Основные области исследований, задачи




СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение…………...…………………………………………………...3

2. Основные составляющие когнитивной науки………………………...….3

3. Основные области исследований и задачи….………………………...….4

4. Рождение когнитивной науки……….…………………………………….7

5. Теоретические направления……………………………………………….8

6. Воплощенная когнитивная наука……………….………………………...9

7. Когнитивное сообщество……….……………….……………………….10

8. Список источников литературы и электронных ресурсов…………......11

 

Определение

Когнитивная наука — совокупность наук о познании как приобретение, хранение, преобразование и использование знания живыми и искусственными системами. К настоящему времени это целая сеть взаимосвязанных научных дисциплин, занимающихся исследованиями человеческого познания и его мозговых механизмов. Познание в этих исследованиях предстает в самом широком смысле слова, начиная от сетчаточных механизмов цветоразличения и заканчивая природой социальных стереотипов.

Основные составляющие когнитивной науки, по Х. Гарднеру:

1. экспериментальная психология познания;

2. философия сознания;

3. нейронаука;

4. когнитивная антропология;

5. лингвистика;

6. компьютерная наука и искусственный интеллект (последнее – уже междисциплинарная область с участием как минимум психологии и лингвистики).

Рисунок1 - научные направления, которые способствовали зарождению когнитивной науки

Х. Гарднер отметил связи между рядом областей как «слабые» (на рисунке они обозначены пунктирными линиями). Однако к настоящему моменту области значительно в большей степени срослись, а некоторые и расширились: например, принято говорить не об «искусственном интеллекте», а о «компьютерной науке». Не говоря об огромном количестве работ в области философии искусственного интеллекта, можно упомянуть о постепенно формирующейся философии нейронауки. Возможно, все еще слабо связаны компьютерная наука и когнитивная антропология, но в скором времени, с учетом появления все новых коннекционистских моделей различных психических расстройств (таких, как аутизм, шизофрения, синдром Уильямса), можно ожидать аналогичных моделей культурно-специфических особенностей познания.

Основные области исследований, задачи

Когнитивная психология является наукой, экспериментально изучающей такие аспекты человеческого познания, как восприятие и распознавание образов, внимание, память, воображение, язык, развитие мышления, формирование понятий, особенности человеческого интеллекта, в том числе с использованием моделей искусственного интеллекта. Традиционно к сфере когнитивной психологии не относятся физиологические исследования работы мозга, которые составляют предмет нейрофизиологии (иначе называемой психофизиология или нейронаука), однако в последнее время, в связи с развитием неинвазивных методик, прежде всего томографических, психологические и физиологические исследования тесно смыкаются.

Основные задачи в исследовании восприятия – изучение пороговых эффектов, теория связи, изучение объема восприятия, типы хранения информации (иконическое, эхоическое и др.), закономерности распознавание паттернов, принципы гештальта, эталонное и прототипное распознавание, роль наблюдателя, его опыта, воспитания, культуры и др.

В исследовании внимания основные усилия исследователей направлены на разработку моделей внимания (концепции "сверху вниз" и "снизу вверх", модель избирательного внимания, модель фильтрации, модель уместности, модель делителя), на изучение связи внимания и сознания, а также роли внимания в контексте деятельности и принятия решений.

Концептуальные исследования памяти также в основном продвигаются методом построения моделей ее функционирования (напр., модель Прибрама). Проблема кодирования информации в памяти в настоящее время также находится в стадии формирования различных гипотез. Широкое развитие получили семантические модели организации памяти: кластерная модель, групповая модель, модель сравнительных семантических признаков, сетевые модели. В этой связи изучаются также модели построения мысленных образов.

Философия сознания чрезвычайно важна для когнитивных исследований, поскольку все когнитивные процессы так или иначе связаны с сознанием. В то же время важно отметить, что современных ученых характеризует разное отношение к самой проблеме сознания, ибо если одни исследователи утверждают невозможность решения этой проблемы как выходящей за пределы когнитивных способностей человека, то другие, напротив, считают ее одной из наиболее существенных проблем не только философии, но и самых разных конкретно-научных дисциплин – от нейрофизиологии до культурологии.Согласно философу-аналитику Д. Деннету, сознание представляет собой интегрированную систему психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится со всеми другими элементами, а «ввод» новой информации – с информацией, полученной в прошлом.Главные вопросы, которые разрабатывает философия сознания в рамках К.н., следующие: Что такое сознание? Может ли субъективный опыт быть описан в физических терминах? Каково соотношение сознания с мозгом? Каковы взаимоотношения сознательных и бессознательных процессов в восприятии, памяти, обучении и других областях? Каковы особенности опыта сознания в таких специфических областях, как визуальное восприятие и эмоции? Как можно понять необычные формы и состояния сознания, такие как синестезия, «инсайт», и др.? Играет ли сознание функциональную роль, и если да, какова она? Каковы пригодные и потенциально плодотворные методы изучения сознания? Могут ли новые методы исследования мозга помочь прояснить природу и механизмы сознания?

Когнитивная антропология возникла в середине 1950-х г. как результат осмысления феномена культуры в широком смысле. До этого времени определения культуры были прежде всего бихевиористскими – культура представлялась моделью поведения, действий или обычаев.

Целью когнитивной антропологии стало изучение культурной «компетенции» (competence), абстрактной «теории культуры», хранящейся в головах ее представителей. Однако со временем «культура» стала определяться в когнитивной антропологии прежде всего как система знания — внутренняя концептуальная система, обосновывающая и управляющая реальным поведением и наблюдаемыми событиями, или как эксплицитно выражаемая публичная система значений (вторая концепция вылилась в символическую антропологию). Сегодня имеется более десятка научных направлений, которые, используя ту или иную лексику и терминологию, ставят своей целью изучения «картины мира» или «менталитета». В частности, достаточно близкими друг другу по задачам являются психологическая антропология (этнопсихология) и когнитивная антропология. Для этнопсихологии задача состоит в следующем: объяснить, как и почему формируется специфическое восприятие народом себя самого и внешнего мира и как это восприятие влияет на поступки и поведение людей. Целью когнитивной антропологии стало решение очень близкой задачи – изучение структуры картины мира. Картина мира — это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире. Но если концепция «национального характера» (этнопсихология) предполагает взгляд на культуру со стороны внешнего наблюдателя, то когнитивная антропология пытается посмотреть на картину мира изнутри, глазами носителя культуры, понять и описать мир людей других обществ в их собственных терминах, как они его воспринимают и переживают в опыте. Таким образом, объектом изучения когнитивной антропологии является система ментальной организации элементов культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: