Задачи занятия:
1. Знать основные функциинервной и гуморальной систем и их взаимосвязь; гипоталамо-гипофизарную систему и ее значение.
2. Уметь объяснять особенности строения, местоположения в организме и функций эндо-, экзо- и эндо-экзокринных желез.
3. Провести эксперимент по недостатку йода в организме. На основании полученных данных сделать выводы и построить программу коррекции.
Работа 1
Регуляция функций в организме
Заполните таблицу 1. Правильность заполнения таблицы проверьте по тексту учебника.
Нервно-гуморальная регуляция
Таблица 1
Способ регуляции | Механизм регуляции | Быстрота реакции | Направленность процесса |
Гуморальная | |||
Нервная |
Объясните, как взаимодействуют нервный и гуморальные способы регуляции функций _________________
______________________________________________________________________________________________________________
Работа 2
Биологически активные вещества
Заполните таблицу 2, правильность ее заполнения проверьте по тексту учебника.
Биологически активные вещества
Таблица 2
БАВ | Место образования | Функции |
1. Витамины | ||
2. Ферменты | ||
3. Антитела | ||
4. Медиаторы | ||
5. Гормоны |
Работа 3
Эксперимент по недостатку йода в организме человека (в домашних условиях)
Оборудование: раствор йода спиртовой (5%), три ватных палочки.
Ход работы: на область предплечья с внутренней стороны наносят три вертикальные полосы ватными палочками, смоченными в йодном растворе (длиной около 5 см., но разной толщины: 2-3 мм., 5 мм. и 7-8 мм.). По истечении времени (около суток) наблюдают изменения: если исчезает только тонкая полоса, а остальные некоторое время остаются, можно сделать вывод об относительном достатке йода в организме; если же бледнеют средняя и толстая полосы, то речь идет об острой нехватке йода в организме.
Вывод и самокоррекция: ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка о ведении протокола занятия № … ______________
Подпись преподавателя _____________
Тема 6.
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет
Задачи занятия:
1. Знать основные понятия темы: «внутренняя среда организма», «гомеостаз», «иммунитет», «инфекционные заболевания»; кроветворение; состав, функции, возрастные особенности крови и ее роль в теплорегуляции; группы крови и требования к донорской крови при переливании.
2. Раскрыть роль внутренней среды в организме, иммунитета, его видов и возрастные особенности.
3. Провести эксперимент по выявлению специфических особенностей крови человека и лягушки. На основании полученных данных объяснить различия и сделать выводы.
Работа 1
Внутренняя среда организма
Заполните таблицу № 1.
Состав и функции внутренней среды
Таблица 1
Внутренняя среда | Кровь | Лимфа | Тканевая жидкость |
Состав | |||
Местонахождение | |||
Источник и место образования | |||
Функции |
Работа № 2
Кровь
1. Заполнить таблицу № 2
Форменные элементы крови
Таблица 2
Название клетки | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
Рисунок | |||
Кол-во в 1 мм3 крови | |||
Форма | |||
Строение | |||
Место образования | |||
Продолжитель-ность жизни | |||
Функции | |||
Место отмирания |
2. Проведите эксперимент. Рассмотрите в микроскоп кровь человека и лягушки. Ответьте на вопросы:
Ø В чем отличие строения форменных элементов крови человека и лягушки?
________________________________________________________________________________________________________С чем связано это отличие?
________________________________________________________________________________________________________
Работа № 3
Группы крови. Переливание крови
Классификация групп крови человека
Таблица 3
Группа крови | Присутствие белков | |
агглютиногенов | агглютининов | |
0 (I) | ||
А (II) | ||
В (III) | ||
АВ (IV) |
Вопросы:
1. В основе деления крови на группы лежит реакция ________________________ (склеивания эритроцитов), обусловленная наличием в эритроцитах определенных антигенов, а в плазме - антител. Антигены эритроцитов принято называть _______________, а антитела плазмы __________________.
2. Человек, дающий кровь другому человеку является (название) ____________, а человек, которому переливают кровь от другого человека, является (название) _______________.
3. Что означает резус-фактор _____________________________
______________________________________________________ и в чем заключается феномен резус-фактора?________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи:
1. В больницу был доставлен молодой человек (К-в О.) с черепно-мозговой травмой, в результате которой он потерял много крови. У К-ва О. А(II) - группа крови, ему перелили 0(I) – группу крови. Правильно ли была перелита кровь, и объясните почему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Молодая женщина, в результате полостной операции, потеряла много крови. У нее А(II) - группа крови, а ей перелили В(III) – группу крови. Правильно ли была перелита кровь, и объясните почему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Человеку с резус-положительной кровью перелили резус-отрицательную кровь. Объясните, что образуется в крови реципиента?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. У матери резус-отрицательная кровь, а у плода - кровь резус-положительная, унаследованная от отца. Что вызывает кровь плода в крови матери и что будет с плодом после рождения?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка о ведении протокола занятия № 3 ___________
Оценка ___________ Подпись преподавателя _____________
Тема 7.