Тревога и неуверенность в себе

Формальные признаки

Плохое качество линии; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве.

Содержательные признаки

Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое количество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; контакт с ребенком может быть по типу 1 и 2, или рядом с ребенком без контакта (при этом ребенок не изолирован), возможно протянутые друг к другу руки без прямого контакта или наличие опосредующего контакт объекта; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своих родителей; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами родителя и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка в беременности в пределах дошкольного, к концу беременности приближается к раннему или младенческому, после родов - в настоящем возрасте, до актуального родительства – в наиболее знакомом респонденту возрасте.

4. Конфликтное отношение к ситуации родительства

Формальные признаки

Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие стираний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или «не умещаются» важные части рисунка, в первую очередь фигура родителя и ребенка).

Содержательные признаки

Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, в беременности в животе матери без прорисовки ребенка); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от родителя, или полностью изолирован без контакта с родителем (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами родителя и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами родителя и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; в беременности возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается, после родов - ребенок более старшего, редко - более младшего возраста, чем в настоящем, до актуального родительства – в наиболее комфортном для респондента возрасте (когда уже можно с ним играть, учить и т.п.).

Предложенные симптомокомплексы могут модифицироваться в соответствии с задачей конкретной работы, однако выделенные основные признаки являются устойчивыми показателями. Полученные данные и опыт использования этого рисуночного теста в практике позволяют заключить, что наличие в рисуночном тесте симптомов тревожности, неуверенности в себе, конфликтности является устойчивой характеристикой и отражает особенности переживания ситуации родительства и ценности ребенка. Выраженные проявления симптомов тревоги, конфликтности, неуверенности в себе отражают неблагополучие в отношении к родительству и ребенку.

 

Наиболее диагностически значимыми являются следующие особенности рисунка:

- формальные признаки тревожности, неуверенности в себе, конфликтности

- отсутствие на рисунке себя

-отсутствие на рисунке ребенка

-замена образа себя и/или ребенка на символ, растение, животное

-ребенок “спрятан” в коляске, кроватке, при беременности – в животе матери

-изоляция ребенка

-пространственная дистанция родителя с ребенком

- наличие большого количества дополнительных деталей, украшательств

 

Рисунок «Я и моя мама»

Этот рисуночных тест хорошо зарекомендовал себя при изучении отношений с собственной матерью на разных группах респондентов. Для разных целей можно использовать модификации:

Для взрослых людей, подростков и юношей:

- без задания определенного возраста «Я и моя мама в детстве» (в этом случае выявляется возраст, в котором были наиболее благоприятные отношения или возраст формирования основного конфликта в отношениях с матерью).

- с заданием определенного возраста «Я и моя мама, когда мне было…(лет, месяцев, до рождения, в родах и т.п.).

Для детей:

- «Я и моя мама» без задания определенного возраста (в этом случае также возможен рисунок более раннего возраста ребенка, чем настоящий, что расценивается как конфликтные отношения ребенка с матерью в настоящем возрасте; в этих случаях ребенок обычно рисует себя и маму в желаемом возрасте).

Цель методики: рисуночный тест «Я и моя мама» используется для обнаружения конфликта в отношениях с матерью и в собственной родительской сфере и выявления его характера.

Обработка результатов: Все параметры оценки взяты из стандартных оценок соответствующих проективных методик в психодиагностике. По тесту учитывается наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

Результаты рассматриваются со следующих позиций:

Особенности симптомокомплексов, аналогичных симптомокомлексам рисуночного теста «Я и мой ребенок»:

- благоприятная ситуация;

- незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности; - тревога и неуверенность в себе;

- конфликт с собственной матерью и с ситуацией родительства для себя.

Основные оцениваемые параметры

Ценность себя для матери:

- сверхценность

- адекватная;

- недостаточная.

Представление о матери и ее роли:

- эмоциональное принятие – эмоциональное непринятие;

- ролевая активность – пассивность.

Источник тревоги или конфликта:

- инфантилизация

- непринятие себя как ребенка

- непринятие матери

- недостижимость матери (образ недосягаемой «сверхматери»)

- эмоциональная изоляция

Идентификация с родительской ролью:

- адекватная идентификация

- частичная идентификация

- отсутствие идентификации

- противоположная идентитфикация (полная противоположность образу матери)

- замена ролевых позиций (на родительскую или супружескую)

Краткая характеристика основных оцениваемых параметров:

Ценность себя для матери:

Оценивается по качеству, прорисовке и размеру фигуры себя в сравнении с другими объектами на рисунке: наличие себя в виде ребенка, прорисовка, расположение по отношению к матери, изоляция, действие по отношению к матери, другие признаки.

Представление о матери и ее роли:

Оценивается по качеству, прорисовке и размеру фигуры матери в сравнении с другими объектами на рисунке: наличие матери, ее прорисовка, изоляция, расположение и действие по отношению к ребенку, признаки тревоги: дом, другие члены семьи, другие признаки

Источник тревоги или конфликта:

Оценивается по прорисовке себя и матери: сам респондент в роли ребенка (заниженный возраст для детей): отсутствует, замена образа, не прорисован, стирание и перерисовка, изолирован, другие признаки; мать: отсутствует, замена образа, не прорисована, стирание и перерисовка, изолирована, отвернулась от ребенка, другие признаки; внешние причины: изоляция от мира, наличие дома, других членов семьи, формальные признаки тревоги и угрозы, другие признаки.

Идентификация с родительской ролью:

Оценивается по прорисовке себя и матери: наличие или отсутствие признаков идентификации (в соответствии с полом автора рисунка) по фигуре, позе, одежде, атрибутам, соотношению размеров, расположению на листе.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!