Основные методы физического воспитания младших школьников в классах компенсирующего обучения




Организация работы классов компенсирующего обучения рассматривается как одна из форм педагогической помощи детям «группы риска». Относительно однородный, с учетом специфики и уровня психического развития, школьной зрелости, состав учащихся в классах компенсирующего обучения даст возможность учителю учесть этот уровень в обучении и тем самым большую эффективность учебного процесса.

Положение о классах компенсирующего обучения определяет основные формы и содержание коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в общеобразовательных учреждениях.

Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе– развивающей работы, которая реализуется в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.

В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети «группы риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха зрения двигательной сферы). При нормальном интеллектуальном развитии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из - за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушение памяти перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем им характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных занятий обусловленный снижением учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов при этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость слабая целенаправленность деятельности повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.

В целях соблюдения щадящего и охранительного режима и избежания психофизиологических перегрузок у детей предусмотрено проведение психодинамических перемен после 2-го и 3-го уроков. Динамические перемены проводят учителя физической культуры и музыки на школьном дворе (в теплое время года), в рекреациях и физкультурном зале- классные руководители и учащиеся педагогических классов.

Психокоррекционные паузы на уроках и коррекционно-развивающих занятиях, проводимые в виде небольших занятий, игр, соревнованиях, направленных на развитие функций внимания, мышления, повышения работоспособности, а также виды кратковременных аутогенных тренингов, направленных на восстановление сил, способствуют развитию психических процессов и эмоционально- психологической разрядки учащихся.

Уроки ритмики, проводимые со 2 по 6 класс, и такие обязательные элементы урока, как ритмико-гимнастические упражнения у опоры и без опоры, упражнения с проговариванием, элементы современных, бальных и народных танцев позволяют корректировать осанку, развивать различные группы мышц, активизировать внимание и организованность, автоматизировать навыки правильного дыхания и ритмичной речи, улучшать память и речь.

Однако ведущее место в системе коррекционно-развивающей работы отводится уроку физической культуры, оздоровительная значимость которого усиливается благодаря следующим факторам:

- увеличению количества часов, отводимых на физическую культуру;

- разделению учащихся на уроках физической культуры по половому признаку, начиная 1 класса;

- включение элементов гимнастики, подвижных или спортивных игр;

- обучению детей самостоятельному контролю за частотой сердечных сокращений;

Уроки физической культуры проводятся одновременно отдельно с мальчиками и девочками одной параллели классов. Такое нововведение позволяет с одной стороны, обогащать содержание занятий упражнениями видами деятельности, отвечающими физиологическим особенностям детей, использовать индивидуальный подход, учитывая их возрастные и индивидуально - типологические особенности, развивать двигательные личностные качества каждого ребенка, а с другой, менять отношения учащихся (особенно слабо подготовленных или имеющих те или иные физиологические недостатки) к урокам прививать любовь к систематическим занятиям физическими упражнениями в урочное и внеурочное время.

Опыт показывает, что подход к планированию уроков физической культуры через день, отвечающий физиологическим особенностям восстановления организма после длительной нагрузки, значительно снижает утомляемость, нормализует работоспособность детей в течение учебной недели.

Включение в каждый урок на протяжении всего учебного года элементов гимнастики, умело подобранных подвижных или спортивных игр способствует развитию гибкости, ловкости, силовых качеств учащихся, укрепляет их здоровье.

Оптимальная двигательная плотность урока обеспечивается благодаря разработанной С.И. Шаповаловым системы организации учебной деятельности учащихся на уроках физической культуры в условиях коррекционно-развивающей направленности образования. Стержнем системы является комплексный урок, проводимый методом «круговой тренировки». Комплексная структура урока позволяет в течение 40 минут максимально использовать возможности двух спортивных залов. Как правило, одна половина учебного времени на уроке отводится обучению умениям и навыкам, а вторая – развитию физических учащихся, то есть практически на каждом уроке учащимся предоставляется возможность приобретать навыки в спортивных играх, гимнастике, а также развивать такие двигательные качества, как ловкость, быстрота, сила, гибкость. Обязательным элементом урока является дыхательная гимнастика, упражнения на осанку, координацию движений, развитие пространственной ориентации. В урок также искусно вплетаются освоенные учащимися упражнения по различным видам заболеваний.

Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха. Правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры. Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитее физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц. Физическая культура дозируется за счет изменения числа повторений темпа выполнения каждого упражнения.

Учителями школы составляются самые разнообразные комплексы упражнений, направленные на закрепление изученных двигательных навыков и умений, способствующих развитию двигательных качеств. На уроках используются также комплексы из разнонацеленных упражнений.

При проведении уроков обращается внимание на музыкальное сопровождение. Под современную, динамичную музыку дети работают с большим интересом и отдачей, меньше устают. В заключительной части урока, как правило, используется спокойная, мелодичная музыка, способствующая более полному восстановлению работоспособности организма ребенка.

Для того чтобы каждый ученик получил физическую нагрузку, близкую к оптимальной, и работал в течение урока с хорошим тренировочным эффектом, учителя физической культуры, дозируют нагрузку, тщательно подбирая упражнения, определяют интенсивность и длительность их выполнения и интервалы и отдыха, следят за индивидуальными реакциями каждого ученика на нагрузку.

Уроки физической культуры проводятся на диагностической основе. В течение всего учебного ведется наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: