Становление профессии юриста относится к эпохе Петра I в период модернизации страны. До этого лишь предпринимались попытки.
Реформы Петра I. Хотел учредить Академию Наук, в которой собирался открыть юридический факультет. (1725)
Юридическое образование не было популярным в стране в те времена. По необходимости юристы приглашались из-за рубежа, особенно из Германии.
Открытие в 1755 году Московского Государственного Университета привело к изменениям в данной области. Юридический факультет МГУ включал три кафедры: всеобщее римское право, теория и история русского права, международное право. Сначала лекции студентам читали иностранные профессора на своем языке. В 1765 году на юридическом факультете МГУ обучалось всего 11 студентов, в 1767 году – 22 человека. В 1770 году 300 студентов поступило, но только 2 закончили обучение.
К началу XIX века России не удалось решить проблему подготовки государственных служащих с юридическим образованием. В конце XVIII – начале XIXвв начинают преподавать русские профессора. Одними из первых были Десницкий и Третьяков. Они внесли в русскую историю знания европейского права. В 1790 году русский профессор Борюшкин (не имел юридического образования) внес практическое направление в юридическое образование.
В XIX и XXвв Россия начинает нуждаться в квалифицированных юристах. Несколько направлений решения проблемы:
1. Проведение преобразований в правовой сфере
2. Проведение судебной реформы 1864 года (издание новых актов «Об адвокатуре, нотариате и судебных приставах»)
3. Открытие и формирование юридических учебных заведений.
В XIX веке различные учебные заведения осуществляли подготовку юристов (Царскосельский лицей, МГУ, СПБГУ, Казанский и Демидовский в Ярославле, Варшавский, Киевский, Новороссийский, Пермский, Томский, Харьковский, Юрьевский университеты + училища высшего разряда:Демидовский юридический лицей, Катковский юридический лицей, Институт правоведения, военно-юридическая академия). Срок обучения – 3 года. В программу обучения входили лекции (по 4 часа в день) и практические занятия. Проходили ежегодные испытания. Особо успешные студенты получали звания «кандидат прав», остальные – «действительный юрист».
13 учебных дисциплин подразделялись на три блока. Студенты проходили практику в судах.
1905 г. – разрешение открывать частные вузы.
Отличительные черты юридического образования в России:
1. В России главный организатор юридического образования – государство. Оно определяло формы и содержание юридического образования.
2. Россия активно заимствовала западный опыт.
3. Юридическое образование отличалось ориентированностью на государственные и политические потребности.
4. Юридическое образование испытало воздействие двух крупных реформ (1835, 1864).
Вопрос 15: Правовые формы осуществления юридической деятельности.
Юридическая деятельность - вид социальной деятельности, которой занимаются юристы с использованием юридических знаний, способов, придерживаясь в предусмотренных законом случаях юридической формы, с целью решения различных юридических проблем. Юридическая деятельность должна осуществляться лишь на профессиональной основе, юристами, поскольку связана со специальными операциями по поводу правовых явлений, требует особых навыков и умений.
Юридическая деятельность (правотворческая, правоприменительная и т.д.), будучи в основной своей массе в современном обществе также "правовой", организованной посредством процедурных или процессуальных норм, осуществляется путем принятия государственно-властных решений, как общего, так и индивидуального характера.
Правовая деятельность в современном обществе не может обходиться без деятельности юридической, обеспечивающей первой необходимую степень "признания". Именно в ходе юридической деятельности создаются правовые тексты, в которых официальные эталоны правовой деятельности возводятся в ранг обязательных (в том числе и для самой юридической деятельности, и для политико-правовой).
В частности, к юридической деятельности можно отнести:
осуществление правовых норм в общественных отношениях;
разработку и внедрение правовых норм в практику общественной жизни;
правовое обучение и воспитание, повышение правовой культуры граждан и общества;
правовое исследование (историческое, теоретическое, фундаментальное или прикладное).