Различия качественной и количественной методологий.




Качественные методы Количественные методы
Способ познания
Естественный способ познания: неструктурированные формы сбора социологических данных. Естественность подразумевает прямой визуальный контакт исследователя с исследуемым в привычной для него обстановке. Искусственный способ познания: акцент на предварительно сформулированных гипотезах и характеристиках объекта.
Степень обобщения
Частный характер исследования – рассмотрение с точки зрения отклонения от нормы, индивидуального своеобразия. Выводы, полученные на одних объектах носят относительный характер и могут быть отвергнуты последующими исследованиями на других объектах. Обобщенный характер исследования – упорядочивание структуры сложных социальных объектов (при нивелировании специфики каждого). Выводы распространяются на всю совокупность аналогичных объектов.
Вид обобщения
Аналитическое обобщение – предполагает сравнение результатов по одному объекту с аналогичными (чаще всего противоположными объектами) для подтверждения или опровержения первичных выводов. Статистическое обобщение – основано на статистической репрезентации генеральной совокупности. Критерием надежности выводов служит достоверное повторение полученных связей на других объектах.
Степень объективности
Субъективизм: субъективный характер исследования. Использование возможностей субъективизма при интерпретации полученных результатов. Объективизм: объективный характер исследования.

На практике различия между количественными и качественными методами также проявляются в степени формализованности – качественные методы предоставляют исследователю «в поле» большую свободу, при количественных методах исследователь должен неукоснительно соблюдать инструкции.

Полевому этапу в количественных исследованиях, как правило, предшествует серьезная подготовительная работа – изучение литературы, вторичных источников, составление программы, формулировка гипотез, интерпретация и операционализация понятий, выделение эмпирических индикаторов, подлежащих замеру, составление и пилотаж форм для сбора данных. Что касается качественных исследований, то подготовительному этапу в ряде случаев не уделяется столько интеллектуальных усилий, более того, некоторые специалисты даже считают, что изучение информации по интересующей проблеме только вредит непредвзятости исследователя.

В количественных исследованиях, как правило, не требуется особая квалификация или специальные навыки у тех, кто будет осуществлять непосредственный контакт с объектом исследования (это нанятые анкетеры, наблюдатели и т.д.), к ним предъявляются требования не квалификационного, а, скорее, социально-психологического характера (анкетер должен внушать доверие, располагать к себе, наблюдатель должен быть внимательным и т.д.). Задача тех, кто будет заполнять формы для сбора данных – четко следовать инструкциям при выполнении работы.

В качественных исследованиях роль человека, проводящего полевой этап, совершенно иная. Поскольку нет жестких рамок и заранее составленных форм, как нет и гипотез, исследователь должен четко представлять себе проблему и цели исследования, чтобы сориентироваться на месте, самостоятельно принять решение о том, какую информацию необходимо фиксировать, что важно, а что нет для реализации исследовательских задач. Многие виды исследований требуют специальной квалификации. Предполагается, что исследователь должен постоянно принимать самостоятельные решения, изменять стратегию в зависимости от реакции объекта исследования, а что касается исследовательской техники – он должен уметь «разговорить» респондента, погасить конфликт на фокус-группе, не дать дискуссии уйти от обсуждаемой темы, не потеряв важную информацию, не нарушая при этом логику рассуждений.

– Если целью нашего исследования является поиск новой информации, изучение неизвестного объекта, выявление скрытых (сознательно утаиваемых или неосознаваемых) аспектов жизнедеятельности людей – то мы будем использовать методы, принадлежащие к качественной методологии.

- Если цель проводимого исследования – получение процентных распределений, статистических характеристик интересующих нас параметров, подтверждение/опровержение гипотез – наиболее релевантными будут методы, относящиеся к количественной методологии.

- Сочетание методов – качественных и количественных – зачастую позволяет снять ограничения, присущие каждому из них. Например, массовый опрос позволит вывить больше полезной информации, если альтернативы ответов в анкете будут составлены в соответствии с данными интервью или фокус-групп, проведенных непосредственно с представителями объекта исследования, а не выдуманы самим социологом. Массовый опрос, в свою очередь, поможет социологу понять, как количественно распределены те точки зрения, которые были выявлены с помощью качественных методов. Качественные методы могут быть также полезными при интерпретации данных полученных с помощью количественных методов.

2. Глубинное интервью



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: