Занятие №4.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»
История создания комедии
По свидетельству С. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник в 1816 году, работать над ней драматург начал в 1820 году. В 1824 году он привёз готовую пьесу в Петербург.
Напечатать и поставить пьесу на сцене было невозможно из-за её политического свободомыслия и направленности против существующих порядков.
В печати при жизни Грибоедова появились лишь отрывки пьесы, и то в сильно изменённом виде. Но это не мешало популярности пьесы — она расходилась в списках, её знали наизусть.
1831 (после гибели автора) — первое издание пьесы.
1862 г. - полное, не искаженное цензурой издание.
Особенности жанра
Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие.
Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.
Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:
Признаки комедии классицизма:
Правила трех единств:
• Единство времени (действие происходит в течение
одних суток).
• Единство места (действие происходит
в доме Фамусова).
• Единство действия (основой для
развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.
Признаки комедии реализма
• Герои представлены разносторонне,
лишены односторонности, присущей
комедиям классицизма.
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.
Герои пьесы, расстановка сил
Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:
Фамусовское общество: Павел Афанасьевич Фамусов, Софья Павловна Фамусова, его дочь, Алексей Степанович Молчалин, полковник Скалозуб, Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий Антон Антонович, Хлёстова, Г.Н. И Г.Д., Репетилов, Петрушка.
Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:
Александр Андреевич Чацкий, двоюродный брат Скалозуба (упоминается в пьесе), племянник княгини Тугоуховской - «химик и ботаник».
Краткая характеристика героев.
Павел Афанасьевич Фамусов
Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный. Т.о. Делается обобщение персонажа: персонаж — типичный представитель общества. Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем. По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, прогрессивного. Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства. Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец. Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам. Не лишен практического житейского ума, добродушия. Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит. Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения. В интонациях хорошо прослеживается отношение Фамусова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье. Вдовец; заботится о воспитании единственной дочери, искренне её любит. Хочет казаться нравственным («монашеским известен поведеньем»), а сам заигрывает со служанкой Лизой. Посмеивается над увлечением общества над всем иностранным, но сам не идёт против этой моды. Даёт дочери типичное для дворян домашнее воспитание. Не видит пользы в книгах. Ему хорошо живётся, поэтому и перемены ему не нужны. Его идеал - «век минувший», и он главный его представитель; «прошедшего житья подлейшие черты» он воплощает в себе полнее всех. Ненавидит Чацкого, т.к видит в нём опасного бунтовщика, наспровергателя старых устоев.
Алексей Степанович Молчалин
Безвестный, безродный тверской мещанин, он уже стал секретарём московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство и стал возлюбленным дочери своего хозяина. Нет сомнения, что он достигнет «степеней известных», ведь в этом мире «Молчалины блаженствуют на свете!». Низкопоклонник и делец. Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие - вот, что составляет основу характера героя. Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных». Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит. В его речи много уменьшительно-ласкательных слов («личико», «ангельчик», «шёрстка») и приторно-деликатных выражений («Я вам советовать не смею», «простите, ради бога»). Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели - высокого положения в обществе и материальное благополучия. У него два таланта: «умеренность и аккуратность». Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете. По всем качествам своим относится к фамусовскому обществу — он его прямое порождение.