Формирование коммуникативных умений и навыков.




РОТАЦИЗМ

Характеристика фонем [ Р ] - [ Р` ]. Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем - искажения и замены и их приемы. Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа - активизация кончика языка, формирование воздушной струи. Использование для этих целей артикуляционной гимнастики, тренировки по фонематическому восприятию при заменах, выбор исходной сохранной фонемы для постановки [ Р ] - [ Р` ]. Закрепление комму­никативных умений и навыков.

ТЕОРИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ

При характеристике нарушений произношения звуков следу­ет отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Чаще всего это относится к группам: свистящих — 22 %, шипящих — 24 %, [р] — 26 %, [л] — 10 %, звонких — 4,5 %, заднеязычных — 1 % (по данным М.А. Александровской). Ука­занная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложнос­тью их звучания.

Звуки [р] и [р'] наиболее сложные по образованию, требуют уча­стия в артикуляции всех мышц языка и их нарушения быва ют многообразными.

Нарушения звукопроизношения требуют специальной лого­педической помощи ребенку, и от ее своевременности будет за­висеть успешная подготовка его к обучению в школе (Г.А. Ка­ше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Ротацизм – это отсутствие или искажение звука [р] и [р’] и явля­ются фонетическими дефектами; замена звука [р] другим звуком, существующим в системе русского языка, называет­ся, параротацизмом и является по своей структуре фонетико-фонематическим дефектом.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

Кончик мягкого неба поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.

Губы занимают положение, необходимое для произнесе­ния предыдущего (последующего) звука.

Зубы разомкнуты.

Язык принимает форму «ложки»: широкий кончик язы­ка поднят вверх, к альвеолам, напряжен; спинка языка при­поднята, между ней и нёбом свободно проходит воздух, боко­вые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам. Воздушная струя при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и вызывает его колебательные движения. Быстрота его колебаний от 2-3 до 30 в секунду.

Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость Голосовые складки напряжены, сомкнуты и вибрируют.

Мягкий звук [р'] отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед

ВИДЫНАРУШЕНИЙ

Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае об­наруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.

Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти­куляции — велярный [р] (от velum — мягкое нёбо), при кото­ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко­го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха­емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг­кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме­шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное звучание. При втором типе — увулярном [р] (от uvula — язы­чок) вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате слышится отчетливый рокот.

Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерс­кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью об­разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­лийского «w».

При боковом произношении [р] вибрация присутствует, но место ее передвигается. В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера: парезы язы­ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко­торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра­вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешают формированию эластичности кончика языка и подня­тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен­сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле­дующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву­чание [рл];

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре­зультат— «щечный » звук [р];

в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает звук [п];

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии звучание [р] несколько мягченное.

Вместо [р] встречается носовой звук типа английс­кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­ха из глотки в нос.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­зываемым одноударным [р], при котором передний край язы­ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео­лярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и глухом произношении звука [р] артикуляция ока­зывается наиболее близкой к норме. Мягкое произношение. Звук [p] произносится мягко, как [p`] (рука – «рюка», корова – «корёва», шар – «шарь»).

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим.

В случаях замен звуков: [р] => [j], [р] => [в], [р] => [г] — изменя­ется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и спо­соб произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р'].

Встречаются замены звука [р] гласным [ы] (рама – «ыама», ворона – «воыона», сыр – «сыы»).

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.

ДИАГНОСТИКА

Прежде всего, необходимо исследовать строение артикуляционных органов и их подвижность. Обследование непосредственно звукопроизношения начинается с исследования правильности произношения звука изолировано. Логопед четко произносит звуки и просит ребенка повторять. Затем исследуется произношение звука в слогах, в начале, середине и в конце слова. С этой целью ребенка просят назвать, что изображено на картинке (где звук [р] находится в различных позициях):

oВ начале слова – РЫБА

oВ конце слова – ТОПОР

oВ середине слова – КОРОВА

oПри стечении согласных – ТРАКТОР

Для оценки правильность произношения звука в самостоятельной речи используют задания:

oСоставить предложения по картинке.

oСоставить рассказ по картинке.

oСоставить рассказ по серии картинок.

oСоставить рассказ по опорным словам и предложениям.

oСоставить пересказ текста.

oСоставить самостоятельно рассказ о каком – либо событии.

При подборе материала для обследования звукопроизношения нужно отдавать предпочтение словам, в которых отсутствуют звуки той фонетической группы, к которой принадлежит обследуемый звук и другие звуки, которые нарушены в речи детей.

Обследование фонематического восприятия. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

oЕсть ли звук [р] в слове РАК?

oНайди и покажи те картинки, в названиях которых ты слышишь звук [р] (ТОПОР, ВИШНЯ, ВЕДРО и т.д.)

oРебенку предлагается прослушать предложение и найти слова со звуком [р] (ПОД ОКНОМ РАСТЕТ РЯБИНА).

Обследование фонематического анализа. Ребенку предлагают определить место нахождения звука [р]:

oВ начале слова – РЫБА

oВ конце слова – ТОПОР

oВ середине слова – КОРОВА

Обследование фонематического синтеза. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

oСоставить слово из заданного количества звуков, не меняя их порядка. К,Р,А,Н; Р,У,К,А.

oСоставить слово из заданного количества звуков, меняя их порядок. А,Р,К; З,О,Р,А.

Обследование фонематических представлений. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

oПодобрать название овоща, начинающего на звук [р] (РЕДИСКА, РЕПА)

oПодобрать слово на звук [р] (РЕКА, РЫБА)

oПодобрать слово со звуком [р], чтобы он находился: в начале слова – РЫБА, в конце слова – ТОПОР, в середине слова – БАРАБАН.

КОРРЕКЦИЯ

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно.

Подготовительный этап. На нем осуществляется решение следующих задач:

o Формирование умения опознавать и различать фонемы,

o Развитие силы выдоха,

o Формирование артикуляторных умений и навыков,

o Формирование слухового контроля,

o Развитие звукового анализа.

Для получения правильной артикуляции зву­ка [р] необходимы подготовительные упражнения, которые по­зволяют получить правильное положение органов артикуля­ции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не ис­пытанные им вибрационные движения языка, с одной стороны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнитель­ные упражнения (приемы).

Для формирования правильной артикуляции применяются следующие упражнения:

«Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно при закрытом и открытом рте. Тянуть подъязычную связку. Если ребенок не справляется, то на спинку языка кладут вязкую конфету.

«Кучер» - вибрация губ. Произносить «трр», «тпру».

«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Чьи зубы чище?» - улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (при улыбке должны быть видны верхние и нижние зубы). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык. Движения языка медленные.

«Маляр» - улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок.

«Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д». Сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время приоткрыт. Работает только язык.

«Качели» - кончик языка то понимать за верхние зубы, то опускать за нижние зубы.

«Индюки» («Болтушка») – во время произношения [a] быстро высунуть язык лопаткой из широко открытого рта и втянуть обратно, попеременно ударяясь о верхние и нижние губы. Получаются рокочущие звуки вроде «блблбл ». То же можно проделать и во рту – язык ударяется о зубы.

Постановка

Существует несколько способов постановки звука [р]

1. По подражанию с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

2. Механический способ – с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда) артикуляторным органам придается определенное положение.

3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи.

4. Постановка от артикуляторного уклада (с помощью артикуляционных упражнений).

5. Смешанный способ.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука [p] от [ д ], повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков [ т ] и [ д ] в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте: при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних peзцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [ д ] и [ т ] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибра­ции: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения пере­дней вибрации звук нередко оказывается излишне длитель­ным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка [p] в два этапа. На первом этапе ставится фри­кативный [p] без вибрации от звука [ж] при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением пере­днего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значитель­ным напором воздуха (как при произнесении глухого зву­ка) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхно­сти передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попе­ременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти дви­жения можно осуществлять и обычным плоским шпателем. Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Наиболее эффективным является прием постановки [p] от слогового сочетания [за ] с несколько удлиненным произнесе­нием первого звука из слога: ззза. В ходе многократного по­вторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемеща­ет переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного [p] в сочета­нии с гласным [a]. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чис­тый звук [p], нормальной протяженности, без избыточного рас­ката. При этом способе постановки звука не требуется спе­циального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тре­нировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

При постановке мягкого [р']применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю. Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука [р] сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой поря­док не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку, во избежание смещения. Также может использоваться постановка звука [p] от звука [л] – ребенку предлагается «погулять по горке» - постепенно поднимают кончик языка вверх к альвеолам, в результате получается одноударный [p].

Автоматизация

После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автома­тизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатис­того произношения [p], неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый [p], то одновременно с его за­креплением необходимо начать работу над мягким [p`]. Если же вна­чале получится мягкий [р'], то параллельно с его закреплением сле­дует начать работу над твердым [р].

Постановка звука [p] является длительной. Поэтому авто­матизация звука [р] проводится с механической помощью, еще до окончательной отработки нормального звучания [p]. С механической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру), в словах «дрова », «друг ». Вначале звуку [р] в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дро­ва или трава).

Ребенка просят повторить слоги:

Pa-pa-pa — в школу пора.

Ро-ро-ро — на дворе стоит ведро.

Ры-ры-ры — летают комары.

Ри-ри-ри — червей в руки не бери.

Ор-ор-ор — большой топор.

Арь-арь-арь — новый календарь.

Для закрепления произношения можно использовать игры, загадки, пословицы, поговорки.

Игра для закрепления произношении звука [р]:

Вороны

Разделитесь на три группы: ёлочка, вороны, собаки.

Ёлочка (образуют круг, взявшись за руки).

Как под ёлочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Вороны (прыгают в круг): «Кар-кар-кар...».

Ёлочка: «Из-за корочки подрались,

Во все горло раскричались ».

Вороны (в кругу): «Кар-кар-кар...».

Ёлочка: «Вот собаки прибегают,

И вороны улетают...».

Собаки (вбегают в круг с рычанием): «Р-р-р...».

Игра для закрепления произношения звука [р']

Соблюдай порядок

Положите на столе в один ряд три-четыре предмета, в названиях кото­рых имеется звук [р'], например: фонарик, ириска, пузырек, веревка, резин­ка, гриб, варежки и др. Попросите ребенка назвать по порядку предметы, стоящие на столе. Затем предложите ему отвернуться и в том же порядке предложить назвать их на память. Если он ошибется, дайте ему еще раз посмотреть на них.

Далее можно дополнить предложения словами, в которых содержится звук [p], с опорой на картинки. Например, логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук [p] и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке… (свекла, лук, морковь). Или: В нашем лесу растут… (дубы, сосны, березы); На клумбе расцвели… (маки, тюльпаны, розы); В цирке мы видели… (лев, тигр, слон); В саду созрели вкусные… (яблоки, груши, сливы); На лугу пасутся… (овцы, козы, коровы); Мама купила… (книга, ведро, шапка).

Затем проводим автоматизацию в связной речи. Просим ребенка составить рассказ по картинке.

Дифференциация

На этом этапе учим детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Для этого используем слова со смешиваемыми звуками: лов – ров, солить – сорить, хобот – робот и др.

Можно задавать вопросы и просить дать на них полные ответы:

Кто ловит удочкой рыбу?

Где спит медведь зимой?

Кто красит стены?

Что находится на корме лодки?

Какие птицы летят треугольником?

Кто на почте принимает телеграммы?

Что прописывает доктор больным?

Как зовут первую женщину-космонавта?

Слова для справок: рыболов, берлога, журав­ли, маляр, телеграфист, лекарство, руль, Валентина Терешкова.

Формирование коммуникативных умений и навыков.

Цель: формирование у ребенка умения и навыка безошибочного употребления звука во всех ситуациях общения.

Используются пословицы и загадки, скороговорки, стихи, рассказы, насыщенные звуками [р], [р’].

Твердые навыки правильного произношения у детей вырабатываются лишь при систематической работе. Она должна планироваться так, чтобы регулярно проводились занятия, способствующие тренировке артикуляционного, дыхательного, голосового и слухового аппаратов. Обязательно развивать у ребенка память, внимание, мышление, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: