Регуляция функций в организме. Железы внутренней секреции.




Задачи занятия:

1. Знать основные функциинервной и гуморальной систем и их взаимосвязь; гипоталамо-гипофизарную систему и ее значение.

2. Уметь объяснять особенности строения, местоположения в организме и функций эндо-, экзо- и эндо-экзокринных желез.

3. Провести эксперимент по недостатку йода в организме. На основании полученных данных сделать выводы и построить программу коррекции.

Работа 1

Регуляция функций в организме

Заполните таблицу 1. Правильность заполнения таблицы проверьте по тексту учебника.

Нервно-гуморальная регуляция

Таблица 1

Способ регуляции Механизм регуляции Быстрота реакции Направленность процесса
Гуморальная          
Нервная          

 

Объясните, как взаимодействуют нервный и гуморальные способы регуляции функций _________________

______________________________________________________________________________________________________________

Работа 2

Биологически активные вещества

Заполните таблицу 2, правильность ее заполнения проверьте по тексту учебника.

Биологически активные вещества

Таблица 2

БАВ Место образования Функции
1. Витамины    
2. Ферменты    
3. Антитела    
4. Медиаторы    
5. Гормоны    

Работа 3

Эксперимент по недостатку йода в организме человека (в домашних условиях)

Оборудование: раствор йода спиртовой (5%), три ватных палочки.

Ход работы: на область предплечья с внутренней стороны наносят три вертикальные полосы ватными палочками, смоченными в йодном растворе (длиной около 5 см., но разной толщины: 2-3 мм., 5 мм. и 7-8 мм.). По истечении времени (около суток) наблюдают изменения: если исчезает только тонкая полоса, а остальные некоторое время остаются, можно сделать вывод об относительном достатке йода в организме; если же бледнеют средняя и толстая полосы, то речь идет об острой нехватке йода в организме.

Вывод и самокоррекция: ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка о ведении протокола занятия № … ______________

Подпись преподавателя _____________

Тема 6.

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет

Задачи занятия:

1. Знать основные понятия темы: «внутренняя среда организма», «гомеостаз», «иммунитет», «инфекционные заболевания»; кроветворение; состав, функции, возрастные особенности крови и ее роль в теплорегуляции; группы крови и требования к донорской крови при переливании.

2. Раскрыть роль внутренней среды в организме, иммунитета, его видов и возрастные особенности.

3. Провести эксперимент по выявлению специфических особенностей крови человека и лягушки. На основании полученных данных объяснить различия и сделать выводы.

Работа 1

Внутренняя среда организма

Заполните таблицу № 1.

Состав и функции внутренней среды

Таблица 1

Внутренняя среда Кровь Лимфа Тканевая жидкость
Состав      
Местонахождение      
Источник и место образования      
Функции      

Работа № 2
Кровь

1. Заполнить таблицу № 2

Форменные элементы крови

Таблица 2

Название клетки Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Рисунок      
Кол-во в 1 мм3 крови      
Форма      
Строение      
Место образования      
Продолжитель-ность жизни      
Функции      
Место отмирания      

2. Проведите эксперимент. Рассмотрите в микроскоп кровь человека и лягушки. Ответьте на вопросы:

Ø В чем отличие строения форменных элементов крови человека и лягушки?

________________________________________________________________________________________________________С чем связано это отличие?

________________________________________________________________________________________________________

Работа № 3

Группы крови. Переливание крови

Классификация групп крови человека

Таблица 3

Группа крови Присутствие белков
агглютиногенов агглютининов
0 (I)    
А (II)    
В (III)    
АВ (IV)    

Вопросы:

1. В основе деления крови на группы лежит реакция ________________________ (склеивания эритроцитов), обусловленная наличием в эритроцитах определенных антигенов, а в плазме - антител. Антигены эритроцитов принято называть _______________, а антитела плазмы __________________.

2. Человек, дающий кровь другому человеку является (название) ____________, а человек, которому переливают кровь от другого человека, является (название) _______________.

3. Что означает резус-фактор _____________________________

______________________________________________________ и в чем заключается феномен резус-фактора?________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи:

1. В больницу был доставлен молодой человек (К-в О.) с черепно-мозговой травмой, в результате которой он потерял много крови. У К-ва О. А(II) - группа крови, ему перелили 0(I) – группу крови. Правильно ли была перелита кровь, и объясните почему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Молодая женщина, в результате полостной операции, потеряла много крови. У нее А(II) - группа крови, а ей перелили В(III) – группу крови. Правильно ли была перелита кровь, и объясните почему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Человеку с резус-положительной кровью перелили резус-отрицательную кровь. Объясните, что образуется в крови реципиента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. У матери резус-отрицательная кровь, а у плода - кровь резус-положительная, унаследованная от отца. Что вызывает кровь плода в крови матери и что будет с плодом после рождения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Отметка о ведении протокола занятия № 3 ___________

Оценка ___________ Подпись преподавателя _____________

 

Тема 7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: