ходе революционных изменений. Трактовка Куном характера революционных изменений в науке. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда.
Методологический принцип пролиферации научных теорий. Концепция «неявного знания» М. Полани. Значение работ Т. Куна и М. Полани для смены исследовательских программ в сфере истории и философии науки.
Тема 6. Этика науки и ответственность ученого
Нормы научной деятельности и этос науки. Социальная ответственность ученого и объективная логика развития научного знания. Ценности научного знания. Социальная ответственность ученого и социально политический контекст. Проблема ограничения свободы научных исследований.
Новые этические проблемы науки в конце XX – начале XXI столетий. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая этика и ее философские основания. Моральная оценка научно-технического прогресса.
Глобальные проблемы человечества: этическое осмысление.
Тема 7. Основные черты и тенденции развития современной науки
Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Международные конвенции о роли науки в обществе и статусе ученого. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.