Поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844




Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее –

Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных

уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и допол-

нительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формиро-

вания общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание ос-

новы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные програм-

мы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионально-

го образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются

основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образо-

вания детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта

1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном об-

разовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательны-

ми программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным

учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального

прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню об-

разовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество

и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соот-

ветствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих

выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Рос-

сийской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, яв-

ляется обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание до-

полнительных образовательных программ должно:

соответствовать:

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным

особенностям регионов;

соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основно-

му общему, среднему (полному) общему образованию);

направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической,

спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-крае-

ведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогиче-

ской, социально-экономической, естественно-научной);

современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (ин-

дивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах

обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обуче-

ния, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контро-

ля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности де-

тей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и мате-

риалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

профилактику асоциального поведения;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределе-

ния, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой

и отечественной культур;

целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития

личности ребенка;

укрепление психического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие

структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного обра-

зования детей.

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

– наименование образовательного учреждения;

– где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

– название дополнительной образовательной программы;

– возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

– срок реализации дополнительной образовательной программы;

– Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

– год разработки дополнительной образовательной программы;

– название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образо-

вательная программа.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует

раскрыть:

направленность дополнительной образовательной программы;

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

цель и задачи дополнительной образовательной программы;

отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от

уже существующих образовательных программ;

возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной

программы;

– сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность

образовательного процесса, этапы);

– формы и режим занятий;

– ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

– формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

(выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может со-

держать:

перечень разделов, тем;

количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить че-

рез краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

– обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед,

походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

– рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экс-

периментов или опытов и т.д.;

– дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, те-

матика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список использованной литературы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: