Рисуночный тест «Я и мой ребенок»





По рисуночному тесту учитывается наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

По этому показателю выделены типы рисунков, соответствующие следующим особенностям переживания беременности и ситуации материнства: благоприятная ситуация –1; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности –2; тревога и неуверенность в себе — 3; конфликт с беременностью или с ситуацией материнства — 4.

^ Описание симтомокомплексов, характеризующих выделенные типы рисунков:


Благоприятная ситуация
Формальные признаки
Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике, (отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе); при наличии развернутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.

Содержательные признаки
Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеленках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках — нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов — ребенок в настоящем возрасте.


^ Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности
Формальные признаки

Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания; небольшое наличие штриховки.

Содержательные признаки
Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или маленькая; наличие мужа, других детей; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю, или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в беременности в пределах раннего, к концу беременности приближается к младенческому, после родов — в настоящем возрасте.


^ Тревога и неуверенность в себе
Формальные признаки
Плохое качество линии; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве.

Содержательные признаки
Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое количество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; контакт с ребенком может быть по типу 1 и 2, или рядом с ребенком без контакта (при этом ребенок не изолирован), возможно протянутые друг к другу руки без прямого контакта; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка в беременности в пределах дошкольного, к концу беременности приближается к раннему или младенческому, после родов — в настоящем возрасте.


^ Конфликт с беременностью или ситуацией материнства
Формальные признаки
Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие стираний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или «не умещаются» важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка).

Содержательные признаки
Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается, после родов — ребенок более старшего, редко — более младшего возраста, чем в настоящем.

 

 

Тест отношений беременной
В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними И.В. Добряковым (1996) было выделено пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.
О типе ПКГД можно судить, основываясь на результатах исследования значимых отношений беременной. На этом основании разработан тест отношений беременной (Добряков И.В., 1996).
Тест содержит три блока утверждений, отражающих:
А. Отношение женщины к себе беременной.
Б. Отношение женщины к формирующейся системе «мать — дитя».
В. Отношение беременной женщины к отношениям к ней окружающих.
В каждом блоке есть три раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов ПКГД. Испытуемой предлагается выбрать один из них, наиболее соответствующий ее состоянию.
Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:
I. Отношение к беременности.
II. Отношение к образу жизни во время беременности.
III. Отношение во время беременности к предстоящим родам.
Блок Б (отношение женщины к формирующейся в течение беременности
системе «мать — дитя») представлен следующими разделами:
I. Отношение к себе как к матери.
II. Отношение к своему ребенку.
III. Отношение к вскармливанию ребенка грудью.
Блок В (отношение беременной женщины к отношению к ней окружающих) представлен следующими разделами:
I. Отношение ко мне беременной мужа.
II. Отношение ко мне беременной родственников и близких.
III. Отношение ко мне беременной посторонних людей.
Инструкция к ТОБ: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».

 

А
I 1 Ничто не доставляет мне такого счастья, как осознание, что я беременна  
2 Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна  
3 С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении  
4 В основном мне приятно сознавать, что я беременна  
5 Я очень расстроена тем, что беременна  
II 1 Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни  
2 Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать  
3 Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни  
4 Беременность так изменила мой образ жизни, что она стала прекрасной  
5 Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь многим моим планам не суждено сбыться  
III 1 Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах  
2 Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь  
3 Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно, и не испытываю особого страха перед ними  
4 Никогда не задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, т.к. я почти не сомневаюсь в их плохом исходе  
  5 Я думаю о родах, как о предстоящем празднике  
Б
I 1 Я сомневаюсь в том, что смогу справиться с обязанностями матери  
2 Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью  
3 Я не задумываюсь о предстоящем материнстве  
4 Я уверена, что стану прекрасной матерью  
5 Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью  
II 1 Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним  
2 Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю  
3 Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать  
4 Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю  
5 Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным и очень боюсь этого  
III 1 Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью  
2 Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью  
3 Я думаю, что буду кормить ребенка грудью  
4 Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением ребенка грудью  
5 Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью  
В
I 1 Я считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка  
2 Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка  
3 Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне  
4 Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне  
5 Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка  
II 1 Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними  
2 Не все близкие мне люди рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении  
3 Большинство близких мне людей не одобряют то, что я беременна, отношения с ними ухудшились  
4 Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей  
5 Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит  
III 1 Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я «в положении»  
2 Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»  
3 Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»  
4 Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»  
5 Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»  


После выполнения задания женщине предлагается перенести результаты в таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру.

Таблица для внесения результатов обследования по ТОБ

 

Блоки Разделы О Г Э Т Д
А I 4 2 1 3 5
  II 2 3 4 1 5
  III 3 1 5 2 4
Б I 5 3 4 1 2
  II 1 4 2 3 5
  III 3 1 2 5 4
В I 3 2 1 5 4
  II 1 4 2 5 3
  III 5 4 3 2 1
  Всего          


В нижней строке таблицы («Всего») выставляется результат подсчета количества (!) отмеченных цифр (но не суммы цифр!) в каждом столбце.
Столбец «О» отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип ПКГД, «Г» — гипогестогнозический, «Э» — эйфорический, «Т» — тревожный, «Д» — депрессивный.

 

Анкета для определения стиля переживания беременности

 

На каком сроке Вы узнали о беременности?

Какие чувства Вы испытали в этот момент?
Опишите Ваше эмоциональное состояние в первом триместре беременности?
Опишите Ваше эмоциональное состояние во втором триместре беременности?
Опишите Ваше эмоциональное состояние в третьем триместре беременности?
Испытываете ли Вы какие-нибудь страхи, связанные с беременностью?
В чем заключается (будет заключаться) Ваша основная деятельность на протяжении третьего триместра беременности?
Каких размеров Ваш живот?
Когда Вы ощутили первое шевеление ребенка?
Какими эмоциональными и физическими переживаниями оно сопровождалось?
Вызвало ли первое шевеление болезненные ощущения?
Всегда ли Вы отличаете шевеления ребенка от других физиологических ощущений?
Какими эмоциональными и физическими переживаниями сопровождаются
ощущения шевеления?

 

 

На основании ответов делается вывод о стиле переживания беременности. Глен Доман выделил 6 стилей:

Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16–20 недель, переживается положительно, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отличны от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: