Подготовить реферат (сдать на почту преподавателю и принести на занятие.




Материалы к курсу «Социология массовой коммуникации» для

Заочного обучения

Для работы над курсом необходимо зарегистрироваться на

Прочитать материал, выполнить тестовые задания. Получить итоговую оценку до 30.12.2017.

Список основных тем курса

1. Массовые коммуникации (МК): история и современность

2. СМК как социальный институт общества

3. Этапы и теории процесса массовой коммуникации

4. Эффекты массовой коммуникации

5. Пропаганда в СМК

6. Реклама в СМК (политическая, социальная, коммерческая реклама)

7. Взаимодействие СМК и аудитории

8. Социальные интересы и массовые коммуникации

9. Коммуникатор и социологические способы его изучения

10. Средства массовой информации и общественное мнение

11. Средства массовых коммуникаций и власть

 

2. Рекомендуемая литература

1. Федотова Л.Н. Социология массовый коммуникаций. Теория и практика. - М.:Юрайт, 2017. (можно брать и прежние годы издания!)

2. Богомолова Н.Н. Психология массовых коммуникаций. – М.: Аспект Пресс, 2008.

3. Современные теории массовой коммуникации: учебное пособие к курсам "Современные технологии массовой коммуникации", "Социология массовых коммуникаций" / И. П. Яковлев; С.-Петербургский гос. ун-т, Факультет журналистики,. -. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011.

 

Дополнительная литература:

4. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Либроком, 2010. 360 с.

5. Шарков Ф. И. Коммуникология: социология массовой коммуникации. М.: Дашков и К°, 2010. 318с.

6. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учеб. Пособие. М.,2010..

 

 

2. Задания к курсу:

Освоить литературу по теме в соответствии с обозначенными темами.

Выполнить тестовое задание для контроля полученных знаний.

Подготовить реферат (сдать на почту преподавателю и принести на занятие.

3. Тест для выполнения:

1. Массовая коммуникацияэто:

а) систематическое распространение сообщений через печать, телевидение, радио, кино, звукозапись, видеозапись среди численно рассредоточенной аудитории;

б) средства общения, взаимодействия, включая печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, кино и др.;

в) вся сфера духовной (наука, искусство, литература) и духовно-практической (образование, воспитание, управление) деятельности.

 

2. Социологическое изучение массовой коммуникации началось:

а) в последней трети XIX в.;

б) в 1920-е гг.;

в) в 1960-е гг.

 

3. Организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной, музыкальной информации, это:

а) интернет-СМИ;

б) информационные агентства;

в) СМИ.

 

4. Организационно-технические комплексы, собирающие данные, которые передаются в СМИ и используются ими для дальнейшего самостоятельного анализа, переработки и представления в виде авторских материалов, это

____________________________

 

5. Теория двухступенчатой модели коммуникации предложена:

а) П. Лазарсфельдом;

б) Г. Лассуэллом;

в) Н. Луманом.

 

6. Понятие «спираль молчания» разработано:

а) Г. Лассуэллом;

б) М. Маклюэном;

в) Э. Ноэль-Нойман.

 

7. Политическая коммуникацияэто:

а) деятельность по формированию политики;

б) общение, информационное взаимодействие посредством СМИ между субъектами политической деятельности по поводу их совместных действий;

в) деятельность по реализации политики.

8. Пропаганду характеризуют определения:

а) односторонняя коммуникация, убеждение с целью достижения взаимопонимания и налаживания конструктивного сотрудничества;

б) односторонняя коммуникация, имеющая целью как поддержать существующие убеждения у сторонников, так и изменить позицию противников;

в) двусторонняя коммуникация, учет реакции общественности на сообщение.

9. Целевой аудиторией СМИ называется:

а) группа людей, объединенных единой целью;

б) совокупность людей, к которым обращаются СМИ и которые воспринимают обращенную к ним информацию;

в) группа людей, которым товары или услуги, рекламируемые в СМИ, предоставляются бесплатно в качестве рекламы.

10. Методика систематического количественного описания содержания коммуникации, частотный анализ единиц текста называется:

а) факторным анализом;

б) контент-анализом;

в) квантификацией.

11. Изучаемая часть объектов генеральной совокупности, выбранная таким образом, что в ней воспроизводятся признаки и характеристики целого,это:

а) выборка;

б) квантификация;

в) корреляция.

12. Первичной информацией называется:

а) информация, которая только что опубликована в СМИ;

б) информация, которая собрана в ходе анализа;

в) опрос, проводимый в специально оборудованных кабинетах.

13. Открытый вопрос в анкетеэто:

а) вопрос, при обсуждении которого анкетируемые не пришли к единому мнению;

б) вопрос, предусматривающий все возможные варианты ответов;

в) вопрос, не содержащий готовых вариантов ответов.

14. Методом манипулятивного воздействия на подсознание людей при помощи особых форм внушения, которые создают достаточно прочные психологические установки, побуждающие впоследствии к вполне определенным действиям, является:

а) агитация;

б) пропаганда;

в) реклама и pr.

15. Процент аудитории, охваченной телепрограммой, печатным изданием, радиостанцией, интернет-ресурсом
в данный момент времени, называется
:

а) долей;

б) рейтингом;

в) индексом рейтинга.

16. Дайте определение коммуникации:

а) коммуникация – это информационная связь;

б) коммуникация – это взаимодействие различных приемных и передающих устройств;

в) коммуникация – это процесс взаимодействия и способ общения, позволяющий создавать, передавать и воспринимать разнообразную информацию;

г) коммуникация – это СМК и СМИ.

17. Социология массовой коммуникации изучает:

а) процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации, социальную обусловленность и последствия их деятельности;

б) общество в целом со всеми его законами развития и функционирования;

в) специфику общества и социальных отношений.

18. Социология массовой коммуникации относится:

а) к фундаментальным, общесоциологическим теориям;

б) к специальным (частным) социологическим теориям (или «теориям среднего уровня»);

в) к конкретным (эмпирическим) социологическим исследованиям.

19. Отечественными представителями социологии массовой коммуникации является:

а) Н.Я. Данелия;

б) Б. А. Грушин;

в) Р.В. Рывкина;

д) Т.И. Заславская.

20. В зарубежной литературе в качестве основных функций массовой коммуникации называют:

а) социализацию;

б) анализ происходящих событий, объективно отражающий условия жизни общества;

в) образование;

г) развлечение массовой аудитории.

 

21. Новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главные продукты производства информация и знания, – это:

а) информационная инфраструктура;

б) информационное общество;

в) информационная культура.

 

22. Отличительными чертами информационного общества являются:

а) доступность необходимой информации для всех его членов;

б) способность общества поддерживать информационный обмен;

в) обеспеченность всех граждан средствами доступа к информации.

 

4. Примерные темы рефератов:

1. Понятия информации и понятия коммуникации

2. Понятие «массовая коммуникация»

3. Объекты исследования в социологии коммуникации

4. Концепция информационно-коммуникативного общества

5. Место и роль СМК в современном обществе.

6. Общие теории коммуникации и функции СМК.

7. СМК и экономика

8. Общая характеристика методов массовой коммуникации

9. Контент-анализ содержания текстов

10. Метод фокус-групп

11. Опрос, анкетирование, требования к вопроснику

12. Измерение теле и радиоаудитории. Медиаметрия

13. Каноническая схема коммуникации Г. Ласуэлла и ее элементы в науке о коммуникациях.

14. Чикагская школа и первые исследования урбанизированной коммуникации.

15. Первые исследования массовых коммуникаций.

16. Классификация основных теорий массовой коммуникации

17. Характеристика эмпирико-функционалистской группы теорий

18. Гарольд Ласуэлл и изучение эффектов пропаганды.

19. Парадигма «пропагандистской силы» в ранних исследованиях масс-медиа.

20. Коммуникация и общественные институты

21. Критические теории

22. Парадигма «ограниченных эффектов» масс-медиа.

23. Теория двухступенчатого потока информации.

24. ЭлихуКац и «теория обретения пользы и удовлетворения».

25. Теория «повестки дня» и «спирали тишины».

26. Идеи медиадетерминизма

27. Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры.

28. Концепция культурной индустрии Адорно и Хоркхаймера.

29. Теория технической рациональности и мономерного человека Маркузе.

30. Юрген Хабермас и концепция «публичной сферы».

31. Лингвистическая теория массовой коммуникации.

32. Теун Ван Дейк и когнитивная теория дискурса новостей.

33. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна.

34. Теории «информационной экономики будущего» (Белл, Тоффлер).

35. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя.

36. «Культурные исследования» как направления исследования массовых коммуникаций.

37. Теории информационного общества.

38. Позитивные и негативные эффекты СМК

39. Теория ограниченного влияния СМК.

40. Социальная ответственность СМК.

 

Список вопросов к зачету:

1. Формирование системы массовых коммуникаций в исторической перспективе.

2. Объект, предмет и методология массовой коммуникации.

3. Виды СМК. СМК и другие каналы распространения информации.

4. Массовое общество и массовая коммуникация.

5. Функции и роли СМК в современном обществе.

6. Механизмы влияния стереотипа в коммуникативном процессе. Концепция У. Липпмана.

7. Эволюция представлений социологов о роли СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века.

8. Концепции влияния СМК У. Шрамма, Г. Лассуэлла, П. Лазарефельда

9. Концепции влияния СМК М. Маклюэна, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ж. Бодрийара,.

10. Понятие и сущность «спирали молчания» по Э. Ноэль-Нойман.

11. Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов.

12. Взаимодействие СМК и власти. Понятие «четвертой власти», применительно к СМК.

13. СМК как социальный институт и вид бизнеса. Особенности производства информационного продукта СМК.

14. Особенности политической коммуникации в современном обществе. Политическая реклама в СМК.

15. Коммерческая реклама в СМК: роль прессы как канала рекламы.

16. Коммерческая реклама в СМК: специфика телевидения как канала рекламы.

17. Коммерческая реклама в СМК: достоинства и недостатки радио как канала рекламы.

18. Коммерческая реклама в СМК: особенности сети Интернет как канала рекламы.

19. СМК как инструмент пиар-деятельности. Роль СМК в формировании имиджа организации.

20. Понятие и сущность коммуникатора как производителя информационного продукта: два подхода к определению коммуникатора в социологии МК.

21. Сущность и основные характеристики коммуникатора как персоны.

22. Влияние коммуникативной ситуации на эффективность подачи информации персоной-коммуникатором. Социально-психологические модели эффективности коммуникатора как персоны.

23. Методы, применяемые для исследования коммуникатора как персоны. Основные проблемы исследования коммуникатора как персоны.

24. Сущность и основные характеристики коммуникатора как организации.

25. Шарлоттский проект как способ борьбы с неудовлетворенностью аудитории получаемой информацией и ее недоверием к СМК.

26. Методы исследования коммуникатора как организации. Конкретные исследования коммуникатора посредством метода контент-анализа.

27. Сравнение характеристик текста с установками издателя на примерах исследований, посвященных данной теме.

28. Понятие и сущность аудитории в социологии МК.

29. Основные фильтры, определяющие восприятие/отторжение информации СМК. Психологические эффекты восприятия информации аудиторией. Эффективность потребления информации аудиторией по Б.А. Грушину и И. Дзялошинскому.

30. Методы изучения аудитории: соотношение массовых опросов и качественных методов, тесты, фокус-группы, метод семантического дифференциала.

31. Специфика теле- и радиометрии как методов изучения аудитории.

32. Единицыизмерения аудитории с помощью электронных средств.Российские и западные структуры по электронному измерению аудитории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: