Конструкции коробок передач различных машин




Коробка передач автомобиля ГАЗ-3307 (рис. 12) трехвальная, с соостным расположением первичного I и вторичного II валов, с четырьмя передачами переднего хода и одной передачей заднего хода, с прямой IV передачей и блокирующим синхронизатором включения III и IV передач.

Картер коробки — цельнолитой, с верхним и боковыми окнами, через которые монтируют валы и зубчатые колеса. Окна герметично закрывают крышками. Это предотвращает попадание в картер пыли и грязи, уменьшая абразивный износ деталей.

В верхней крышке устанавливают механизм переключения передач с замками и фиксаторами. Первые предотвращают возможность одновременного включения двух передач, а последние удерживают зубчатые колеса во включенном или выключенном положении.

Механизм переключения передач. Скользящие блоки зубчатых колес (каретки) или муфты синхронизаторов перемещают вдоль вторичного вала вилками, закрепленными на валиках 18, 21, 22. Валики передвигают рычагом 4, который установлен на шаровой опоре в крышке 20. Для включения заднего хода концом рычага сжимают пружину 19 и перемещают шток 18. Такое устройство предохраняет от ошибочного включения заднего хода вместо четвертой передачи.

КП имеет шариковые фиксаторы 3. Замковое устройство состоит из плунжеров 17 (см. рис. 4, д). Плунжеры установлены в сверлениях, сделанных в приливах крышки, а штифт – в сверлении среднего валика. В валиках сделаны боковые выемки, которые при нейтральном положении зубчатых колес расположены против плунжеров. Расстояние, равное сумме длины плунжера, длины штифта и глубины выемки, позволяет переместить рычагом только один шток.

 

 

Рис. 12. Коробка передач автомобиля ГАЗ-3307: 1 — первичный вал; 2 — выключатель света заднего хода; 3 — шарик фиксатора; 4 — рычаг переключения передач; 5, 13 — шестерни III передачи; 6, 12 — шестерни II передачи; 7, 10 — шестерни I передачи и заднего хода; 8 — сапун; 9 — вторичный вал; 11 — блок шестерен заднего хода; 14 — картер; 15 — шестерня привода промежуточного вала; 16 — промежуточный вал; 17 — синхронизатор включения III и IV передач; 18 — ползун включения заднего хода; 19 — предохранитель; 20 — крышка; 21 — ползун включения III и IV передач; 22 — ползун включения I и II передач

 

 

Схема переключения передач

 
 

 

 


Все валы коробки — двухопорные. Первичный вал устанавливают на двух подшипниках: шариковом радиально упорном в передней стенке коробки передач, воспринимающем, кроме радиальных, осевые силы; шариковом в расточке маховика двигателя. Левая опора вторичного вала II расположена в выточке первичного вала, а правая – в задней стенке картера; обе опоры промежуточного вала III размещены в стенках картера. Осевые усилия промежуточного и вторичного валов воспринимаются шариковыми радиально-упорными подшипниками, установленными в картере коробки справа. Температурное удлинение валов учитывается установкой левых опор на роликовых цилиндрических подшипниках.

Шестерни I передачи и заднего хода — прямозубые, а остальные — косозубые. Достоинство косозубых шестерен — меньший шум при работе, более высокая, прочность и износостойкость; недостаток — наличие осевой составляющей силы при работе, которая нагружает подшипники валов.

В картере (рис. 13) расположены три вала: первичный I (вал сцепления), вторичный II и промежуточный III со своими шестернями. За одно целое с первичным валом выполнены ведущая косозубая шестерня 1 и прямозубый венец 2. На вторичном валу находятся три шестерни: две косозубые 5 и 6 с прямозубыми 4, 7 венцами и одна прямозубая 9 с внутренним зубчатым венцом 8 и правым отростком для вилки переключения. Косозубые шестерни сидят свободно, а прямозубая (каретка) связана с валом при помощи шлиц. Промежуточный вал выполнен за одно целое стремя косозубыми шестернями 14, 15, 16 и одной прямозубой 10; первые находятся в постоянном зацеплении с шестернями 6, 5, 1. Кроме валов, в коробке имеется ось 11 блока прямозубых шестерен 12, 13 заднего хода.

 

Рис. 13. Кинематическая схема коробка передач автомобиля ГАЗ-3307: I – первичный вал; II – вторичный вал; III – промежуточный вал; 1 – ведущее зубчатое колесо первичного вала; 2 ‑ прямозубый венец четвертой передачи; 3 – синхронизатор; 4 – прямозубый венец третей передачи; 5 и 15 – косозубые шестерни третьей передачи; 6 и 14 – косозубые шестерня второй передачи; 7 – прямозубый венец второй передачи; 8 – прямозубый внутренний зубчатый венец второй передачи; 9 – прямозубая шестерня первой передачи; 10 – прямозубая шестерня первой передачи и заднего хода; 11 – ось; 12 и 13 – блок зубчатых колес заднего хода; 16 – зубчатое колесо привода промежуточного вала

Элементы 11, 12, 13 заднего хода условно совмещены с плоскостью разреза остальных элементов. В действительности же они находятся в боковой, нижней части коробки (правая схема).

Между зубчатыми венцами 2 и 4 находится муфта 3 (синхронизатор), сидящая на шлицах вторичного вала.

При нейтральном положении рычага коробки передач: первичный I и промежуточный III валы вращаются, а вторичный II неподвижен.

Управление шестернями обычно устроено так, что включена может быть только одна комбинация шестерен, другая включается лишь после выключения предыдущей.

Самый низкий КПД коробки наблюдается на передаче заднего хода, поскольку энергия передается через дополнительную пару шестерен; самый высокий — на прямой передаче, когда шестерни не участвуют в передаче энергии.

I передача включается при сдвиге каретки 9 направо, вводимой в зацепление с шестерней 10. Вращение с первичного вала I через шестерни постоянного зацепления 1, 16 передается на промежуточный вал, с которого через шестерни 10 и 9 на вторичный вал (передаточное число i = 6,55).

II передача включается при выдвижении каретки 9 налево, но вводится она в зацепление с прямозубым венцом 7 шестерни 6. Вращение с ведущего вала через шестерни постоянного зацепления передается на блок шестерен промежуточного вала. С него вращение передается с помощью косозубых шестерен постоянного зацепления 14 и 6 на прямозубую шестерню 9 через прямозубые венцы 7 и 8 на вторичный вал (i = 3,09).

Аналогично передается вращение на вторичный вал и при включении III передачи, но только с шестерни 15 постоянного зацепления вращение передается на шестерню 5 которую с вторичным валом II связывает синхронизатор при правом положении муфты 3 (i = l,71).

IV передача прямая. Для ее включения муфта 3 вводится в зацепление с шестерней первичного вала 1. Вращение на вторичный вал передается напрямую, минуя промежуточный вал. Частота вращения коленчатого вала коробкой передач не изменяется (i = l).

Включение передачи заднего хода осуществляется перемещением блока зубчатых колес 12 и 13, который соединяет шестерню 10 промежуточного вала с наружным зубчатым венцом прямозубой шестерни 9. В результате введения промежуточной шестерни между промежуточным и вторичным валами вторичный вал начинает вращаться в обратную сторону, и автомобиль может двигаться задним ходом.

На всех передачах (с первой по четвертую) блок шестерен заднего хода неподвижен; остальные шестерни, не участвующие в образовании передачи, вращаются вхолостую (нагрузок не передают).

При нейтральном положении элементов 3 и 9 может быть сдвинут налево блок 12, 13 и получен задний ход I–1–16–III–10–12–13–9–II (шестерня 12 войдет в зацепление с шестерней 10, а шестерня 13 с шестерней 9) (i = 7,77).

В коробку заливают три литра трансмиссионного всесезонного масла ТАП‑15В.

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-431410 (рис. 14) трехвальная, с соостным расположением первичного и вторичного валов, с пятью передачами переднего хода и одной передачей заднего хода, с прямой V передачей и двумя блокирующими синхронизаторами включения II, III, IV, V передач.

В корпусе коробки передач размещены первичный 1, промежуточный 33 и вторичный 24 валы и ось блока шестерен 41 заднего хода. Первичный вал 1 выполнен как одно целое с шестерней 4 и одновременно является валом муфты сцепления.

Первичный вал 1 вращается в двух шариковых подшипниках, один из которых установлен в расточке заднего конца коленчатого вала, а второй 2 — в стенке картера коробки передач. Вторичный вал 24 также опирается на два подшипника: передний конец — на роликоцилиндрический подшипник 37, установленный в расточке первичного вала, а задний — на шариковый 17 в стенке картера коробки. Промежуточный вал 33 передним концом установлен на роликоцилиндрическом подшипнике 35, а задним — на шариковом 22.

Все шестерни для включения второй, третьей, четвертой и пятой передач выполнены с косым зубом, а шестерни первой передачи и заднего хода с прямым.

Первичный и промежуточный валы соединяются шестернями 4 и 34 постоянного зацепления. Шестерни IV передачи 7, III передачи 8 и II передачи 14 установлены свободно на вторичном валу 24. Они находятся в постоянном зацеплении с шестернями четвертой 31, третьей 29 и второй 26 передач промежуточного вала. На промежуточном валу имеется прямозубая шестерня передачи заднего хода 28, находящаяся в постоянном зацеплении с блоком 41 шестерен передачи заднего хода.

Для включения передач на ведомом валу установлены синхронизаторы (см. подразд. 2.4.3). IV и V передачи включаются синхронизатором 5, а II и III — синхронизатором 13. I передача и передача заднего хода синхронизатора не имеют.

Шестерни постоянного зацепления ведомого вала имеют конусы для синхронизаторов. Шестерня I передачи и передачи заднего хода 16 установлена на ведомом валу на шлицах.

Для включения заднего хода на отдельной оси установлен блок шестерен 41. Он вращается в роликоцилиндрических подшипниках, между которыми установлена распорная втулка. Ось блока шестерен 41 удерживается в картере при помощи стопорной пластины. Большая шестерня блока находится в постоянном зацеплении с шестерней 28 передачи заднего хода промежуточного вала 33.

На промежуточном валу 33 шестерня постоянного зацепления 34 с шестерней 4 ведущего вала 1, а также шестерни IV передачи 31, III передачи 29, передачи заднего хода 28 и II передачи 26 установлены на валу на шпонках. Шестерня I передачи 25 изготовлена заодно целое с промежуточным валом. Все шестерни постоянного зацепления, кроме шестерен постоянного зацепления передачи заднего хода, имеют косые зубья.

Для установки коробки отбора мощности имеется специальный люк, закрываемый крышкой 44.

Для слива масла из картера коробки передач имеется отверстие, закрываемое пробкой 46. Пробка снабжена постоянным магнитом для очистки масла от металлической пыли. Масло заливается в коробку передач через отверстие, закрываемое пробкой 43. Это отверстие служит и для контроля за уровнем масла в картере.

Для надежной работы шеек вала, втулок и шестерен необходимо обеспечить доступ масла к местам трения. С этой целью посадочные места выполнены в виде чередующихся впадин и выступов. Кроме того, поверхность этих деталей фосфатирована и покрыта специальным составом для предупреждения заедания в период приработки.

Передача вращения с ведущего на ведомый вал осуществляется следующим образом:

• при включении I передачи шестерня 16 входит в зацепление с шестерней 25 промежуточного вала. При этом вращение ведущего вала передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал, а затем через зубчатые колеса 25 и 16 на вторичный вал;

• при включении II передачи синхронизатор 13 входит в зацепление с шестерней II передачи 14. Вращение передается с первичного вала 1 через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал 33, на шестерню II передачи 26 промежуточного вала, а с нее на шестерню 14 и через синхронизатор на вторичный вал;

• при включении III передачи синхронизатор 13 входит в зацепление с шестерней Ш передачи 8. Вращение с ведущего вала 1 передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал 33, на шестерню III передачи 29 промежуточного вала, а с нее на зубчатое колесо 8 и через синхронизатор 13 на вторичный вал;

• IV передача включается синхронизатором 5 включения IV и V передач. Он входит в зацепление с шестерней IV передачи 7. Вращение с ведущего вала 1 передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал 33, шестерню IV передачи 31 промежуточного вала, а затем на шестерню 7 и через синхронизатор 5 на вторичный вал 24;

• V передача прямая, она включается синхронизатором 5, который входит в зацепление с шестерней 4 первичного вала. При этом вращение передается синхронизатором 5 непосредственно на вторичный вал 24, минуя промежуточный. Частота вращения коленчатого вала коробкой передач не изменяется;

 

 

Рис. 14. Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-431410:

1 — первичный вал; 2, 17, 22, 35, 37, 39 — подшипники; 3, 21, 23, 36 — стопорные кольца; 4, 34 — шестерик постоянного зацепления первичного и промежуточного
валов; 5 — синхронизатор IV и V передач; 6 — втулка шестерни IV передачи;
7, 31 — шестерни IV передачи; 8, 29 — шестерни III передачи; 9 — шарик фиксатора; 10 — пружина фиксатора; 11 — штифт замка стержней переключения передач;
12 — шарик замка; 13 — синхронизатор II и III передач; 14, 26 — шестерни II передачи; 15 — вилка переключения I передачи и передачи заднего хода; 16 — шестерня I передачи и передачи заднего хода; 18 — кронштейн стояночного тормозного механизма; 19 — фланец карданного шарнира; 20, 38 — манжеты; 24 —вторичный вал;

 

 

25 — ведущая шестерня I передачи; 27, 30, 32 — стопорные шайбы; 28— шестерня передачи заднего хода промежуточного вала; 33— промежуточный вал; 40 — распорная втулка; 41 — блок шестерен передачи заднего хода; 42 — установочная втулка;
43— пробка контрольно-заливочного отверстия; 44— крышка люка отбора мощности; 45— шестерня привода спидометра; 46 — сливная пробка с магнитом; 47 — сапун; 48— предохранитель включения I передачи и передачи заднего хода; 49 — ось промежуточного рычага; 50 — фиксатор; 51 — рычаг переключения передач; 52 — промежуточный рычаг; 53 — ползун переключения I передачи и передачи заднего хода;
54 — ползун переключения IV и V передач; 55— ползун переключения II и III передач

 

 

• при включении передачи заднего хода шестерня I передачи и передачи заднего хода 5 (рис.15) входит в зацепление с блоком шестерен передачи заднего хода 7. Вращение с первичного вала 18 через шестерню 1 постоянного зацепления с шестерней 14 промежуточного вала передается на промежуточный вал. По валу вращение передается на шестерню 11 передачи заднего хода промежуточного вала, на блок шестерен передачи заднего хода 10,7, на шестерню I передачи и передачи заднего хода 5, а с нее на вторичный вал 17 и дальше по трансмиссии на ведущие колеса автомобиля. Вторичный вал и трансмиссия будут вращаться в сторону, противоположную направлению вращения при включении других передач.

 

Рис. 15. Кинематическая схема коробки передач автомобиля ЗИЛ-130:

1 – шестерня первичного вала; 2, 3, 4,
5 – шестерни четвертой, третьей, второй и первой передач вторичного вала; 6 – ось блока шестерен заднего хода; 7 – малый зубчатый венец блока шестерен заднего хода; 8, 9, 11, 12, 13, 14 – шестерни промежуточного вала;
10 – большой зубчатый венец блока шестерен заднего хода; 15 – промежуточный вал;
16 – синхронизатор; 47 – вторичный вал;
18 – первичный вал.

 

 

Передачи переключают с помощью вилок (рис. 16), закрепленных на валиках. КП имеет шариковые фиксаторы. Замковое устройство по конструкции аналогично коробки передач ГАЗ-3307, но за место плунжеров используются шарики.

Рис. 16. Механизм переключения пе-редач автомобиля ЗИЛ-130

 

 

Схема переключения передач

 

 

Коробка передач трактора ДТ-75М четырехвальная, семиступенчатая, которая позволяет получить семь передач вперед и одну передачу заднего хода. С включенным увеличителем крутящего момента (УКМ) можно получить две пониженные резервные скорости на первой и второй передачах и одну пониженную скорость заднего хода. На всех остальных передачах (от третьей до седьмой) с включенным УКМ трактор будет двигаться со скоростью, полученной без УКМ, но пониженной на две передачи.

Коробка передач и задний мост смонтированы в одном чугунном корпусе, который разделен внутри литыми перегородками на отсеки. В переднем отсеке размещена коробка передач. В расточках передней и задней стенок этого отсека на подшипниках установлены четыре вала.

Коробка передач (рис. 17) состоит из корпуса 15, первичного 1, вторичного 18, дополнительного 37 валов и вала 36 заднего хода, шестерен и механизма переключения передач.

 

 

 

Рис. 17. Коробка передач трактора ДТ-75М: а — общий вид; б — блок повышенных передач; 1 —первичный вал; 2—каретка II и IV передач; 3 — валик переключения передач; 4 — направляющий кронштейн; 5 — фланец; 6 — рычаг;
7 — разделительная планка; 8 — ползун; 9, 12 — валики блокировки; 10, 31 — фиксаторы; 11 — ось; 13 — опорная планка; 14 — ось вилок; 15 — корпус; 16 — шестерня I передачи; 17 — шестерня II передачи; 18 — вторичный вал; 19, 21, 22, 23, 25— зубчатые колеса II, VII, IV, III передач; 20, 24 — распорные втулки; 26— регулировочные прокладки; 27 — стакан; 28 — каретка I и II передач; 29 — паразитная шестерня;
30 — зубчатая муфта; 32, 35 — двуплечие рычаги; 33 — ступица втулки; 34 — зубчатое колесо заднего хода; 36 — вал заднего хода; 37 — дополнительный вал; 38 — каретка VII передачи; 39 — сливная пробка; 40 — каретка V и VI передач; 41, 42 — зубчатые колеса постоянного зацепления

Первичный вал 1 установлен на роликовом и шариковом подшипниках. Наружная поверхность вала шлицевая. На переднем конце вала помещена зубчатая муфта 30, которая через соединительную муфту соединена с ведомым валом УКМ. Внутри отсека на шлицах вала установлена одна шестерня постоянного зацеплении и две подвижные каретки.

Вторичный вал изготовлен заодно с конической шестерней главной передачи. Передний подшипник вала запрессован в стакан, который прикреплен к стенке корпуса четырьмя болтами. Между фланцем стакана и стенкой корпуса установлены металлические прокладки 26, необходимые для регулировки зацепления шестерен главной передачи. Задней опорой вала является роликовый подшипник, наружная обойма которого запрессована в стакан, фиксируемый в корпусе винтом 43. На шлицы вторичного вала посажены ведомые шестерни. Их положение вдоль вала зафиксировано торцами подшипников и двумя распорными втулками.

По конструкции дополнительный вал и вал заднего хода одинаковы: в средней части они имеют шлицы, а на концах — гладкие шейки, которые установлены в подшипниках. На каждом валу в передней части помешены по одной шестерне постоянного зацепления, закрепленные стопорными кольцами.

На первичном валу 1 (рис. 18) жестко закреплена шестерня 2, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 15 вала 14 заднего хода. На этом валу также установлены на шлицах две каретки, имеющие по две шестерни: шестерни 3 и 4 включения III и IV передач и шестерни 5 и 6 для включения I и II передач.

Рис. 18. Схема коробки передач трактора ДТ-75М (а) и схема положений рычага переключения передач (б):

1 – ведущий вал; 2 – шестерня постоянного зацепления привода вала заднего хода;
3 – шестерня III передачи ведущего вала;
4 – шестерня IV передачи ведущего вала;
5 – шестерня I передачи ведущего вала;
6 – шестерня II передачи ведущего вала;
7 – ведомый вал; 8 – шестерня III передачи ведомого вала; 9 – шестерня IV передачи ведомого вала; 10 – шестерня I передачи ведомого вала; 11 – шестерня VII передачи ведомого вала; 12 – шестерня II передачи ведомого вала; 13 – малая коническая шестерня центральной передачи; 14 – вал заднего хода; 15 – шестерня привода вала заднего хода; 16 – передвижная шестерня вала заднего хода; 17 – промежуточный вал; 18 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 19 – шестерня V пере-дачи промежуточного вала; 20 – шестер-ня VI передачи промежуточного вала;
21 – шестерня VII передачи промежуточного вала.

 

Все подвижные шестерни коробки имеют специальные кольцевые канавки, в которые входят вилки переключения передач. Первичный вал пустотелый. Внутри него свободно проходит вал привода редуктора отбора мощности.

На вторичном валу 7 жестко закреплены шестерня 8 III передачи, шестерня 9 IV передачи, шестерня 10 I передачи, шестерня 11 VII передачи и шестерня 12 II передачи. На конце ведомого вала находится малая коническая шестерня 13 для привода механизмов заднего моста. При помощи регулировочных прокладок, расположенных под фланцем корпуса переднего шарикового подшипника ведомого вала, можно на небольшое расстояние перемещать в осевом направлении ведомый вал 7 вместе с конической шестерней 13. Это позволяет регулировать зазор в зацеплении между малой конической шестерней 13 и большой конической шестерней центральной передачи заднего моста.

В верхней части картера коробки (с правой стороны трактора) расположен вал 14 заднего хода. На его переднем конце жестко закреплена шестерня 15, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 2 ведущего вала. На заднем конце вала 14 на шлицах установлена передвижная шестерня 16 заднего хода.

Ниже вала заднего хода размещен промежуточный вал 17, на переднем конце которого закреплена шестерня 18, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 15 вала заднего хода. На этом же валу на шлицах установлены две каретки: передняя с шестернями 19 и 20 для включения V и VI передач и задняя с шестерней 21 для включения VII передачи. При включении от I до IV передачи крутящий момент от ведущего вала 1 через одну из четырех пар шестерен сразу передается на ведомый вал 7. В этом случае вал 14 заднего хода и промежуточный вал 17 вращаются вхолостую. Когда включены V, VI и VII передачи, работают все валы.

При включении первой передачи в зацеплении находятся шестерни 5 и 10; второй – 6 и 12; третьей – 3 и 8; четвертой – 4 и 9; пятой – 2, 15, 18, 19 и 8; шестой – 2, 15, 18, 20 и 9; седьмой – 2, 15, 18, 21 и 11; заднего хода – 2, 15, 16 и 10.

Передачи переключают рычагом 6 (см. рис. 17), который воздействует на ползуны 8 переключения. Вилками, установленными на них, перемещаются каретки (блоки скользящих шестерен). Над ползунами установлены штифтовые подпружиненные фиксаторы 10, которые входят в углубления в ползунах. Разделительные пластины 7 выполняют функцию замка. Коробка передач оснащена блокировкой, не позволяющей выключить и включить передачу при невыжатой муфте сцепления. Над штифтами фиксаторов установлены валики 9 и 12 блокировки с высверленными углублениями. Валики соединены рычагом с тягой управления выжимным подшипником муфты сцепления. При выжимании педали муфты сцепления валики поворачиваются и углубления в них размещаются над штифтами фиксаторов, позволяя последним подняться и переместить ползун 8 рычагом 6. При невыжатой педали муфты сцепления валики блокировки повернуты гладкой стороной над штифтами — они не могут подняться из углублений ползуна.

Шестерни и подшипники КП смазываются разбрызгиванием. Масло заливают через отверстие, вывернув пробку под полом кабины, а сливают через отверстие, закрываемое пробкой с магнитом в нижней части коробки. Контролируют уровень масла по щупу на пробке заливной горловины.

Коробка передач тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82) комбинированная с переключением передач скользящими шестернями, съемная.

Коробка предусматривает 18 передач вперед и четыре назад получаемые за счет удваивающего (понижающего) редуктора. Ее конструкция позволяет устанавливать ходоуменьшитель для получения замедленных технологических скоростей.

Коробка передач тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 (рис. 19) смонтирована в съемном корпусе 31 (вместе с двухступенчатым редуктором), а одноступенчатый понижающий редуктор расположен в корпусе, соединяющем двигатель и коробку передач между собой. Эти корпуса соединены болтами. Сзади корпус 31 присоединен болтами к корпусу заднего моста трактора. В корпусе 31 размещены первичный 29, промежуточный 21, вторичный 4 валы и вал 46 пониженных передач и заднего хода с шестернями и подшипниками, промежуточная шестерня заднего хода 47 и шестерни редуктора.

Первичный вал 29 вращается в двух шариковых подшипниках 28 и 35, из которых передний установлен в стакане 27, а задний в расточке вторичного вала 4. На шлицах вала сидят ведущая шестерня 30 четвертой и пятой передач и ведущая шестерня 32 третьей передачи, а также неподвижная шестерня 26 понижающего редуктора.

Промежуточный вал 21 трубчатый, внутри него проходит вал 12 привода ВОМ. Опорами вала служат впереди шариковый подшипник 24, помещенный в стакан, прикрепленный к корпусу коробки передач, а сзади — бронзовая втулка 13, запрессованная в расточенное отверстие ступицы шестерни 15 второй ступени редуктора. На валу неподвижно закреплены ведомые шестерни 19 и 20 соответственно третьей и четвертой передач, а также ведомая шестерня 22 пятой передачи (большой венец) и заднего хода (малый венец). Промежуточная шестерня 18 свободно сидит на ступице шестерни 19 и служит для передачи вращения от первичного вала 29 на вал 46 пониженных передач, валы привода бокового ВОМ и ходоуменьшителя. Шестерня 18 находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 32 третьей передачи. На шлицах вала 21 установлена подвижная ведущая шестерня 16 первой ступени редуктора, которая может входить в зацепление с ведомой шестерней 3 первой ступени или с ведущей шестерней 15 второй ступени редуктора. Наружный венец шестерни 15 находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 8 второй ступени редуктора, а внутренний служит для зацепления с шестерней 16.

Рис. 19. Коробка передач тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82. Схема положений рычага переключения передач:

1 — рычаг переключения передач; 2 — крышка: 3 — ведомая шестерня первой ступени редуктора; 4 — вторичный вал; 5 — пластинчатая пружина; 6 — регулировочные прокладки; 7, 14, 25, 27 — стаканы; 8 — ведомая шестерня второй ступени редуктора;
9 — ведущая шестерня главной передачи; 10 — гайка; 11 — конические роликовые подшипники; 12 — вал привода ВОМ; 13 —втулка; 15 — ведущая шестерня второй ступени редуктора; 16 — ведущая шестерня первой ступени редуктора; 17 —упорное кольцо; 18 — промежуточная шестерня; 19 — ведомая шестерня третьей передачи;
20 — ведомая шестерня четвертой передачи; 21 — промежуточный вал; 22 — ведомая шестерня пятой передачи и заднего хода; 23, 24, 28, 35 — шариковые подшипники;
26 — шестерня понижающего редуктора; 29 — первичный вал; 30 — ведущая шестерня четвертой и пятой передач; 31 — корпус; 32 — ведущая шестерня третьей передачи; 33 — вилка; 34 — ползун; 36 — шариковый фиксатор; 37 — кулиса; 38 — шаровая опора; 39 — чехол; 40 — пружинное кольцо; 41 — шестерня включения ходоуменьшителя; 42 — ведомая шестерня первой передачи и заднего хода; 43 — упорная шайба;
44 — стопорное кольцо; 45 — скользящая шестерня первой передачи и заднего хода;
46 — вал пониженных передач и заднего хода; 47 — промежуточная шестерня заднего хода; 48 — ось.

Промежуточная шестерня 47 заднего хода с запрессованной в нее втулкой вращается на неподвижной оси 48, она находится в постоянном зацеплении с меньшим венцом шестерни 22. Редуктор коробки передач имеет две ступени. Первая ступень редуктора дает первую, третью, четвертую и пятую передачи переднего хода и первую передачу заднего хода; другие передачи обеспечиваются второй ступенью. Шестерня 16 первой ступени (ведущая) скользящая, при перемещении назад включает вторую ступень, переключая этим редуктор.

Вторичный вал 4 установлен в конических роликоподшипниках 11 и изготовлен как одно целое с ведомой шестерней 3 первой ступени редуктора. Передний подшипник запрессован в перегородку корпуса, а задний помещен в стакан 7 с прокладками 6 для регулирования зацепления конической пары шестерен главной передачи. Внутренние зубцы шестерни 3 служат для соединения с зубцами шестерни 32 первичного вала при включении прямой передачи. На валу размещена ведомая шестерня 8 второй ступени редуктора. На шлицах заднего конца вала установлена и закреплена гайкой ведущая шестерня 9 главной передачи.

Вал 46 пониженных передач и заднего хода расположен с левой стороны корпуса, установлен в двух шариковых подшипниках и приводится во вращение ведомой шестерней 42 первой передачи и заднего хода. Вал имеет ступенчатую форму с гладкой цилиндрической поверхностью посредине и со шлицами по концам. Впереди на шлицах установлена скользящая шестерня 45 первой передачи и заднего хода и шестерня 41 включения ходоуменьшителя.

Ведомая шестерня 42 находится в постоянном зацеплении с малым венцом промежуточной шестерни 18; она сидит на валу свободно. Если шестерня 41 включения ходоуменьшителя будет перемещена до упора в ведомую шестерню 42, она своими внутренними шлицами соединится с наружными шлицами ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять жесткую систему. Такое положение шестерен 41 и 42 соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.

Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36. Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости.

Понижающий редуктор (рис. 20) расположен в корпусе 8 муфты сцепления и редуктора двухскоростного независимого привода заднего вала отбора мощности. На переднем конце первичного вала 7 неподвижно на шлицах закреплена шестерня 6 с двумя венцами. На заднем конце вала муфты сцепления расположен зубчатый венец 4, и на нем свободно сидит зубчатая муфта 2. Между шариковым подшипником и зубчатым венцом на валу 13 муфты сцепления помещена шестерня 1 с двумя зубчатыми венцами. Шестерня 1 размещена на валу свободно – на игольчатом подшипнике 12. К корпусу коробки передач прикреплен болтами кронштейн 11, на нем в двух шариковых подшипниках 10 установлен блок шестерен 9 с двумя венцами, из которых больший (со стороны муфты сцепления) находится в постоянном зацеплении с шестерней 1, а меньший – с шестерней 6 первичного вала 7. Зубчатая муфта 2 может входить в зацепление с малыми венцами шестерен 1 и 6. Когда муфта находится в зацеплении с малым венцом шестерни 6, редуктор выключен, валы 13 и 7 вращаются с одинаковой частотой. Когда зубчатую муфту вводят в зацепление с малым венцом шестерни 1, редуктор включается. Вращение от вала 13 к первичному валу 7 передается через шестерни 1–9а и 9б–6. Зубчатую муфту 2 включают вилкой 3 при помощи рычага 5.

 

Рис. 20. Понижающий редуктор коробки передач тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82: 1 – ведущая шестерня редуктора; 2 – зубчатая муфта; 3 –вилка; 4 – зубчатый венец вала муфты сцепления; 5 – рычаг включения редуктора; 6 – ведомая шестерня редуктора; 7 – первичный вал коробки передач; 8 – корпус муфты сцепления; 9 – промежуточный блок шестерен редуктора; 10 – шарикоподшипник; 11 – кронштейн; 12 – игольчатый подшипник; 13 – вал муфты сцепления.

При включении передач (без редуктора) в зацеплении участвуют следующие шестерни (рис. 21): первая передача – 5–6, 11–12, 14–4, 8–7; вторая – 5–6, 11–12, 14–4, 10–9; третья – 5–13, 8–7; четвертая – 3–4, 8–7; пятая– 1–2, 8–7; шестая – 5–13, 10– 9; седьмая – 3–4, 10–9; восьмая – 1–2, 10–9; девятая (прямая); задний ход I –5–6, 11–12, 14–15, 15–16, 8–7; задний ход II –5–6, 11–12, 14–15, 15–16, 10–9. При включении редуктора в зацепление входят шестерни 21–22, 23–45.

Передаточное число понижающего редуктора равно 1,36.

Рис. 21. Кинематическая схема коробки передач трактора МТЗ-80: l — пони-жающей редуктор; 2 — коробка передач

 

На тракторах последних выпусков применяют блокировку пуска пускового двигателя или электростартера. Эта система позволяет произвести пуск пускового двигателя только при нейтральном положении рычага КП трактора. С этой целью в крышке КП установлены втулка с включателем и подвижная рамка.

Сущность блокировки заключается в том, что при перемещении рычага из нейтрального положения рамка под действием рычага нажимает на включатель, который замыкает первичную обмотку магнето на «массу». Чтобы пустить пусковой двигатель, надо обязательно установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: