Формирование регулятивных УУД у младших школьников при изучении окружающего мира.




Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».

Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Регулятивные УУД можно формировать в ходе традиционных уроков, используя специальные методические приемы. Особой формой урока по изучению окружающего мира являются экскурсии в природу, которые дают возможности для развития у детей группы регулятивных УУД.

Проявление регулятивных универсальных учебных действий ученика на уроках окружающего мира выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Проявление регулятивных действий школьника на уроках окружающего мира характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.

Внешними признаками проявления регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках окружающего мира являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование.

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Для успешного формирования группы регулятивных УУД необходимо:

1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5. Использование цветных и графических форм представления оценок: обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.

6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

Для диагностики и формирования группы регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

«преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;

диспут;

взаимоконтроль;

«ищу ошибки»

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется организация совместной работы у младших школьников коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль.

Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей:

· Игры с правилами и продуктивные виды деятельности

· Режиссерская игра

Особой формой урока по изучению окружающего мира являются экскурсии в природу, которые дают возможности для развития у детей регулятивных и познавательных УУД. Наблюдения за растениями и животными в лесу и поле, на лугу и водоеме, исследования природного окружения, где дети работают самостоятельно, формируют:

· способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

· умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

· преодоление импульсивности, непроизвольности;

· целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

· готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

· формирование основ оптимистического восприятия мира [1].

На основании вышеизложенного можно без преувеличения сделать вывод, что предмет окружающего мира в начальной школе является основой развития у учащихся группы регулятивных универсальных учебных действий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: