Типы безличных предложений.




Укажем несколько типов безличных предложений с точки зрения характера их по­строения.

1. При описании явлений природы или стихийных явлений употребляются безличные предложения, сказуемое которых не связано ни с каким лицом или предметом, не требует дополнения: Уже рассветало. (П.) Уже совсем стемнело и начало холодать. (Т.) На лесопильном дворе горит. (Ч.)

2. При изображении стихийных явлений употребляются и такие безличные предложения, сказуемое которых выражено переходным глаголом с прямым дополнением и сопровождается другим дополнением в творительном падеже: Всё небо заволокло серыми тучами. (Герц.) Зажгло грозою дерево. (Н.) Бурею корабль разбило. Как видно из примеров, действующий предмет в этих предложениях известен (тучи, гроза, буря), но он понимается как орудие стихийной силы и обозначается фор­мой творительного падежа.

Переносно предложения с таким же построением употребляются при изображении острых и сильных переживаний человека: Меня словно обухом ударило. (Ч.) Как ножом по сердцу полоснуло меня. (Л. Т.) Меня так и проняло страхом. (Г.)

3. При изображении таких состояний, источник которых неизвестен, употребляются безличные предложения со сказуемым, выраженным переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает лицо, охваченное данным состоянием: Меня знобит. С утра старика лихорадило. Меня взорвало. (Т.) И как это тебя угораздило! (Ч.) Такого же типа предложения с переходным глаголом употребляются при изображении действий, субъект которых неизвестен: Тарантас толкнуло: Лаврецкий выпрямился. (Т.)

4. При описании различных ощущений, вызываемых внешней причиной, могут употребляться безличные предложения, сказуемое которых выражено непереходным глаголом и сопровождается дополнением в творительном падеже. Это дополнение указывает причину, источник, производителя данного состояния: Издали тянуло тихим и мягким теплом. (Т.) В раскрытые окна пахло хвоей. (А. Н. Т.) Изо ржи, словно из печи, тоже теплом обдаёт. (Н.)

5. Очень широко распространены безличные предложения, сказуемое которых сопровождается дополнением в дательном падеже. В подобных предложениях рисуются состояния лиц, не зависящие от их воли: Мне не спится. Дома ему не сиделось. Мне что-то взгрустнулось. Мне грустно поневоле. (П.)

6. Дополнение в дательном падеже употребляется и в тех безличных предложениях, которые обозначают необходимость действия; сказуемое в этом случае бывает выражено сочетанием модальных слов типа надо, нужно, следует, надлежит с не­определённой формой глагола, например: Нам надо работать. Вам следует поторопиться. Личному составу надлежит быть в полной боевой готовности.

7. Совершенно особую конструкцию представляют безличные предложения с дополнением в родительном падеже. Они бывают двух видов:

1) При выражении отрицания. Сопоставьте: в утвердительной форме: Слышался какой-то шум, в отрицательной: Не слышалось никакого шума; в утвердительной форме: Была возможность поехать, в отрицательной: Не было возможности поехать;

в утвердительной форме: У меня есть время, в отрицательной:

У меня нет времени. Подобные отрицательные предложения обозначают полное отсутствие предмета или явления.

2) При выражении утверждения. Всё предложение имеет количественно-оценочный характер, а дополнение в родительном падеже обозначает целое, из которого берётся часть: Хлеба нам хватит до конца экскурсии. Каши осталось на двоих.

Упражнение 40. По образцам замените личные предложения безличными (письменно).

Образец. Я хочу изучать историю Москвы.-Мне хочется изучать историю Москвы.

1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.

Образец. Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.

1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо затянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.

Образец. У меня есть лыжи.- У меня нет лыж.

1) У меня есть коньки. 2) Здесь были белые грибы. 3) У меня была лошадь. 4) У меня было свободное время. 5) У него было стремление рисовать.

41. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).

1) Уже совсем ра...вело. (Л. Т.) 2) Потемнело. Белес...ватое облачко чуть-чуть виднелось в зенит.... (Кор.) 3) Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 4) Дох­нул сентябрь - и георгины дыханьем ночи обожгло. (Ф.) 5) В первый год дом так и сверкал, даже резал глаза своей свежестью. (Кор.) 6. Всю головушку разл...мило! (Остр.) 7) Губы его подёрг...вало. (Т.) 8) Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звёзд. (Ч.) 9) Вечно было ему н...досуг. (Н.) 10) Лаврецкому стало жаль старика. (Т.) 11) В приёмной мне н... пришлось долго ждать.

Назывные предложения - это односоставные предложения, состоящие только из подлежащего или подлежащего с пояснительными словами, например: Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. (П.) Голубые пригорки не­забудок. Жёлтые поля свербигуса. Пчела серо-чёрная гудит, и вьётся, и впивается. (Л. Т.) Назывные предложения произносятся с особой интонацией.

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия или наличности явления в настоящем времени. Следовательно, назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в сослагательном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные личные предложения со сказуемым было или будет: Зима (назывное предложение). Была зима. Будет зима (двусоставные личные предложения).

Назывные предложения часто встречаются в художественных описаниях. Они придают речи сжатость и выразительность:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс... Меж тем,

Между двух тёток у колонны,

Не замечаема никем,

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит... (П.)

 

Назывные предложения, сопровождаясь частицей вот, употребляются при указании: Вот ива. Были здесь ворота. (П.)

Назывные предложения могут быть восклицательными: Весна! Выставляется первая рама. (Майк.)

Неполные предложения.

Н е п о л н ы м и называются предложения, в которых отсутствуют какие-нибудь члены, главные или второстепенные. Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из предыдущей речи, из самого предложения или из обстановки разговора. Неполные предложения характерны главным образом для разговорной, диалогической речи.

Н а п р и м е р: 1) "А как звать тебя?" - "Власом". - "А кой тебе годик?" - "Шестой миновал". (Н.) Здесь во втором предложении отсутствуют слова меня звать, а в четвертом - слово годик; в обоих предложениях эти слова ясны из вопросов.

2) Молчалин на лошадь садился, ногу в стремя, а лошадь на дыбы, он об землю и прямо в темя. (Гр.)

В предложении ногу в стремя значение и формы слов ногу, в стремя заставляют подразумевать глагол вдел или вставил; в предложениях он об землю и прямо в темя слова об землю. в темя своими формами указывают на глагол ударился.

3) Из обстановки речи невыраженные члены обычно восстанавливаются во время разговора. Если хозяйка, разливающая чай, спрашивает: Вам покрепче? - собеседник понимает, о чём идёт речь.

П р и м е ч а н и е. Все односоставные предложения, если они не нуждаются для своего понимания в подразумевании какого-нибудь второстепенного члена, являются предложениями полными. Однако иногда при определенных контекстных условиях, в них может опускаться единственный главный член, и тогда они становятся неполными. Например: Мне холодно (полное односоставное предложение).-И мне тоже (неполное односоставное предложение:

опущено сказуемое холодно).

На месте отсутствующего члена в неполных предложениях может ставиться тире, например: 1) Дела булочной шли хорошо, лично мои - всё хуже. (М. Г.) 2) Жандарм смотрит на сыщика, сыщик - на жандарма. (В. М.) 3) Нина несла кашу, Витя - пустую кастрюльку. (Фед.)

Упражнение 42. Спишите. Найдите неполные предложения и укажите, какие именно слова в них подразумеваются. Объясните постановку вопросительного и восклицательного знаков, точки, многоточия.

- Что такое? На кого ты жалуешься?

- Помилуй, государь! Дай вздохнуть... Замучены совсем.

(Старик говорил с трудом.)

- Кто тебя замучил?

- Да Сафрон Яковлич, батюшка. Аркадий Павлыч помолчал.

- Как тебя зовут?

- Антипом, батюшка.

- А это кто?

- А сынок мой, батюшка.

 

(И. С. Т у р г е н е в, Бурмистр.)

43. Спишите. Определите виды предложений. Укажите в каждом предложении главные члены и скажите, чем они выражены. Объясните правописание слов в отмеченных случаях.

Вершины Альп. Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор.

Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

(И. С. Т у р г е н е в.)

44. Спишите отрывок из романа "Евгений Онегин", подчёркивая неполные предложения.

Татьяна в лес; медведь То выронит она платок;

за нею; Поднять ей некогда; боится,

Снег рыхлый по колено ей; Медведя слышит за собой,

То длинный сук её за шею И даже трепетной рукой

Зацепит вдруг, то из ушей Одежды край поднять

Златые серьги вырвет силой; стыдится;

То в хрупком снеге с ножки Она бежит, он всё вослед:

милой И сил уже бежать ей нет.

Увязнет мокрый башмачок;

 

45. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.

1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 2) - Отнести её вон,- проговорила изменивш...мся голосом старуха. - Скверная собач...нка! (Т.) 3) Дождик ш...л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра...чистит. (Т.) 4) Два часа ночи. Не спи...ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н... др...жала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр...даюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три пот...плело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воздух... тишина. (Ч.) 8) Как постел...шься, так и высп...шься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь. (А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё...о проходивш...х с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и зап...хом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.) 13) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там к...тались с большой ледя...ой горы. (М. Г.) 14) В салоне было чисто и холодно. (Пауст.) 15) Эту песню н... задуш...шь, н... убьёшь. (Ош.) 16) Мело, мело по всей земле, во все пр...делы. (Паст.) 17) Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середин... дня, кровельных сосул...к худосочье, ручейков бессо...ых болтовня! (Паст.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: