ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ




Педагог, ученый А. И. Щербаков называет восемь функций:

Педагогические - информацион­ную, развивающую, мобилизационную, ориентационную.

Общетрудовые - конст­руктивную, организаторскую, коммуникативную, исследователь­скую.

 

Чтобы успешно выполнять ИНФОРМАЦИОННУЮ функ­цию, педагог должен иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать культурой речи.

Содержание этой функции специфично. Музыкальную информацию педагог переда­ет, прежде всего исполняя музыкальные произведения. Слуша­тель воспринимает музыку, созданную композитором, только через исполнителя. Поэтому исполнение музыкальных произведений для детей — основное умение педагога — должно быть профессио­нальным, ярким.

Эти творческие умения предполагают высокий уровень испол­нительской и общеймузыкальной культуры.

РАЗВИВАЮЩАЯ функция.

В деятельности музыкального руководителя эта функция пред­полагает обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их музыкальных способностей, творчества. Для ее выполнения необходимо знать диагностику музыкальных способностей детей, проблемные методы обучения, уметь применять их с учетом воз­раста детей, индивидуальных качеств личности.

Создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к актив­ному проявлению (сравнивать, обобщать, придумывать вариан­ты), стимулирует их творческую самостоятельную деятельность.

Музыкальный руководитель должен творчески от­носиться к построению музыкальных занятий, заранее продумывая различные варианты, а также перестраивать структуру занятия на ходу в зависимости от самочувствия детей, проявления или угасания интереса, предусматривать смену нагрузок и т. д.

 

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ функция педагога предполага­ет умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка наиболее рациональным путем. Мобилизовать внимание можно и с помощью строгих указаний, но обучение будет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует детей, увлечет их.

Важно, чтобы музыкальный руководитель умел выразительно, ярко исполнять произведения, образно пояснять их, использовать игровые методические приемы, творческие задания, разнообразные увлекательные формы орга­низации музыкальной деятельности — варианты построения заня­тий и разные их виды, досуги, развлечения. Педагог должен уметь гибко переключать внимание детей (смена музыкальной деятель­ности, применение игрового приема, увлекательные сведения о му­зыке и т. д.), учитывая их реакции.

Для выполнения мобилизационной функции музыкальному руководителю необходимы такие качества личности, как артистизм, изобретательность, находчивость, способность к творчеству.

ОРИЕНТАЦИОННАЯ функция педагогической деятельности предполагает формирование устойчивой сис­темы ценностных ориентации личности.

Одна из главных задач — сформировать у детей отношение к музыкальному искус­ству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной), заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки.

Музыкальный руководитель должен обладать высокой культу­рой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлеченность музыкой, сформировать в них начала музыкального вкуса и музы­кальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются на вы­сокохудожественных образцах музыкального искусства, восприни­мают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в грамзаписи).

Рассмотрим общетрудовые функции применительно к деятель­ности музыкального

руководителя конструктив­ную, организаторскую, коммуникативную и исследовательскую.

 

В КОНСТРУКТИВНОЙ функции (умение планировать свою деятельность) педагога выделяются три компонента: конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала), конст­руктивно-оперативный (планирование структуры собственных дей­ствий и действий детей) и конструктивно-материальный (плани­рование учебно-материальной базы для проведения работы).

 

Конструктивно-содержательный компонент предполагает зна­ние разнообразного музыкального репертуара, умение его отби­рать и выстраивать с учетом поставленных задач, применяемых методов, приемов, форм организации музыкальной деятельности детей, а также умение планировать содержание музыкальных занятий, досугов, развлечений, праздников — увлекательное, ори­гинальное — с учетом индивидуального подхода к детям, разви­вающего эффекта обучения.

Конструктивно-оперативный компонент — это умение привле­кать различные способы реализации поставленных задач, при­менять вариативные методы, приемы, формы организации музы­кальной деятельности детей.

Конструктивно-материальный компонент подразумевает умелое использование наглядности, ТСО, оформления, атрибутики при проведении занятий, развлечений, праздников.

 

Для выполнения ОРГАНИЗАТОРСКОЙ функции музы­кальный руководитель должен быть организованным, инициативным, от­ветственным, способным к творческому поиску.

· знать теорию и ме­тодику музыкального воспитания на современном уровне их раз­вития,

· внедрять новые достижения науки и практики в педагоги­ческий процесс,

· продумывать различные формы включения музы­ки в деятельность дошкольников,

· музыкальный руководитель проводит ин­дивидуальные и коллективные консультации для воспитателей по отбору репертуара, использованию эффективных методов и прие­мов работы с детьми,

· ведет кружковую работу,

· участвует в пед­советах, организовывает открытые занятия для воспитателей по изучению лучшего опыта работы и т. д.,

· работает с роди­телями — проводит собрания, индивидуальные консультации, беседы.

 

КОММУНИКАТИВНАЯ функция подразумевает:

· умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями.

· большое значение имеют личностные качества музыкального руководителя (воспитателя): любовь к детям, терпение, справедливость, доброжелательность, уравновешенность,

· владение коммуникативными умениями — на­ходить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, оказы­вать внимание каждому ребенку; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликты.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ функция предполагает:

* твор­ческое отношение музыкального руководителя и воспитателя к своей работе,

*стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений.

* музыкальный руководитель должен следить за специальной литературой, изу­чать ее,

* знакомиться с передовым педагогическим опытом, внедряя в практику новейшие методы и приемы обучения, вести

* собственный творческий поиск новаторских форм и методов работы с деть­ми.

* для повышения своей профессиональной квалификации музы­кальный руководитель должен регулярно посещать методические объединения в городе, районе, курсы повышения квалификации, проблемные семинары, кружки, педагогические чтения и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: