Изменения ЭЭГ и вегетативных показателей при выработке условного рефлекса у человека




№ и время действия условного сигнала

Параметры          
  1—3 с, 4—6 с 1—3 с, 4—6 с 1—3 с, 4—6 с 1—3 с. 4—6 с 1-3 с, 4—6 с
ЭЭГ: вертекс висок левый висок правый затылок (слева) затылок (справа) КГР ЭКГ чд          

 

Отметьте наличие или отсутствие десинхронизации в ЭЭГ, изменение амплитуды КГР, изменение длитель­ности R—R -интервалов и ЧД при первых примене­ниях сочетания тона и света, повторных'их применениях

 

и экстренном отставлении подкрепления светом. В случае экстренного отставления подкрепления проанализируйте отрезки кривых с 4-й по 6-ю секунду действия тона

Работа ПО. Этапы формирования функциональной системы поведения

Функциональная система представляет собой дина­мичную саморегулирующуюся организацию, все элементы которой содействуют достижению полезного для сис­темы и для организма в целом приспособительного ре­зультата. Именно потому, что каждая система несет определенную функцию с четко очерченными результа­тами, П. К. Анохин назвал такую систему функциональ­ной. При этом главным системообразующим фактором является результат, так как ради достижения полезного для организма результата и формируется функциональная система. Функциональная система является самооргани­зующейся, динамичной, пластичной, многокомпонентной и многоуровневой организацией, которая формируется по определенным этапам: 1 — афферентный синтез; 2 — при­нятие решения; 3 — формирование программы действия и акцептора результатов действия; 4 — действие и его коррекция с участием обратной афферентации.

Значение доминирующей мотивации в формировании поведения. Доминирующее положение каждая функцио­нальная система приобретает только в том случае, если в ее формировании принимает участие мотивация, доми­нирующая в данный момент.

Для работы необходимо: крыса с пищевой депривацией, крыса с питьевой депривацией, корм и вода.

Ход работы. Пищевая депривация возникает у крыс, если их в течение суток не кормить, но поить водой. Питьевая депривация у крыс возникает, если их не поить в течение 2 суток, но кормить. Эту группу крыс метят пикриновой кислотой. Во время занятия ставят на стол 2 чашки Петри. Одна чашка с водой, а вторая — с кор­мом. На стол выпускают по одной крысе из каждой группы.

Рекомендации к оформлению работы. Наблюдая за поведением крыс, отметьте, какая из двух крыс подошла к чашке с пищей, а какая — к чашке с водой, сделайте вывод.

Роль обстановочной афферентации в формировании поведения. Обстановочная афферентация — совокупность

 

всех внешних воздействий на организм, которые наиболее полно информируют организм о складывающейся ситуа­ции вне организма к моменту удовлетворения ведущей потребности.

Для работы необходимо: террариум, аквариум, пинцет, лягушка.

Ход работы. Помещают лягушку на ладони перед террариумом. Если лягушку ущипнуть за заднюю лапку, то она будет стремиться уйти от раздражителя — прыг­нуть в террариум. Перед прыжком лягушка принимает характерную позу — голова согнута вниз под углом 45°. Если лягушку поместить в аквариум и ущипнуть за зад­нюю лапку пинцетом, то она уплывает, а поза и движения у нее другие.

Рекомендации к оформлению работы. Наблюдая за поведением лягушки, отметьте, что моти­вация в обоих случаях одинаковая, раздражитель — пус­ковой стимул один и тот же, но среда различная, поэтому и движения лягушка совершает различные.

Сигнальное значение пускового стимула в формиро­вании поведенческих реакций. В условном стимуле не­обходимо различать его пусковое значение, т. е. толчок к развертыванию реакции, и качественное значение, опре­деляющее качественную сторону реакции — сигнальное значение пускового стимула. Качественная сторона реак­ции обеспечивается синтезом всех афферентных инфор­мации, их взаимодействием при формировании функцио­нальной системы поведенческого акта.

Для работы необходимо: камера для выра­ботки условного рефлекса избегания и камера для выра­ботки условного пищевого рефлекса, звонок, крыса.

Ход работы. У крысы на один и тот же пусковой условный сигнал (звонок) вырабатывают 2 условных рефлекса в двух различных камерах. В одной камере пол с металлической решеткой, через которую пропуска­ется электрический ток, и для того, чтобы избежать неприятного электрического раздражения крыса должна прыгнуть на безопасную площадку (полочку). В этой камере вырабатывают условный рефлекс избегания на звонок. В другой камере вырабатывают условный пище­вой рефлекс на звонок.

Рекомендации к оформлению работы. Наблюдая за поведением крыс при включении одного и того же сигнала (звонок) в камере для выработки услов­ного пищевого рефлекса и в камере для выработки реф-

 

 

лекса избегания, отметьте качественное его различие. Различное поведение животного определяется сигнальным значением пускового стимула.

 

Работа 111. Определение объема кратковременной слуховой памяти у человека

 

Важнейший фактор индивидуального приспособления высших животных и человека к изменениям внешней среды — это способность на основе запечатления и хра­нения информации об этих изменениях менять свое по­ведение в соответствии с приобретенным опытом. Память человека является основой его психического развития, лежит в основе мышления и сознания. По времени хра­нения информации различают кратковременную и долго­временную память. Кратковременную память характе­ризуют объем и быстрота запоминания информации, проч­ность сохранения и точность воспроизведения памятного следа.

Для работы необходимо: таблица из одноз­начных цифр. Один из вариантов таблицы приводится ниже.

 

№ ряда       Количество чисел в ряду    
          б        
                     
      б              
                     
    б                
                     
                     
                     
                     

 

Ход работы. Для определения объема кратковре­менной слуховой памяти необходимо установить то мак­симальное количество знаков, которое человек может усвоить на слух с одного предъявления и точно воспро­извести. Работу можно проводить одновременно на студен­тах всей группы. Преподаватель зачитывает 1-й ряд цифр. Студенты прослушивают этот ряд полностью, а затем за­писывают его в своей тетради. Затем преподаватель диктует 2-й ряд. Студенты прослушивают его, а затем записывают и т. д. После того, как продиктованы все ряды цифр,

 

 

преподаватель вновь начинает диктовать эти же ряды цифр для проверки правильности воспроизведения рядов цифр. Если 1-й, 2-й и 3-й ряды цифр записаны верно и в правильной последовательности, а в 4-м ряду обна­ружены ошибки (изменен порядок цифр, величина ряда, неверно записана цифра), то объем памяти будет равен количеству цифр в 3-м ряду, т. е. пяти.

Рекомендации к оформлению работы. Объем кратковременной слуховой памяти у человека в среднем равен 7, поэтому, подсчитав свой объем памяти, сравните его со средним значением объема кратковремен­ной слуховой памяти.

 

Работа 112. Связь реактивности с личностными чертами — экстраверсией, интраверсией и нейротизмом

Личность — это формирующийся к периоду зрелости уровень психической индивидуальности с присущей ей сте­пенью самосознания и неповторимым типом взаимоотно­шения с окружающим. Каждая личность самобытна и отличается от других по своим индивидуальным свойствам.

И. П. Павлов создал учение о различных типах высшей нервной деятельности. Учение о типах характера или направленности психики было создано Юнгом и в дальнейшем более детально разработано Н. Айзенком. Существует мнение, что при изучении характера в структу­ре личности необходимо учитывать экстраверсию — ин-траверсию и нейротизм — эмоциональную стабильность. Экстравертов считают менее активными и менее возбудимы­ми по сравнению с интравертами и предполагают, что они ближе к сильному типу.

Для работы необходимо: личностный опрос­ник Н. Айзенка, глазная пипетка, мерная пробирка, ли­монный сок.

Ход работы. Работа может проводиться одновре­менно на студентах всей группы. Преподаватель, не давая много времени на обдумывание, зачитывает 57 вопросов из личностного опросника Н. Айзенка. Студенты, прослу­шав вопрос, должны ответить на него — «да» или «нет». Затем, используя код опросника, подсчитывают число по­ложительных ответов по шкале: экстраверсия, интравер-сия, нейротизм и лживость. Для определения степени реактивности используют метод, который условно был назван «лимонный тест». Преподаватель капает на язык

 

каждому студенту по 4 капли лимонного сока. Через 10 с студент собирает слюну в пробирку и измеряет количество слюны.

Рекомендации к оформлению работы. После подсчета количества положительных ответов по ка­ждой шкале личностного опросника следует провести анализ полученных данных. Оцениваемое качество счита­ется выраженным, если по шкале экстраверсия, интравер-сия, нейротизм дано 8 положительных ответов, и край­не выраженным, если положительных ответов было 11. О выраженности лживости можно судить, если количество совпадающих ответов 7 или больше. Выявленную сте­пень реактивности следует сопоставить с личностными чер­тами.

 

Работа 113. Роль словесных раздражителей в создании эмоционального состояния человека

 

Эмоции представляют собой проявление состояния на­пряжения, возникающего в чрезвычайных ситуациях и при­званного облегчить организму решение возникшей задачи. Выделяют 3 базисные эмоции: гнев и страх — отрицатель­ные эмоции, радость — положительную. Предполагают, что в формировании эмоций важную роль играют структу­ры лимбической системы и контролирующая их кора боль­шого мозга. Регулирующее влияние на состояние эмоци­ональной сферы оказывает вторая сигнальная система. Под действием словесных раздражителей состояние эмо­циональной сферы изменяется, что сопровождается рядом изменений центральных и периферических компонентов эмоциональных реакций.

Для работы необходимо: набор текстов эмоционально значимых и индифферентных для студентов, секундомер.

Ход работы. Студенты делятся на исследуемых и экспериментаторов. Экспериментаторы измеряют у исследуемых частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 10 с — фоновые измерения. Затем преподаватель начинает читать тексты (7—8 текстов). Интервал между чтением каждого следующего текста должен быть l1/2 мин. После прослушивания каждого текста экспериментаторы измеря­ют у своих исследуемых ЧСС за 10 с.

Рекомендации к оформлению работы. Результаты измерения ЧСС за 10 с во время и после чтения каждого текста изобразите в виде графика.

 

В точке «О» откладывают фоновые значения ЧСС за 10 с; в точке «1» —значения ЧСС за 10 с после начала чтения первого текста; в точке «2» — значения ЧСС за 10 с после начала чтения второго текста и т. д. На основа­нии значений ЧСС сделайте вывод об эмоциональной значимости отдельных текстов. Следует иметь в виду, что не все тексты одинаково эмоционально значимы для раз­ных студентов. Реакции студентов на эмоционально зна­чимые раздражители могут быть по симпатическому или парасимпатическому типу.

 

Работа 114. Исследование изменений ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека

Кратковременные отрицательные эмоции способствуют мобилизации защитных сил организма, способствуют дос­тижению цели, но имеют длительное последствие. В связи с этим при часто возникающих отрицательных эмоциях может развиться эмоциональное напряжение, которое сопровождается реакцией тревоги и беспокойства, изме­нениями в состоянии ЦНС и внутренних органах. Но даже кратковременные отрицательные эмоции приводят к изменениям состояния ЦНС и вегетативной сферы.

Для работы необходимо: электроэнцефалограф (полиграф), электроды для регистрации электроэнцефало­граммы (ЭЭГ), кожно-гальванической реакции (КГР), электрокардиограммы (ЭКГ), частоты дыхания (ЧД),вата,

 

 

марлевые салфетки, шпатель, электродная паста, физио­логический раствор, спирт, эфир, коллодий.

Ход работы. Накладывают электроды для регистра­ции ЭЭГ, КГР, ЭКГ, ЧД. Для регистрации ЭЭГ электроды накладывают во фронтальных и затылочных областях. Индифферентный электрод располагают на мочке уха. Запись ЭЭГ монополярная. КГР регистрируется по методу Тарханова. ЭКГ регистрируют в I отведении. Дыхательный электрод помещают на область диафрагмы. Испытуемого необходимо заземлить. Все электроды через переходную колодку подключают к электроэнцефалографу. Испытуемо­му перечисляют 6—7 произвольно выбранных слов. С помощью предварительной инструкции просят запомнить одно из предложенных слов и по возможности сосредото­чить на нем внимание. При повторном перечислении этих слов с целью выяснения задуманного слова студент должен после каждого слова говорить «нет», в том числе и после задуманного им слова. При этом возникает реак­ция рассогласования, которая сопровождается измене­нием электрических процессов головного мозга и вегета­тивной сферы. Эти изменения выявляются при регистрации ЭЭГ, КГР, ЧД, ЧСС при повторном перечислении слов.

Рекомендации к оформлению работы. В результате визуального анализа ЭЭГ отметьте наличие (+) или отсутствие (—) реакции десинхронизации ЭЭГ. Подсчитайте частоту сердечных сокращений (ЧСС), час­тоту дыхания (ЧД) и амплитуду КГР после перечисления каждого слова. На задуманное слово отмечается реакция десинхронизации ЭЭГ, ЧСС, ЧД и амплитуда КГР при этом будут максимальная. Полученные данные внесите в таблицу (стр. 260).

 

Работа 115. Изменение параметров вызванного потенциала (ВП) на вспышку света

 

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или деятель­ности. Благодаря существованию процесса внимания из огромного числа воздействующих на нас раздражителей отбирается лишь небольшое число наиболее сильных и существенных для данной деятельности. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. В основе непро­извольного внимания лежит ориентировочно-исследова­тельская реакция. Произвольное внимание — активный процесс, выражающийся в направленной мобилизации

 

Изменения ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напря­жении человека

Параметры Слова
лес ветка дерево корень пень дуб
ЭЭГ лобная область (слева) лобная область (справа) затылок (слева) затылок (справа) КГР ЧСС ЧД            

Сделайте вывод.

 

психической активности человека. Произвольное внимание избирательно активирует структуры, принимающие участие в восприятии необходимой информации и в выполнении действия. Процесс произвольного внимания сопровожда­ется изменением электрической активности структур головного мозга. При регистрации ВП наблюдается изме­нение амплитуды и латентных периодов некоторых его компонентов.

Для работы необходимо: электроэнцефало­граф, компьютер с режимом усреднения, фотостимулятор, электроды для регистрации вызванных потенциалов (ВП), вата, марлевые салфетки, спирт, эфир, коллодий, физио­логический раствор.

Ход работы. Для регистрации ВП электроды накла­дывают в затылочной области на 2—3 мм выше и лате-ральнее затылочного бугра. Индифферентный электрод располагают на мочке уха. Регистрацию ВП осуществля­ют монополярным способом. Испытуемого необходимо заземлить. Электроды подсоединяют к электроэнцефало­графу, а затем к компьютеру. Фотостимулятор распола­гают перед глазами испытуемого. Регистрируют ВП на вспышку света в затылочных областях левого и правого полушарий. Шаг квантования — 500 мс в 1024 точках. Усреднение ВП осуществляют по 20 реализациям. Сна­чала регистрируют фоновый ВП, который после усредне­ния выводят на графопостроитель. Затем испытуемому дают инструкцию: считать предъявленные ему вспышки. Таким образом привлекается внимание к вспышке. Затем вновь регистрируют ВП, который после усреднения также

 

выводят на графопостроитель. Анализируют изменение амплитуды компонентов ВП с латентным периодом 140 и 200 мс после привлечения внимания к вспышке.

Рекомендации к оформлению работы. Зная скорость пробега луча, рассчитайте латентный период компонентов ВП, а по величине калибровочного сигнала рассчитайте амплитуду компонентов фоновых ВП и после привлечения внимания к вспышке. Полученные данные внесите в таблицу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: