Работа 4. Гигиеническая оценка расписания уроков.




1. Изучите гигиенические требования к составлению расписания уроков учащихся. Основную информацию законспектируйте в тетрадь для практических работ.

Гигиенические требования к расписанию уроков в школе

· Общая учебная нагрузка не должна превышать указанную в учебных планах Российской Федерации (1 – 3 классы – 25, 5 класс – 31, 6 класс – 32, 7 класс – 34, 8 – 9 классы – 35, 10 – 11 классы – 36 часов в неделю соответственно).

· В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся.

· Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, по литературе для написания сочинений, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5 - 9 классов допускаются только при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузы продолжительностью не менее 30 минут.

· В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

· При составлении расписания следует чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

· Школьное расписание уроков строится с учетом динамики дневной и недельной умственной работоспособности учащихся.

· В течение дня работоспособность изменяется следующим образом: на первом уроке работоспособность школьников невысока; наивысшая работоспособность отмечается на 2 - 3 уроке; на 4 уроке появляется тенденция к снижению трудоспособности; на 5 и 6 уроках возможен некоторый подъем активности (рис. 1).

· В течение недели работоспособность изменяется следующим образом: вторник и среда могут быть заполнены более трудными предметами, так как в эти дни самая высокая работоспособность; в четверг работоспособность снижается; в понедельник и пятницу работоспособность относительно низкая; в субботу возможно повышение работоспособности (рис. 2).

 

 

       
   

 

 


2. Проанализируйте, исходя из гигиенических требований к расписанию, один из предложенных учебных дней и учебную неделю. При выполнении задания, используйте следующий алгоритм действий:

 

Ход работы:

1. Выписать в тетрадь дневное и недельное расписание занятий для учащихся Вашего класса.

2. Оценить расписание одного из учебных дней (по выбору студента), всё недельное расписание:

2.1. Против каждого предмета проставляют оценку в баллах по ранговой шкале трудности уроков (см. приложение 1 в конце работы).

2.2. Подсчитывают сумму баллов за каждый день недели. Полученные цифровые данные используют для построения графика, где на оси абсцисс обозначены дни недели, а на оси ординат - сумма баллов за каждый день (рис.4).

2.3. Выбрать один из учебных дней для анализа. Полученные данные используют для построения графика (рис. 3).

2.4. Сравнить полученную кривую с динамикой работоспособности в течение учебного дня, недели, используя дополнительную информацию.

 

 


3. Если расписание составлено нерационально, предложить альтернативный вариант, соответствующий гигиеническим требованиям.

 

4. Оформление работы. Зафиксировать в тетради недельное, дневное расписание класса, дать его оценку в баллах, построить графики распределения недельной и дневной нагрузки, составить альтернативный (правильный) вариант расписания. Предложите альтернативные графики изменения работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели.

 

Приложение 1

Ранговая шкала трудности уроков

(САНПиН, 2002)

Предмет Баллы Предмет Баллы
Математика, алгебра, геометрия   Естествознание, ОБЖ, география, биология  
Иностранный язык   Физкультура, ритмика  
Физика, химия   Труд, основы вычисл. техники  
История, экономика   Черчение, рисование  
Русский язык, МХК, литература   Пение  

 

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: