Технологическая карта урока истории в 5 классе
Тема урока: «Древнейший Рим»
Учитель истории и обществознания: Смолярова Ольга Владимировна
Цель урока: Способствовать формированию представлений о месторасположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян; создать условия для ознакомления с устройством римского общества, управлением в древнейшем Риме; содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные:: научатсяопределять термины италики, латины; научатся показывать на карте месторасположение древнейшего государства на территории Италии; рассказывать о природных условиях и древних жителях Италии, используя текст учебника и историческую карту.
Познавательные: Научатся сравнивать природные условия Италии и Древней Греции и смогут сделать вывод, каким занятиям способствовали природные условия Италии.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. научатся высказывать версии, почему Италию называли «страной телят и овец»;
Коммуникативные: смогут воспринимать устную и письменную информацию, работать в группах, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: будет сформирован историко-географическийобраз древней Италии. Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре другого народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием для самостоятельной работы, доска на задней стене кабинета
Основные понятия изучаемые на уроке: италики, латины;
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Элементы критического мышления | ||||||||||
I. Самоопределение к деятельности. | Подготовка к уроку. Учащиеся разделены на группы, в каждой из которых находятся дети с равным уровнем подготовки. Приветствие. - Добрый день, ребята, уважаемые гости! Улыбнитесь друг другу! Похлопайте в ладоши те, кто сегодня впервые в нашей школе! Похлопайте в ладоши те, кто сегодня хочет получить новые знания. Мы настроились на урок. Начинаем. (Слайд №1) Давайте вспомним, какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Слайд №2) Молодцы! Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока. Игра «Чистая доска». (Слайд №3) На доске написаны понятия: «332 г. до н.э.», «Мусейон», «Библиотека», «Фаросский маяк», «Архимед», «Аристарх Самосский», «Страна телят». Нужно выбрать слово и объяснить. Если объяснение составлено правильное, то понятие убираем. Наша цель, сделать доску чистой. | Учащиеся хлопают. Александрия Египетская Учащиеся дают понятия. 332 г. до н.э. – был основан город Александрия Египетская Мусейон – место поклонения музам. Создавался по образу Афинской Академии. Он являлся и академией и библиотекой одновременно. Библиотека –Александрийская библиотека насчитывала до 700 тысяч свитков. Фаросский маяк – одно из семи чудес света. Описание маяка. Архимед - математик, астроном, механик. Создал планетарий, следил за движением звезд, изобрел водоподъемный механизм (винт), открыл закон. Аристарх Самосский –астроном и математик, он описал движение небесных тел вокруг Солнца. | Используется рутина: «Прочитай – Подумай – Объясни!» | ||||||||||
II. Актуализация. III.Формулирование проблемы IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока. V. Построение проекта выхода из затруднения. | Работа с понятиями. Как вы думаете, почему вы не смогли пояснить понятие «Страна телят»? (Слайд №4) Предположите, о какой стране идет речь? Мы сегодня отправляемся в Италию, где расположен Древний Рим. В наши дни Рим – столица государства Италия. (Слайд №5) В древности словом «Рим» назывались и город, и государство. Нередко древнее государство и его главный город назывались одинаково. Приведите примеры. Предположите, какой может быть нашего урока. Назовите вопросы, которые мы должны сегодня изучить. Учитель зачитывает вопросы, которые будут изучаться на уроке. (Слайд №6) Скажите, чем мы можем пользоваться, чтобы найти ответы на эти вопросы? Мы отправимся из города Александрия Египетская. Но куда нам плыть? Проложите маршрут. Опишите географическое положение. (Слайд №7-8) Посмотрите на месторасположение Италии из космоса и предположите, какие природные условия существовали в стране? (Слайд №9) Обратите внимание на незаполненную схему на доске. Сможете ответить на поставленные вопросы? Нам необходимо для нее собрать информацию из имеющегося источника. У каждой команды свой источник. (Слайд №10) Каждая команда ищет ответ на свой вопрос. (Слайд №10) С какими трудностями столкнулись жители этой земли? (Слайд №11) Предлагается сравнить природные условия Апеннинского и Балканского полуострова. (Слайд №12) Подводят итоги. (Слайд №13) Пожалуйста, пользуясь документом, текстом учебника, назовите главные занятия населения? (Слайд №14, 15) | Ученики должны ответить, что еще не изучали это понятие. Ученики предполагают. Ученики приводят примеры: Афины, Старта, Вавилон. Ученики предполагают. Записывают тему урока. Ученики предполагают. 1. Природные условия. 2. Занятия населения. 3. Население Италии. 4. Основание Рима. 5. Система управления. Учащиеся выделяют: (картой, атласом, иллюстрациями в учебниках). Учащиеся прокладывают маршрут. Учащиеся дают описание географического положения. Учащиеся предполагают. Учащиеся отвечают, что нет. Каждая группа ищет ответ на один вопрос таблицы. После обсуждения таблица заполняется. В отличие от Греции, здесь мало удобных гаваней, поэтому местные жители не любили море и даже боялись его. Учащиеся сравнивают. 1 группа – общее. 3 и 4 – различия. Земледелие Скотоводство Гончарное дело Торговля | Работа в группах При обсуждении используется структура Карта разума | ||||||||||
VI. Первичное закрепление. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Под музыку дети ходят по классу. 1. Сколько морей омывает Италию? 2. Сколько крупных островов расположено рядом с Италией? 3. Сколько главных видов занятий мы выделили? | Дети повторяют пройденный материал. | |||||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | После физкультминутки. Демонстрируется фильм о жителях Италии. (Слайд №16) По фрагменту фильма, карте назовите, какие племена жили на территории Италии. (Слайд № 17, 18) | По фрагменту фильма и карте определяют, какие племена жили в Италии. Учащиеся называют. | Посмотри – Послушай - Расскажи! | ||||||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | (Слайд №19) Стихотворение. Кто считается основателем города? В честь кого город получил название? Фильм об основании Рима. Когда это произошло? Как вы оцениваете поступок Ромула. Население города. Работа со схемой. (Слайд №20, 21, 22) Управление города. Самостоятельно читают. Составляют схему. | Учащиеся отвечают на вопросы по заданной теме. Учащиеся предполагают. | |||||||||||
IX. Рефлексия. | Организует фиксацию нового знания у учащихся.
Смогли мы сегодня дать ответ на эти вопросы.
Учащиеся получают вопросы по теме
Двухвариантный текст.
| Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оцениваютсвою деятельность и деятельность товарищей. | |||||||||||
X. Домашнее задание. | Предлагает задания для домашней работы: § 39, вопросы, задания. (Слайд №25) Почему римляне украли сабинянок? |