Письмо Министерства образования России от 9 июня 1994 г. №59-М
Туристско-краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, вос-
питания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени. Да-
же в сложных социально-экономических условиях, сложившихся в настоящее время в
стране, она остается одной из стабильных и перспективных, о чем свидетельствует факт
роста сети центров и станций юных туристов, детских туристских баз.
В последние годы заметно усилился интерес к отечественной истории, краеведению, что
способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культу-
ре, природному достоянию. В Российской Федерации развертывается туристско-краеведче-
ское движение «Отечество», которое базируется на многолетнем опыте поисково-исследо-
вательской и собирательской деятельности. Органам и учреждениям системы образования
в этот сложный период необходимо сохранить бесценный опыт организации школьных му-
зеев разных профилей, туристских объединений учащихся, изыскать различные, в том чи-
сле финансовые, возможности для дальнейшего развития школьного краеведения. В этих
целях активнее использовать новую должность «педагог-организатор».
Практика работы центров и станций юных туристов показывает, что в настоящее время
наиболее эффективной формой организации туристско-краеведческой деятельности уча-
щихся являются полевые туристские лагеря, которые требуют минимальных экономичес-
ких затрат и дают высокий педагогический эффект. Туристские полевые лагеря способст-
вуют не только сохранению состава детских объединений, но и решению вопросов продол-
жения учебного процесса, подготовки детского туристского и краеведческого актива, обме-
ну опытом работы педагогов, повышению их квалификации. Рекомендуем шире развивать
сеть полевых профильных лагерей по видам туризма и направлениям краеведческой дея-
тельности (истории, этнографии, экологии, археологии и др.), используя имеющийся опыт
работы, кадровый потенциал, материальную базу центров и станций юных туристов. К их
организации целесообразно привлекать взрослый туристский актив, туристские клубы.
Прием в эти лагеря может осуществляться по путевкам органов управления образованием,
центров и станций юных туристов, реализуемых по месту работы родителей.
Необходимо усилить внимание к работе детских туристcких баз, обеспечению их посто-
янной загрузки в соответствии с профилем деятельности. Это возможно при условии тес-
ного взаимодействия станций юных туристов, обеспечивающих содержание деятельности
учащихся и баз, предоставляющих финансовые и материальные возможности для реализа-
ции образовательных программ. Целесообразно рассмотреть вопрос выделения использу-
емых не в полной мере помещений, принадлежащих системе образования, станциям и цен-
трам юных туристов под организацию туристских баз.
Сложившаяся практика проведения комплексных экскурсий по предметам школьной
программы в учебное время должна быть продолжена, особенно для учащихся сельских
школ. Помимо экскурсионной программы целесообразно предусматривать учебную работу
в компьютерных классах, посещение промышленных предприятий. В жестких экономичес-
ких условиях, когда многие школьники не имеют возможности совершать дальние экскур-
сии, могут осуществляться программы, ориентированные на изучение родного края, исто-
рического и культурного наследия своего региона.
Рекомендуем эффективнее использовать в этих целях материальную базу образова-
тельных учреждений всех типов. Встречаются случаи, когда директора учреждений образо-
вания отказывают туристским группам в ночлеге, что недопустимо. Руководителям образо-
вательных учреждений рекомендуется устанавливать прямые контакты между учреждени-
ями на договорной основе с целью открытия временных лагерей и баз на условиях прямо-
го обмена, что позволит значительно сократить расходы.
357
В связи с распадом системы взрослого самодеятельного туризма теряются складывав-
шиеся десятилетиями формы работы, которые успешно использовались в детско-юноше-
ском туризме. Это, прежде всего, подготовка общественных туристских кадров: туристских
организаторов, инструкторов туризма, тренеров по туризму и других. Необходимо принять
все меры по сохранению системы подготовки общественных туристских кадров и исполь-
зованию их потенциала. Центрам и станциям юных туристов при активной помощи струк-
тур повышения квалификации педагогических кадров нужно продолжить работу по подго-
товке инструкторов по туризму, туристских организаторов, созданию лицейских классов
для профессиональной ориентации старших школьников.
В последние годы в систему детского туризма пришли многие работники туристских
клубов, советов по туризму и экскурсиям, общественный туристский актив. Как правило,
они имеют большой туристский опыт, однако, в большинстве своем, не имеют педагогиче-
ского образования и стажа, что сказывается при установлении им разряда по оплате труда.
При проведении аттестации работников станций, центров юных туристов, туристских баз,
необходимо принимать во внимание профессиональную подготовку, туристские звания и
разряды. Министерство рекомендует направлять этих специалистов на курсы повышения
квалификации, оказывать им помощь в получении высшего педагогического образования.
Рекомендуем в этой работе использовать опыт Центра детско-юношеского туризма Мини-
стерства образования Российской Федерации и Московского государственного открытого
педагогического института по заочному обучению на платной основе работников станций
юных туристов по специальности «Социальная педагогика» (специализация, «туризм и кра-
еведение»), оплачивая их обучение за счет заинтересованных организаций и учреждений.
Для обеспечения безопасности проводимых туристско-краеведческих мероприятий ва-
жным является вопрос организации и работы маршрутно-квалификационных комиссий
(МКК) органов управления образованием, которые необходимо создать при каждой стан-
ции юных туристов. Полномочия МКК будет давать Республиканская маршрутно-квалифи-
кационная комиссия, работающая при Центре детско-юношеского туризма Министерства
образования Российской Федерации. Категорийные походы с учащимися должны совер-
шаться только после рассмотрения заявленных в МКК документов. Все туристские меро-
приятия должны проводиться в строгом соответствии с «Инструкцией по организации и
проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий (путешествий) с учащимися, вос-
питанниками и студентами Российской Федерации», введенной в действие приказом Мини-
стерства образования Российской Федерации от 13.07.92 № 293.
Центрам и станциям юных туристов рекомендуется установить тесные контакты с терри-
ториальными поисково–спасательными службами и отрядами Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации пос-
ледствий стихийных бедствий, преобразованными из туристской контрольно-спасательной
службы. Необходимо разработать планы совместной деятельности, профессиональной
подготовки работников детского туризма по проведению профилактических и спасатель-
ных работ, подготовке юных спасателей из числа учащихся.
Заместитель Министра А.Г.Асмолов