Регулируемые государством цены на автотранспортные услуги применяются при обслуживании государственных (муниципальных) контрактов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. В основе установленных тарифов лежит использование затратного механизма ценообразования. Затратный подход опирается на установление тарифа исходя из средних издержек по доставке того или иного товара с учетом величины прибыли на нормативном уровне (20...30%). В ряде случаев органы государственного управления снижают цену, необходимую автотранспортному предприятию для возмещения затрат, предоставляя определенные льготы в рамках налогов, регулирование которых является компетенцией субъектов Российской Федерации. Затратный подход обычно используется при перевозке социально значимых грузов.
Формула расчета тарифа при затратном методе имеет следующий вид:
Ц=S+П=S(1+R),
где S — себестоимость перевозки 1 т грузов;
П — прибыль;
R — рентабельность автотранспортной продукции (отношение прибыли к расходам).
При этом расчетная рентабельность автотранспортной услуги при обеспечении государственного заказа принимается не с позиции конкретного хозяйствующего субъекта (автотранспортного предприятия), а формируется на основе средних издержек предложения (автотранспортной составляющей) в конечной цене товаров, реализация которых осуществляется государством (субъектом Российской Федерации, муниципалитетом). При данном методе построения тарифа автотранспортному предприятию следует рассчитывать объем автотранспортной услуги (объем перевозок грузов), при котором хозяйствующий субъект не будет иметь убытки. Как известно, при увеличении объема перевозок (Q) себестоимость перевозки 1 т (S) снижается (рис. 9.1). Для определения критического объема перевозок грузов необходимо провести вариантные расчеты с различной величиной рентабельности перевозок грузов.
Рис. 9.1. Зависимость себестоимости перевозок грузов S от изменения объемов перевозки Q
Рис. 9.2. Определение безубыточности автотранспортной деятельности:
D — доходы; С — расходы; D(R) — доходы при уровне рентабельности R; Въ Bi — точки безубыточности;
Qx, Q2 — объемы перевозок грузов
На рис. 9.2 представлен метод графического определения точки безубыточности автотранспортной деятельности (перевозок грузов). Условно принимаем варианты: R1= 35% и R2 = 20%.
Как видно из рис. 9.2, точка безубыточности перевозок грузов (В1) при варианте рентабельности R1 = 35%достигается при меньшей величине расчетного объема перевозок, чем при рентабельности R2 = 20% (Q1 < Q2), где точка Q2 соответствует точке безубыточности В2 при рентабельности R2.
Автотранспортные предприятия и другие экономические субъекты, функционируя в условиях рыночной экономики, при осуществлении расчетов тарифов должны учитывать соотношение спроса и предложения на услуги:
Ц=S(1+R)
где Ц — цена единицы автотранспортной услуги (перевозки 1 т конкретного вида груза в соответствии с классификатором номенклатуры грузов);
R — расчетная рентабельность перевозок грузов;
Qc — спрос на перевозку грузов;
Qn — предложение соответствующих провозных возможностей.
Под спросом Qc понимается платежный спрос клиентуры на перевозки определенного вида груза. Предложение Qu представляет собой стоимостное выражение автотранспортных услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами, имеющими соответствующий автотранспортный потенциал провозных возможностей. Спрос и предложение могут быть выражены как в стоимостном, так и в натуральном измерении (в числе автотранспортных средств соответствующего типа).
Учитывая инфраструктурный характер автотранспортных услуг, при построении и окончательном согласовании с клиентом уровня тарифа на перевозку грузов возможен учет потребительского эффекта в связи с повышением качества автотранспортного обслуживания, например сокращение производственных запасов у клиента, ускорение скорости доставки груза, экономия затрат клиента при оказании услуг по погрузочно-разгрузочным операциям (наличие подвижного состава с грузоподъемным бортом) и т.п. В этих случаях по согласованию с клиентом часть потребительского эффекта Пэ может быть расчетно включена автотранспортным предприятием при определении тарифа за услуги:
Ц = S + Пэ.
Такую схему целесообразно использовать при автотранспортном обслуживании постоянных клиентов при значительных объемах перевозок грузов.