Особенности воспитания в семье ребенка с проблемами речи.




Тяжесть речевого дефекта детей с ОНР предполагает 2х годичный срок обучения в речевых группах, в течении которого у детей постоянно происходит наполнение, уточнение и активизация словаря, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и умение грамматически правильно и точно выражать свои мысли.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателем, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, посещении театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче).

Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

В речевой группе сложилась определенная система работы логопеда с родителями, которая включает в себя:

· Собрания,

· Консультации,

· Открытые занятия,

· Информационные выставки,

· Беседы,

· Советы.

В течение года проводятся 3 родительских собрания, тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза детей и от возраста.

Первое собрание проходит после комплектования логопедической группы МПК.

Логопед в доступной форме объясняет суть речевого дефекта детей (например, что такое ОНР).

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают всей тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, неправильное звукопроизношение, и редко кого волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.

Нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова родители, как правило, относят к возрастным особенностям детей, не замечают бедности словаря, умиляются ошибками грамматического плана.

Поэтому на первом собрании мы стали предлагать родителям литературу по коррекции ОНР, логопедические тетради Теремковой и А. Колесниковой.

Второе родительское собрание проводится в конце октября по результатам обследования (логопеда, психолога, воспитателей).

На этом собрании родители знакомятся с выводами специалистов о состоянии знаний детей, их умений и навыков, развития речи, а также конструктивные и изобразительные навыки. Знакомятся с ланом работ логопеда на первый период обучения, его задачами и содержанием.

Логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий дома, по работе с индивидуальной тетрадью ребенка. Родители получают полную информацию по организации логопедической помощи детям в условиях логопедической группы.

Опыт работы показывает, что после знакомства с результатами обследования многие родители коренным образом меняют представление о речевом развитии своих детей, работе логопеда, воспитателей.

Третье собрание проводится в январе. На этом собрании логопед информирует об итогах обучения детей за истекший срок, знакомятся с основными направлениями дальнейшего коррекционного обучения. Предлагает родителям поделиться наблюдениями за речевым развитием детей.

Иногда на этом собрании мы проводим открытые занятия.

В мае месяце мы проводим собрания по итогам работы за год. На нем даются рекомендации по закреплению полученных навыков.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являются консультации. Они бывают фронтальные и индивидуальные. Фронтальные проводятся 1 раз в месяц. Это своеобразный логопедический всеобуч.

Тематика таких консультаций определяется на учебный год сразу. Они могут быть следующими:

· Готовность детей к звуковому анализу,

· Автоматизация отдельных звуков,

· Обучение детей рассказыванию,

· Обучение грамоте детей ОНР.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда 1 раз в неделю, в определенный день. В этот день логопед работает во 2 половине дня. На этих консультациях рассказывают об успехах ребенка, о преодолении дефекта, объясняют, какая помощь нужна со стороны родителей на данном этапе обучения.

Иногда фронтальные и индивидуальные консультации сопровождаются показом открытых занятий.

Родители при наличии возможностей могут посещать занятия логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения. Они видят и оценивают речь своего ребенка и других детей.

На родительских собраниях и консультациях дают рекомендации по выполнению заданий, подчеркивают важность использования наглядных средств. Во время занятий с детьми в домашних условиях родители имеют более широкие возможности для использования разнообразных видов наглядности, тогда дети могут на ощупь определить форму, размер, цвет, твердость предметов, попробовать его на вкус.

Наглядная информация представлена в виде стенда. Советы логопеда, где еженедельно меняется тематика заданий, советов, рекомендаций по обучению детей.

Для удобства работы переходят на использование карточек с заданиями, в которых сконцентрирован многолетний опыт совместной работы логопеда и родителей по коррекции ОНР.

Материал карточек учит и служит ориентиром на усвоение учебного материала детьми, на определение готовности к обучению в школе, помогает родителям активно участвовать в процессе обучения.

Предложенные формы работы с родителями применяются в течение ряда лет, постоянно изменяются в соответствии с требованиями, предъявленными образованием и воспитанием детей дошкольного возраста.

Литература:

1. С.Н. Шаховская «Как научить ребенка думать и говорить»

2. А.М. Бородин «Методика развития речи детей».

3. Т.В. Волосовец «Преодоление ОНР у детей»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: