Клятвы и призывы к богам.




Большое впечатление на слушателей производили клятвы Демосфена или его призывы к богу (богам). Так, например, как бы прерывая плавное течение собственной речи, оратор произносил: «Нет, клянусь Зевсом!» или «Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю!»
В речи «О делах в Херсонесе» Демосфен обращался к собравшимся с такими словами: «Уж разрешите мне, ради богов, когда дело идет о наилучших мерах для государства...» Он клялся Зевсом и всеми богами Олимпа, он молил всех богов и богинь: «Да помогут все боги!» - поддержать его в достижении правды, истины и нужных Афинам свершений.

Временами оратор как бы призывал к коллективной клятве: «Клянемся Зевсом!» В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно судить по текстам его речей, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан и на внешний эффект, которому античная риторика придавала немаловажное значение.


3.4. Противопоставление и умолчание.

Демосфен очень изящно использует противопоставление — например, когда сравнивается «век нынешний и век минувший». Применявшийся оратором прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие или опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары: «смотрите и наблюдайте», «знайте и понимайте»— способствовало ритмичности и приподнятости слога. Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности.


4. Роль Демосфена в теории риторики.

Демосфен развил ряд принципиально важных мыслей о сущности красноречия и личности оратора. В некоторых публичных выступлениях он как бы отступал от прямой их темы, говоря о риторике, как об ответственном деле, достойном исключительного общественного внимания и серьезного отношения. Так, например, в речи «О мире» Демосфен говорил о своей «политической и ораторской деятельности» как об определенном единстве. Он не представлял красноречия вне политики и общественных интересов, свое же ораторское искусство рассматривал как острейшее оружие политической, по существу патриотической деятельности.

Всего сохранилась 61 речь, 56 ≪Вступлений≫ к речам и 6 писем. Политическое красноречие Демосфена ярче всего проявилось в его продолжительной и упорной борьбе против царя Македонии Филиппа. 8 речей, посвященных этой теме, получили общее название ≪Филиппики≫: три ≪Олинфских≫, ≪О мире≫, ≪О делах в Херсонесе≫ и три ≪Против Филиппа≫. Они дают обширную картину состояния военных сил, упадка народного духа, разлагающей роли некоторых политических деятелей, и наконец, обличают главного виновника несчастий греческого народа — Филиппа Македонского. Оратор создает свои произведения не для чтения, а для публичного произнесения, поэтому нередко он прибегает к повторениям, подробному изложению мыслей, к богатым образным выражениям.

Демосфен редко выступал без предварительной подготовки, заранее всесторонне разрабатывал тексты. Он сам признавался в этом, и некоторые его современники, по свидетельству Плутарха, даже подсмеивались над ним, говоря, что от его речей ≪пахнет лампой≫. Он совершенствует разработанную систему периодической речи, разделяя период на колена, тщательно соблюдает требования музыкальности, в полной мере пользуясь долготой и краткостью звуков греческого языка, избегает скопления кратких слогов, а медлительными долготами оттеняет важность серьезной мысли.
Демосфен постоянно говорил о принципах и правилах своего красноречия. В речи «О делах Херсонеса» он утверждал, что оратор не может руководствоваться враждой к кому-либо или желанием мстить кому бы то ни было, что всякий оратор должен высказывать то, что считает наилучшим. Он осуждал демагогические речи, а также выступления, обнаруживавшие угодничество, отмечал, что не должно быть разрыва между речью оратора и его практической деятельностью. «Не только наши речи, - подчеркивал он, - но и наши свершения должны быть достойны предков». «Лживые речи, - говорил Демосфен в своем выступлении «О распространении средств», - весьма вредны для государства». Всякая ораторская речь, утверждал он, должна соответствовать гражданскому достоинству говорящего. «Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики», подразумевая под «политикой» те цели, к которымстремился оратор своей деятельностью.
В литературном наследии Демосфена именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства.

Демосфен был ярым приверженцем народовластия и искренним патриотом Афин. Он не обладал никакой иной формой власти (ни исполнительной, ни финансовой, ни военной), кроме власти слова. «Опора на закон – вот главное завоевание демократии и основа народовластия в Афинах, потому что демократическое государство есть государство правовое. Старые, испытанные законы не должны терять свою силу. «Не подчиняй себе законы,а подчиняйся им сам: только этим укрепляется народовластие», - советует он политикам. Демосфену риторика обязана разработкой многих тропов и фигур (синонимы, гиперболы, метафоры, анафоры, вопросы, восклицания, вставные диалоги)

 

Гибель

Демосфен прожил трудную жизнь и сам выбрал своюсмерть. В 322 г. греки потерпели поражение в Ламийскойвойне, Афины захвачены, и оратор вынужден бежать. Он укрылся в храме Посейдона на острове Калазрия. Македонскиесолдаты хотели силой вывести его, но великий оратор попросил дать ему возможность написать прощальные слова друзьям.

Тростниковое перо было наполнено ядом, и через несколькосекунд Демосфена не стало. Так погиб Демосфен, не пожелав пережить порабощения родины, за свободу и независимость которой он боролся до последнего вздоха. Ему было 52 года.

Значение деятельности великого соотечественника было подостоинству оценено греками. Вскоре афиняне воздвигли Демосфену медную статую на городской площади. Демосфен был представлен на ней со скорбным выражением лица и сжатыми в отчаянии руками. Надпись под статуей гласила:

<Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум,

Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей.>

 

Заключение

Ничто не предсказывало ораторскую славу Демосфену в детстве. Тем не менее, он добивается исполнения своей мечты вопреки всему, на глазах превращаясь из гадкого утенка (слабого и заикающегося подростка) в прекрасного лебедя, мастера красноречия всех времен и народов.

Успех Демосфена состоялся, благодаря его качествам:

· Упорству и настойчивости;

· Колоссальному трудолюбию;

· Серьезному отношению к теории риторики.

Вы хотели знать главный секрет в овладении ораторским искусством? Этот секрет заключается в ежедневных упорных тренировках и строгой требовательности к себе. Да, этот путь труден и тернист, но он неизбежно приводит занимающегося на сцену, закрепляет за ним славу искусного оратора и осыпает аплодисментами восхищенных слушателей.

 

Литература



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: