Оценка финансового положения и устойчивости предприятия.




Петрушова

https://knigi-uchebniki.ru/

https://knigi-uchebniki.ru/

 

Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности может быть выполнен с различной степенью детализации в зависимости от поставленных целей.
В прежней методике анализа решающую роль играли сравнения различных статей и итогов групп и разделов баланса с их нормативными величинами, изучение причин отклонений от нормативов, изучения влияния этих отклонений на устойчивость финансового положения предприятия.
Одной из важнейших особенностей новой финансовой отчетности является отсутствие в ней плановых показателей и нормативов.
В условиях рынка финансовое планирование утрачивает черты централизованного административного целеполагания, извне задающего предприятия множества параметров его деятельности. Использование нормативов в финансовой деятельности становится делом выбора самого предприятия, поэтому информация о нормативах переходит в область коммерческой тайны. Анализ отклонений от планируемых предприятием нормативов соответственно становится частью внутреннего анализа.
Анализ финансового положения, основывающийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами.
Методика внешнего анализа финансового положения представляет большой интерес для каждого предприятия не только для целей оценки потенциальных терминов, но и собственной самооценки, осуществляемой с точки зрения внешних пользователей финансовой отчетности.
Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения финансовой отчетности. Можно выделить среди них шесть основных методов:

  1. горизонтальный анализ;
  2. вертикальный анализ;
  3. трендовый анализ;
  4. сравнительный анализ;
  5. факторный анализ;
  6. метод финансовых коэффициентов.

Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Он позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей бухгалтерской отчетности по сравнению с предшествующим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Он позволяет выявить удельный вес отдельных статей к итоговому показателю в целом по балансу или по его разделам.
Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга. Поэтому нередко строят таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Трендовый анализ базируется на расчете относительных отклонений показателей за ряд лет от уровня базисного года, для которого все показатели принимаются за 100 %. Иными словами, трендовый анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Сравнительный анализ это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Метод финансовых коэффициентов рассматривается в вопросе 4.

9.4. Финансовые коэффициенты анализа. Типы коэффициентов. Наиболее распространенный прием финансового анализа в условиях рыночной экономики – использование различных финансовых коэффициентов. Значение таких коэффициентов определяется возможностью сопоставления полученных результатов с существующими общепринятыми стандартными нормами – усредненными отраслевыми коэффициентами, а также с применяемыми в стране или в конкретной фирме показателями анализа финансовой отчетности. От правильности истолкования их зависит полезность анализа соответствующих коэффициентов для принятия решений. Механическое перенесение зарубежного опыта проведения финансового анализа на основе относительных показателей при анализе финансового положения необходимо, так как оно позволяет понять происходящие процессы и более правильно оценить их не только для текущего момента, но и на перспективу. Существуют различные подходы к классификации показателей финансовой отчетности. В финансовом менеджменте наиболее важными признаются следующие группы финансовых показателей: I. Коэффициенты ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности. Этот показатель вычисляется по формуле:
Коэффициент текущей ликвидности = оборотные средства ––––––––––––––––––––– краткосрочные пассивы

Оборотные средства включают обычно денежные средства, ликвидные ценные бумаги, дебиторскую задолженность и товарно-материальные запасы.
Краткосрочные пассивы состоят из счетов к оплате, краткосрочных векселей к оплате, текущей части долгосрочных пассивов, сделанных начислений (налоги, заработная плата). Если краткосрочные пассивы растут быстрее, чем оборотные средства, то коэффициент текущей ликвидности будет снижаться, что может вызвать обоснованную тревогу. Поскольку этот коэффициент показывает, в какой мере краткосрочные пассивы покрываются активами, которые можно обратить в денежные средства в течение определенного периода, его используют как один из основных показателей платежеспособности.
Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается по формуле:

Коэффициент быстрой ликвидности = оборотные средства - запасы ––––––––––––––––––––––––––– краткосрочные пассивы

Товарно-материальные запасы, как правило, являются наименее ликвидными оборотными

средствами; вынужденная продажа этих активов нередко связана с убытками. Поэтому так важно определение способности предприятия расплатиться по краткосрочным обязательствам, не прибегая к продаже товарно-материальных запасов.
II. Коэффициенты управления активами.
Коэффициенты управления активами предназначена для оценки эффективности использования ресурсов предприятия.
Оборачиваемость запасов. Коэффициент оборачиваемости запасов определяется по формуле:

Коэффициент оборачиваемости запасов = выручка от реализации ––––––––––––––––––––– запасы

При расчете и анализе коэффициентов оборачиваемости запасов возникают две проблемы.

  1. Реализация продукции осуществляется по рыночным ценам, а в расчет принимают затраты по себестоимости, вследствие этого расчетная оборачиваемость оказывается завышенной. Поэтому для расчета целесообразнее использовать себестоимость продукции, а не выручку от реализации.
  2. Реализация продукции осуществляется в течение всего года, тогда как величина товарного запаса дается на определенный момент. Поэтому целесообразно использовать для расчетов среднее значение запасов.

Время обращения дебиторской задолженности в днях. Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях, или средний срок получения платежа, используется для оценки системы расчетов с дебиторами. Показатель рассчитывается по формуле:

DSO = дебиторская задолженность ––––––––––––––––––––––––––– однодневная выручка от реализации = дебиторская задолженность –––––––––––––––––––––––– годовая выручка от реализации/360

Фондоотдача. Коэффициент оборачиваемости средств, вложенных в основные средства, вложенных в основные средства, называемый также коэффициентом фондоотдачи рассчитываются отношением объема реализации к остаточной стоимости основных средств.

Коэффициент фондоотдачи = выручка от реализации –––––––––––––––––––––––––––––––––––– Остаточная стоимость основных средств

Оборачиваемость активов (ресурсоотдача) коэффициент ресурсоотдачи – измеряет оборачиваемость средств, вложенных в активы фирмы, и рассчитывается путем деления выручки от реализации на стоимость всех активов.

Коэффициент ресурсоотдачи = выручка от реализации ––––––––––––––––––––––– сумма активов

III. Коэффициенты рентабельности.
Коэффициенты рентабельности отражают эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо к объему реализованной продукции.

 

 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: