Алексей Степанович Молчалин




Занятие №4.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»

 

История создания комедии

По свидетельству С. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник в 1816 году, работать над ней драматург начал в 1820 году. В 1824 году он привёз готовую пьесу в Петербург.

Напечатать и поставить пьесу на сцене было невозможно из-за её политического свободомыслия и направленности против существующих порядков.

В печати при жизни Грибоедова появились лишь отрывки пьесы, и то в сильно изменённом виде. Но это не мешало популярности пьесы — она расходилась в списках, её знали наизусть.

1831 (после гибели автора) — первое издание пьесы.

1862 г. - полное, не искаженное цензурой издание.

 

Особенности жанра

Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие.

 

Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.

 

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:

 


Признаки комедии классицизма:

Правила трех единств:

• Единство времени (действие происходит в течение

одних суток).

• Единство места (действие происходит

в доме Фамусова).

• Единство действия (основой для

развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Признаки комедии реализма

• Герои представлены разносторонне,

лишены односторонности, присущей

комедиям классицизма.

 

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.

 

 


 

Герои пьесы, расстановка сил

Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:

Фамусовское общество: Павел Афанасьевич Фамусов, Софья Павловна Фамусова, его дочь, Алексей Степанович Молчалин, полковник Скалозуб, Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий Антон Антонович, Хлёстова, Г.Н. И Г.Д., Репетилов, Петрушка.

Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:

Александр Андреевич Чацкий, двоюродный брат Скалозуба (упоминается в пьесе), племянник княгини Тугоуховской - «химик и ботаник».

 

Краткая характеристика героев.

Павел Афанасьевич Фамусов

Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный. Т.о. Делается обобщение персонажа: персонаж — типичный представитель общества. Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем. По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, про­грессивного. Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства. Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец. Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам. Не лишен практического житейского ума, добродушия. Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит. Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения. В интонациях хорошо прослеживается отношение Фамусова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье. Вдовец; заботится о воспитании единственной дочери, искренне её любит. Хочет казаться нравственным («монашеским известен поведеньем»), а сам заигрывает со служанкой Лизой. Посмеивается над увлечением общества над всем иностранным, но сам не идёт против этой моды. Даёт дочери типичное для дворян домашнее воспитание. Не видит пользы в книгах. Ему хорошо живётся, поэтому и перемены ему не нужны. Его идеал - «век минувший», и он главный его представитель; «прошедшего житья подлейшие черты» он воплощает в себе полнее всех. Ненавидит Чацкого, т.к видит в нём опасного бунтовщика, наспровергателя старых устоев.

 

Алексей Степанович Молчалин

Безвестный, безродный тверской мещанин, он уже стал секретарём московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство и стал возлюбленным дочери своего хозяина. Нет сомнения, что он достигнет «степеней известных», ведь в этом мире «Молчалины блаженствуют на свете!». Низкопоклонник и делец. Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие - вот, что составляет основу характера героя. Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных». Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит. В его речи много уменьшительно-ласкательных слов («личико», «ангельчик», «шёрстка») и приторно-деликатных выражений («Я вам советовать не смею», «простите, ради бога»). Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели - высокого положения в обществе и материальное благо­получия. У него два таланта: «умеренность и аккуратность». Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете. По всем качествам своим относится к фамусовскому обществу — он его прямое порождение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: