Культура Древней Руси | IX-XIII вв. | |
Московская Русь: содержание культурного феномена | XIV-XVI вв. | |
Русская культура от начала Нового времени до Просвещения | XVII-XVIII вв. | |
«Золотой» век русской культуры | XIX в. | |
«Серебряный век» русской культуры | последняя четверть XIX в. - начало XX вв. | |
Культурный поворот и культура советского периода | 1917- 1991 |
Языческая культура славян | мифология, пантеон божеств, жречество |
Архаичный культ | Культы земли, воды, Рода и Рожаниц как божества природы и плодородия, огненного бога Сварога, женского божества Мокоши, богини любви и брака Лады, бога Велеса, бога плодородия Ярилы и др. |
Значение принятия христианства (988) | - русская культура через контакт с Византией преодолела локальную замкнутость, принятие христианства приблизило Россию к европейской цивилизации, - православие стало духовной основой Руси: формируется самосознание народа (в язычестве человек не выделял себя из природы, теперь начинается осознание себя и своего места в мире), складывается единство языка, вера стала объединяющим началом славянского народа, - появляются новые ценности, новые формы жизни; православие укрепило строгий, но справедливый отеческий идеал власти, - появляется: каменное строительство, основной тип храма – крестово-купольный, иконография, книжная миниатюра, переписка книг, литературный житийный жанр, переводы древнегреческих и византийских авторов, - происходит становление системы образования при монастырях, - высокого уровня достигло ремесленное искусство (гончарное, ювелирное, металлообработки). |
Особенности христианства на Руси | - двоеверие. Христианство меняло систему ценностей, в силу этого вступило в конфликт с прежним религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народе. Полной победы над язычеством не произошло. Постепенно сложилось двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов, - оно формировало человека нового типа. Этот человек стремился к одухотворенности, а не к преобразованию внешнего мира, - Русь не восприняла четко разработанную систему римского права. Православие не вмешивалось в правовые представления общества. Правовое сознание не выделялось из морального сознания. Большое значение придавалось совести, христианской морали. - в отличие от религии и основных философских знаний, принятых из Византии и не менявшихся до XVII в., в области художественной культуры Русь выработала собственные формы. Византийское заимствование не являлось слепым: - появилась оригинальная русская литература, прежде всего летописание, - каменное зодчество обрело русские особенности: многонефность, галереи, угловые башни, многоглавие, общая пирамидальная композиция, - в живописи наметились две линии: «грекофильствующая» и собственно русская. Монументальный стиль живописи XI в. (крупные размеры фигур, целостная цветовая моделировка, крупные ясные черты ликов) был редким даже для византийского искусства; строгий византийский стиль наполняется более земными чертами. |
Русская культура в условиях татаро-монгольской зависимости | - Исчезновение ряда ремесел, прекращение почти на сто лет каменного строительства, - заимствование ряда слов, вошедших в русский язык (базар, ярлык, кафтан и др.), - большее проявление монгольского влияния в сфере уголовного права: усиление наказания в Судебниках 1497 и 1550 гг. Документы вводят смертную казнь, наказания кнутом, пытки, чего не было в Русской правде |
НО: | русская культура осталась европейской по своей направленности. |
Московская Русь: содержание культурного феномена Особенности культурного процесса. Рубеж XIV-XV вв. | Рост национального самосознания и становление национальной культуры: - синтез достижений местных школ в летописании, агиографии, книжной миниатюре, иконописи, архитектуре. - «Золотой век» живописи: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. - Возрождение больших монументальных форм (ансамбль Московского Кремля, в создании которого участвовали итальянские архитекторы: Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марко Фрязин, Пьетро Солари). |
XVI в.: | |
Архитектура | Шатровый стиль (впитал народную природу, романо-готические реминисценции (лат. - воспоминания), общекультурную символику шатровой формы, идущую от христианской древности: храм Покрова на Рву (Василия Блаженного), церковь Вознесения в селе Коломенском |
Живопись | утрата достижений XV в., усиление символизма, разработка аллегорических сюжетов. Регламентация искусства государством. Обсуждение вопросов живописи на церковных соборах (постановления Стоглава). |
Крупнейшие достижения | начало книгопечатания (1553), открытие типографии в Москве (1563) во главе с И.Федоровым и П.Мстиславцем; продвижение русских землепроходцев на Восток, к берегам Тихого океана. |
Русская культура от начала Нового времени до Просвещения (XVII-XVIII) | |
Характерные черты культуры XVII в. | XVII в. завершает эпоху средневековья, формирования русской нации, складывания единого русского языка. Борьба двух тенденций: церковной и светской. Начало утверждения светских начал в культуре («обмирщение культуры»): - в литературе — формирование демократического светского направления; - в архитектуре — сближение облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»; - в живописи — постепенное разрушение иконографических канонов и появление реалистических тенденций. |
Просвещение и образование | 1687: Славяно-греко-латинская академия (первое высшее общеобразовательное учреждение в Москве) |
Литература | Светские жанры (сатира, первые сборники русских пословиц и поговорок, сказания, бытовая повесть). Церковная оппозиция: протопоп Аввакум. |
Архитектура | Московское барокко (отход от суровости и простоты средневекового зодчества). |
Живопись | Зарождение жанра портрета – парсуна (от искаженного – персона) (Симон Ушаков, руководитель живописной мастерской при Оружейной палате). Вместо библейских персонажей - появление светских лиц, но еще написанных в старой иконописной манере и технике. В конце XVII в. парсуна пишется уже на европейский манер: на холсте и масляной краской. |
Развитие научных знаний | Измерение земельных участков, составление географических карт, развитие медицины, арифметики, определение плодородных почв, производство оружия |
Характерные черты культуры XVIII в. | - обмирщение культуры (падение влияния религии и церкви, усиление разрыва между религиозным и эстетическим сознанием), - развитие личностного начала; - европеизация, преодоление национальной замкнутости; - ускорение темпов и усложнение общественного развития. |
Просвещение и образование | 1724: Академия наук, - открытие светских учебных заведений: навигацкая школа, инженерная и др.; 1786: создание впервые в России государственной системы народного образования (малые народные училища в уездных городах, главные училища в губернских городах; основание двух закрытых учебных заведений: Смольный институт для дворянок, Екатерининский – для мещанок), - реформа алфавита (создание первого в России гражданского шрифта), - первая государственная библиотека, - учебники (азбука; Ф.Прокопович: Первое учение отрокам; Л.Ф.Магницкий: Арифметика; М.Смотрицкий: Грамматика, часослов, псалтырь; «Юности честное зерцало») |
Наука, новые технологии | - Первые попытки написания отечественной истории. Углубление географических знаний: - изучение Аральского и Каспийского морей, - подготовка описания Камчатки (В.Атласов). - Открытие новых залежей угля, меди, серебра. |
Литература: | |
Классицизм | - новые жанры: ода, элегия, басня, трагедия, комедия, роман. А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков |
Сентиментализм (в конце XVIII в.) | Н.Карамзин |
Архитектура | Первая половина XVIII в.: - раннее (петровское) барокко (Доменико Трезини), - зрелое (елизаветинское) барокко (Ф.Б.Растрелли). Вторая половина (опора на античные традиции): - классицизм (Ж.Б.М.Валлен-Деламот, А.Ринальди, В.Ф.Бренна, В.Баженов, М.Казаков, Д.Кваренги и др.). |
Живопись | Ведущий жанр: портрет (Никитин, Матвеев, Вишняков, Антропов, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский); новое явление - гравюра (А.Ф.Зубов); первые картины на исторические сюжеты (А.П.Лосенко) |
Скульптура | Классическая скульптура (в средние века круглая скульптура была запрещена): Ф.Гордеев, Ф.Прокофьев, И.Мартос, М.Козловский, Ф.Шубин, Э.Фальконе. |
Театр | 1756: в Петербурге первый в России государственный театр «для представления трагедий и комедий» (руководитель актер Ф.Волков). |
Быт | Летоисчисление от рождества Христова, новое начало нового года (1 января), бритье бород, одежда европейского покроя |
Движение Просвещения | Проникновение философских и общественно-политических идей западноевропейских мыслителей. Русские просветители: А.Д.Кантемир, М.М.Щербатов, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов. |
Особенности русского Просвещения | - Просвещение в России не было подготовлено ее внутренним развитием, - идеи равенства, естественной ценности человека не были имманентными (лат. immanens – свойственный чему-либо) для России этой эпохи, - идеи Просвещения заимствовала у французов небольшая прослойка дворянства, - идеи Просвещения столкнулись с самодержавием и крепостничеством, отсюда – «просвещенное самодержавие», - французское Просвещение носило светский характер, русское – не поднимало вопрос о существовании бога, - европейское Просвещение – космополитично, русское – патриотично, - гуманизм русского Просвещения сводился к тому, что общественные деятели настаивали на усилении просветительской роли государства, создании разветвленной системы государственного образования, открытии доступа к науке талантам из низших слоев общества. |
Главное достижение XVII-XVIII вв. | высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества. |
«Золотой век» русской культуры (XIX в.) | А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, М.И.Глинка, И.С.Тургенев, К.П.Брюллов, Н.Н.Некрасов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, М.П.Мусоргский, Н.С.Лесков, П.И.Чайковский, Н.В.Гоголь. |
Причины культурного прогресса (подготовлен предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами) | - культурный прогресс был связан с процессом формирования русской нации при переходе от феодализма к капитализму, - рост национального самосознания (особенно после 1812 г.), - аккультурация (взаимодействие с другими культурами, особенно европейской), - взаимовлияние различных областей культуры: философии, литературы, музыки, живописи, - усиление процесса взаимодействия между «высокой» (профессиональной) и культурой народных масс (древнерусской), - участие в культуротворчестве интеллигенции не только из привилегированных классов, но и из среды разночинцев. |
Романтизм | Интерес к национальной самобытности, Отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. В.А.Жуковский (1783-1852), Н.И.Гнедич |
Живопись | О.А.Кипренский (1782-1836) |
Реализм (1830- 1840-е гг.) | отличался точным отображением типического, остротой постановки нравственных проблем, глубоким проникновением в действительность, в социальный мир людей. А.С.Пушкин (1799-1837), М.Ю.Лермонтов (1814-1841), Н.В.Гоголь (1809-1852) |
Театр | Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского |
Живопись (Жанры: портрет, пейзаж, бытовая живопись, исторический) | 1870: товарищество передвижных художественных выставок (передвижники). Задача: ознакомить общество с русским искусством, сделать его доступным жителям столичных городов и русской провинции. Идейный вдохновитель: И.Крамской. Художники-передвижники: И.Крамской, В.Перов, И.Репин, В.Суриков, П.Саврасов, И.Левитан, братья Васнецовы и др. |
Классицизм(живопись) | К.П.Брюллов (1799-1852), А.А.Иванов (1806-1858) |
Ампир (архитектура) | А.Н.Воронихин (1759-1814), К.И.Росси (1775-1849), О.И.Бове (1784-1834), Д.И.Жилярди (1785-1845) |
Наука | - химия (открытия Н.И.Менделеева), - географические исследования (открытие Антарктиды, Азия, Сибирь, Аляска и др.), - изобретения в области электротехники (В.В.Петров: вольтова дуга, П.Л.Шиллинг: электромагнитный телеграф и мн.др.), - изобретение радио (А.С.Попов. 1859-1905/1906), - паровая железная дорога (отец и сын Черепановы, 1833), - изучение быта и культуры полинезийских островов (Миклухо-Маклай), - научные произведения (В.О.Ключевский. Курс русской истории; Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). |
Аккультурация | - первый ученый, прославившийся за рубежом, Н.И.Лобачевский (положил начало современным представлениям о строении Вселенной), - в Париже поставлен «Ревизор» Гоголя, - произведения И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского получают мировую известность, - культурный обмен между Россией и Европой приобретает двусторонний характер. |
Значение «золотого века» | Русская культура приобретает мировое значение, выходит за пределы своего собственного мира |
«Серебряный век». Последняя четверть XIX-начало XX вв. | - Отказ от «социального» человека, освобождение мышления от политики и социальности. - Создание нового менталитета: культ творчества как единственная возможность осмысления времени и «Я» в нем, тотальный индивидуализм. - Рождение религиозно-философского Ренессанса, интереса к тайнам подсознательного, господство мистического в культуре. - Возвращение к христианской идее справедливого, прекрасного общества. -Время выдающихся художественных открытий, новых направлений в культуре: модернизм – направление в искусстве, поиск новых форм, отказ от требований к содержанию (символизм, ставший предтечей авангарда, акмеизм, футуризм, авангардизм, неоантичность) |
Литература: Символизм | (противопоставление реализму: сложная, ассоциативная метафора) «Старшие» символисты: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб; «младшие» – А.Блок, А.Белый, В.И.Иванов. |
Акмеизм(греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) | (культ реального земного бытия, стремление вернуть образу живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности). Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмин. |
Футуризм | (нигилистическое направление). Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников, А.Крученых, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, И.Северянин, Б.Л.Пастернак |
Архитектура | Новые стили: модерн, новорусский стиль, неоклассицизм. Особенность: органическая связь между строительным материалом, конструкцией и формой, тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры. |
Выставки | - Появление в России творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма. - Выставки русских художников в Париже и Мюнхене. - «Русские сезоны» С.П.Дягилева в Париже. - Открытие в Москве галерей и частных коллекций современной живописи. |
Театр | Новаторы театрального искусства: К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко, основатели Московского художественного театра. |
Философия | формирование двух оригинальных течений |
1.Самобытная русская философия. | В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов и др. (В.С.Соловьев: призыв к необходимости активного сотрудничества человека и Бога. Устремленность к такому богочеловеку, который ищет внутренней целостности, единства, добра, красоты, истины). Соловьевство породило сложное неоднозначное явление — религиозно-философский ренессанс (возрождение), неохристианские поиски, своеобразное богоискательство. Мир должен, согласно философии «серебряного века», быть преобразован не кошмаром насилия, а подлинностью христианского учения. |
2.Философия русского космизма | Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский. (В.И.Вернадский: учение о ноосфере. Человечество - основная сила, которая определяет своей деятельностью эволюцию Земли. На определенной стадии оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, т.е. в сферу разума). |
Причина философских исканий | Понимание того, что к 70-м г. XIX в. церковь активно встроена в собственнические отношения, политизирована, а идеи христианства вульгаризированы, т.е. заменены культом внешней обрядности. Русское общество активно нуждалось в моральной революции, в новом развитии нравственного сознания народа. |
Завершение «серебряного века» | 1922: выдворение русских философов из России («философский пароход») |
Значение «серебряного века» | - Дал творческий импульс развитию отечественной и мировой культуры. Она обогатилась уроками словесного мастерства, новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. - Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада. Он предвосхитил экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие (Д.С.Лихачев: «Мы подарили Западу начало нашего века…»). |
Культурный поворот и культура советского периода | |
Октябрь 1917: | Бифуркация (перестройка: переход первенства от религии к идеологии) |
Особенности советской культуры | идеологизация, директивное утверждение единого художественного метода, ограничение свободы творчества, аннигиляция (уничтожение) культурных традиций, возведение массовой культуры в ранг официальной, противоречивость, неоднозначность. |
Социокультурные периоды: | |
1918-1920 | Раскол общества и деятелей культуры по их отношению к революции |
1920-е гг.: | Равновесие противостоящих тенденций в культуре, контакты России с русским зарубежьем: - возможность творческого плюрализма, диалога культур, инакомыслия. - дискуссии об отношении к культурному наследию прошлого; - появление новых художественных течений, научных школ в социологии, психологии, педагогике, естественных науках |
массовая кампания ликвидации неграмотности населения | - начало XX в.: 29,6 % грамотных, - 1939: 89,7% |
Литература | 1.Те, кто не принял революцию и создавал свои произведения за границей. 2.Те, кто принял социализм и прославлял новые достижения своей родины. 3.Колеблющиеся (то эмигрировали, то возвращались, поняв, что не могут творить в отрыве от своего народа). |
Живопись (новые направления) | - абстракционизм (отказ от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике) – В.Кандинский; - супрематизм (разновидность абстрактной живописи, основу которой составляют комбинации из простейших геометрических элементов) – К.С.Малевич; - конструктивизм (направление, выдвинувшее на передний план конструктивно-техническую сторону художественного творчества) – В.Е.Татлин; - аналитическое искусство (развитие кубизма) – П.Н.Филонов; - сюрреализм (направление, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства) - М.Шагал. |
Наука | И.Павлов, Н.Вавилов, К.Циолковский, А.Чаянов |
1930-е гг.: | - Вытеснение независимо мыслящих деятелей культуры, массовые репрессии против интеллигенции, - утверждение строгой иерархии жанров и тем; - преображение на основе идеологических установок прошлого; - утверждение метода социалистического реализма как единственно допустимого, - проведение кампании за преодоление в искусстве «формализма» и «натурализма» (обвинение в формализме Д.Шостаковича, С.Эйзенштейна, Н.Заболоцкого, Ю.Олеши, И.Бабеля); - усиление контроля за культурной жизнью (создание творческих союзов, вне которых работа деятелей культуры была невозможна; создание органов, осуществлявших централизованное руководство культурой); - классовый подход в системе образования. |
Великая Отечественная война | Особая роль литературы и искусства в пропаганде патриотизма и исторических традиций защиты Отечества. |
1940-е (вторая половина) - начало 1950-х: | - идеологические кампании (объекты партийной критики: М.Зощенко, А.Ахматова и др.); - усиление изоляции советской культуры от мировой (закрытие Музея нового западного искусства) |
1950-е (вторая половина) – начало 1980—х гг.: | Постепенное противоречивое развитие культуры: «Оттепель» в культурной жизни: - время духовного обновления (поэтические вечера в Политехническом музее; открытие театра «Современник»; первые выставки западных художников; учреждение международных кинофестиваля и конкурса им. П.И.Чайковского; издание новых литературных журналов). - В то же время: осуждение поисков в области новых художественных форм, запрет идеологического плюрализма (встречи Н.С.Хрущева с представителями интеллигенции). |
Со второй половины 1980-х гг.: | - борьба между сторонниками разных путей развития России и культуры, - начало гласности, снятия цензурных ограничений и существования культуры независимо от государственных установок, - расширение влияния массовой и американской культуры на общественное сознание. |
Характер современной культурной эпохи в России | Многостилевая, сочетающая советское и буржуазное |
Следствия противоречивого развития культуры | - Сохранение архетипа русского человека (вера в идеал даже на безрелигиозной почве, нацеленность на будущее, ориентация на государство, на харизматического лидера), - развитие российской науки (физика, атомная энергетика, ракетостроение, космонавтика, авиация), - Нобелевские премии: Б. Пастернак (1958), М.А. Шолохов (1965), А.И. Солженицын (1970), И.А. Бродский (1987), - появление с конца 60-х г. нового пласта в художественной культуре, не соответствовавшего канонам социалистического реализма («неофициальное искусство», андеграунд), - углубление конфликта между властью и интеллигенцией, движение диссидентов. Основные требования: свобода слова, творчества, соблюдение прав человека, - процесс политизации культуры в конечном счете привел к категоричности оценок сложных культурных явлений, их примитивизации, к подавлению инакомыслия и творческого новаторского подхода, к кризису официального искусства. |