Зачет по дисциплине преследует цель оценить работу студента за курс, полученные теоретические и практические знания, прочность их, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.
Студент должен готовиться к зачету, в основном в межсессионный период. На сессии формой подготовки к зачету являются: обзорные лекции, лабораторно-практические и семинарские занятия, консультации, самостоятельная подготовка. В период подготовки к зачету студент не только повторяет курс, обобщает свои знания. Так как на зачете студент должен отвечать без пособий, то необходимо запомнить материал, выявить и отобрать в нём наиболее важное, основное.
Руководствоваться при подготовке к зачету следует программой курса, опубликованной в методических указаниях. Там, как правило, после каждой темы изложены контрольные вопросы, на которые студент должен дать устный ответ после изучения темы по учебнику и конспектам лекций. Это восстанавливает в памяти краткое содержание материала, его логическую связь и последовательность изложения.
На зачете нужно не только показать знание предмета, но и умело логически изложить ответ, хорошо его проиллюстрировать.
Прежде чем писать план ответа, надо мысленно представить ответ на вопрос, потом уже составлять тезисы ответа, включив туда цифровой материал, даты, показатели. Записи должны быть краткие, но очень аккуратные, чтобы во время ответа не спутаться, соблюдать порядок изложения. Отвечать следует спокойно, четко, продумано, без торопливости, придерживаясь своих записей.
После ответов на вопросы билета экзаменатор часто предлагает студенту дополнительные вопросы. Они имеют цель или уточнить ответы на вопросы билета, или выяснить понимание других разделов курса, не вошедших в билет. На них, как правило, следует отвечать очень кратко. Но не надо спешить с ответом. Надо обдумать ответ, затем чётко и кратко высказать его.
«Зачтено» ставится в тех случаях, когда студент отвечает на вопросы к зачету точно, или близко к точному ответу, умеет размышлять самостоятельно, излагает свои мысли в логической последовательности, отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
«Не зачтено» ставится в том случае, если студент не отвечает или затрудняется отвечать на основные и дополнительные вопросы, путается в ответах, показывает отрывочные знания.
Запись о сдаче зачета выставляется в ведомость и взачётной книжке студента.
Педагогические ситуации и вопросы для обсуждения
Задание.
1. Вспомните последний конфликт, участником которого были Вы. Какую стратегию Вы использовали и почему? Была ли она самой эффективной?
2. Какую стратегию Вы чаще всего используете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?
3. Какую стратегию поведения в конфликтной ситуации выбрал ваш партнер, если он предоставляет Вам взять на себя ответственность за решение спорного вопроса, старается избежать бесполезной напряженности, неприятных разговоров или пытается отложить решение спорного вопроса на неопределенное время?
На кафедру приходит молодая сотрудница. За счет личного обаяния и умения общаться она быстро сходится с коллективом. Когда зав. кафедрой делает ей замечания по поводу опозданий на работу и некоторых ошибок в оформлении документации, она не исправляет ошибок, а старается установить и с ним дружеские отношения. Заведующий продолжает высказывать претензии по поводу нарушений. Тогда девушка начинает жаловаться сотрудникам на его постоянные придирки и постепенно восстанавливает часть сотрудников против начальника. Атмосфера на кафедре становится напряженной.
1. Насколько часто Вы задумываетесь над тем, какое отношение к пациенту формирует у врачей медицинское образование?
2. Считаете ли Вы, что медицинское образование учит врача видеть в пациенте объект приложения профессиональных знаний, навыков и умений?
Больная О. 43 лет пришла в клинику для удаления зуба. Она обратила внимание врача на то, что у нее в анамнезе была реакция на анестетик, на это доктор ответил, что за четыре года работы с ультракаином у него не было ни одного случая осложнения. Через 5 минут после проведения анестезии у больной случился обморок, который удалось снять в кабинете, но с его последствиями (слабость, боли в области сердца) больная боролась еще несколько дней.
а) обратится ли еще раз больная О. за помощью к этому врачу?
б) какие ошибки допустил врач?
в) как поступили бы Вы в данной ситуации?
Эталон:
1. Оценить эмоциональное состояние пациентки, наладить с ней контакт.
2. Собрать соматический анамнез (больная имела склонность к гипотензии).
3. Собрать аллергологический анамнез.
4. Выявить причину предыдущего обморока (больная была в состоянии психоэмоционального перенапряжения).
5. Подобрать оптимальный вид обезболивания, которое должно включать премедикацию больной.
Больной Т. – коллеге О. – перед лечением по поводу пульпита была сделана анестезия, приведшая к аналогичным последствиям, поскольку также были проигнорированы факторы риска в анамнезе. Больше к врачу она не пришла.
Обе эти пациентки были санированы позднее в МГМСУ с применением премедикации и под местным обезболиванием.
Конечно, в настоящее время молодые специалисты и студенты имеют общее представление о том, что обезболивание является частью лечебного процесса и практически остается основным методом контроля над болью в стоматологии. Однако можно констатировать, что проведение премедикации не всегда хорошо освоено и правильно применяется.
Вот несколько примеров из практики кафедры факультетской стоматологии МГМСУ, которые иллюстрируют некоторые аспекты взаимоотношений врач-пациент.
4. Студент, имевший пятилетний стаж работы зубного техника, уверенно и самостоятельно работавший, пригласил на лечение своего знакомого. Пациент (23 года), вначале был спокоен. Препарирование по поводу кариеса оказалось болезненным, и больной потребовал у врача сделать ему анестезию, забыв в состоянии стресса о своих проблемах в анамнезе. Через 5 минут при введении ультракаина у пациента случился обморок. Совместными усилиями по известной схеме больному оказали экстренную помощь. Позже в доверительной беседе пациент рассказал, что с детского возраста при виде иглы падал в обморок. Через неделю после проведения премедикации больному безболезненно закончили лечение зуба.
а) как бы Вы поступили на месте врача-студента?
б) в чем состояла ошибка ассистента?
Эталон:
Ассистент до проведения студентом анестезии должен был проверить по истории болезни, правильно ли студент собрал анамнез, выявлены ли факторы риска. На деле преподаватель занял позицию пассивного нейтралитета, чтобы избежать конфликтной ситуации со студентом.
5. В этом случае в конфликтном узле приблизительно аналогичного содержания оказались одновременно завязаны три лица: пациент – молодая женщина 22 лет, которая пришла на прием по случаю лечения кариеса, врач-студент IV курса и ассистент – куратор приема больных врачами-студентами.
Пациентке была обработана кариозная полость, однако на последней стадии она почувствовала резкую боль и потребовала провести анестезию. Врач-студент обратился с просьбой к ассистенту помочь ему сделать мандибулярную анестезию. При осмотре больной преподаватель рекомендовал ей и врачу ограничиться аппликационной анестезией, поскольку объем оставшейся работы был незначителен. Данная рекомендация была встречена враждебно не только пациенткой, но и студентом, который воспринял ее как нежелание ассистента помочь ему.
Преподаватель продемонстрировал студенту технику проведения предложенной анестезии и в два этапа безболезненно закончил лечение. Пациентка была довольна. Врач-студент впервые увидел эффект от аппликационного обезболивания. Конфликтная ситуация была разрешена.
а) Вы согласны с тактикой преподавателя?
б) в чем, по Вашему мнению, был не прав студент?
3. Считаете ли Вы, что медицинское образование учит видеть в пациенте союзника в борьбе с недугом?
4. Вы согласны, что отношение врача к больному как к совокупности патологических симптомов является приемлемым?
5. Вы согласны, что отношение врача к пациенту как к клиническому случаю не сочетается с теплым, сердечным участием к нему?
6. Вы считаете, что изучение закономерностей жизнедеятельности организма позволяет увидеть в больном человеке страдающую личность?
7. Вы согласны, что больной, выдавая врачу «аванс доверия», подчас вынужден раскрывать глубоко личные тайны?
Вопросы для совместного обсуждения со студентами по теме «Мы и наши пациенты». Круглый стол
Целостность и единство природы человека. Осознание физического и духовного «я», разотождествление болезни и больного человека, лечения организма и личности. Психолого-антропологические аспекты медицины.
1. Насколько Вы согласны, что лечение человека – это лечение его организма?
2. Вы считаете, что больной человек – это человек плюс его болезнь?
3. Насколько Вы согласны, что физический организм – только часть человека?
4. Считаете ли Вы, что нормальная анатомия и физиология здорового человека отличаются удивительной гармонией и совершенством?
5. Вы согласны, что оригинальность и неповторимость человека как биологического вида может приводить к мысли о нем как о чудесном творении Божием?
6. Совместима ли психологическая уникальность человека с воззрением на него как на объект?
Ценность и уникальность человеческой жизни. Моральный статус плода.
1. Имеет ли человек право на жизнь с момента оплодотворения?
2. Человеческий эмбрион в первые три месяца беременности – это просто биомасса?
3. Человеческий эмбрион в первые три месяца беременности – это часть материнского организма?
4. Является ли человеческий эмбрион в первые три месяца беременности человеком, развивающимся в организме матери?
5. Можно ли расценивать человеческий эмбрион с момента зачатия как полноправного пациента?
6. Насколько Вы согласны, что эмбрион, убиваемый при искусственном аборте, испытывает мучения?
7. Согласны ли Вы, что человеческий эмбрион активно сопротивляется при искусственном аборте?
8. Вы согласны, что аборт без медицинских показаний – это единственная операция, в которой сам по себе организм женщины не нуждается?
9. Можно ли рассматривать угрызения совести как психологическое послеабортное осложнение?
10. В какой мере Вас волновали бы угрызения совести женщины, сделавшей аборт, если бы эту операцию произвели Вы?
11. В какой мере Вас тревожат нравственные аспекты аборта?
12. Какую степень ответственности за аборт несет отец ребенка?
13. Вы согласны, что узаконенный аборт (без медицинских показаний) есть преступление с точки зрения нравственности?
14. Вы согласны, что религия справедливо осуждает аборт по прихоти женщины как страшный грех?
15. Этично или не этично участвовать врачу в движении против абортов?
16. Этично или не этично клонирование человека, подобно животным?
Ценностно-смысловая природа болезни. Духовный смысл болезни и смерти, его значение для самосознания врача и пациента.
1. Вы согласны, что пациент часто ищет ответ на вопрос: «За что я страдаю»?
2. Есть или нет смысла в вопросе: «Для чего я страдаю»?
3. Приводит ли к болезни асоциальное поведение?
4. Предрасполагают ли к болезни сексуальные извращения?
5. Является ли половая распущенность фактором риска болезни?
6. Может ли болезнь быть расплатой за нарушение нравственных норм?
7. Может ли болезнь быть расплатой за пренебрежение к общечеловеческим ценностям?
8. Может ли болезнь быть расплатой за преступление христианских заповедей, за грех?
9. Может ли грех быть своего рода предболезнью личности, порождающей психосоматическую патологию?
10. Может ли соблюдение нравственных норм быть своего рода профилактикой заболеваемости?
11. Какое внимание врачи уделяют смысловым аспектам заболевания при изучении анамнеза, истории болезни и жизни пациента?
12. Способна ли тяжелая болезнь, близость смерти заставить человека переосмыслить свою жизнь?
13. Способна ли тяжелая болезнь, близость смерти склонить человека к попытке исправить самого себя?
14. Способна ли тяжелая болезнь, близость смерти подтолкнуть человека к исправлению содеянных ошибок?
15. Вы согласны, что перед лицом смерти обесцениваются материальные ценности?
16. Вы согласны, что перед лицом смерти возрастает значение духовных ценностей?
17. Может ли тяжелая болезнь, наступление смерти подвигнуть человека обратиться к Богу?
18. Насколько Вы согласны, что душа человека умирает вместе с его телом?
Духовный облик, призвание, долг и совесть врача. Роль религии в становлении профессионального самосознания врача. Опыт пастырского попечения о больных и его значение в современной медицине.
1. Вы согласны, что высокий профессионализм врача предполагает его высокую духовно-нравственную культуру?
2. Насколько взаимосвязаны профессиональный рост и личностный рост врача?
3. Полезно ли врачу, делая назначение больному, спросить себя: «Допущу ли я то же самое по отношению к себе, если окажусь в его положении?»
4. Согласны ли Вы, что со временем у постоянно практикующего врача может возникнуть «духовная анестезия» (привыкание, нечуткость к страданиям пациента)?
5. «Духовная анестезия» – это профессиональная патология врача?
6. Может ли вера врача в Бога быть психотерапевтическим фактором, препятствующим «духовной анестезии»?
7. Может ли вера врача в Бога помочь врачу быть милосерднее, сострадать положению и нуждам больного?
8. Врачевание – это своего рода «жизненный крест»?
9. Считаете ли Вы, что в служении врача и священника много общего?
10. Считаете ли Вы, что характеристика «Врач милостью Божией» – глубже, чем просто комплимент или иносказание?
11. Интересует ли Вас христианское учение о человеке?
12. Интересует ли Вас христианское учение о болезни и врачевании?
13. Интересует ли Вас христианское учение об умирании и смерти?
14. Интересуют ли Вас христианские методы исцеления больных?
Контролируемые компетенции: УК-1, УК-2