Рыночный метод ценообразования




На рынке автотранспортных услуг в условиях конкуренции функционирует множество хозяйствующих субъектов, предлага­ющих перевозки грузов по ценам, компенсирующим издержки на эксплуатацию и получение максимально возможной величины прибыли, и множество потребителей (клиентуры), желающих снизить автотранспортные издержки на единицу полезного эф­фекта и соответственно цену приобретения услуги. При обеспече­нии равных условий работы для хозяйствующих субъектов авто­транспортной деятельности в соответствующем сегменте рынка (единое правовое поле, отсутствие демпинга, соблюдение нало­говой дисциплины), цена за перевозку грузов устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения при согласованном интересе контрагентов перевозочного процесса. Указанная цена является равновесной рыночной ценой (тарифом) при условии определяющего ее влияния на величины спроса и предложения на рынке автотранспортных услуг.

 

 


 


Рис. 9.3. Формирование равновесной цены (тарифа):

I — зона дефицита; II — зона избытка провозных возможностей; Бо — точка равновесия спроса и предложения

 

Рассмотрим механизм рыночного ценообразования при графи­ческом изображении процесса формирования равновесной цены (рис. 9.3). Тенденцию изменения спроса в зависимости от цены перевозки грузов обозначим через С. Тенденция изменения пред­ложения услуг хозяйствующих субъектов автотранспортной дея­тельности в зависимости от цены предложения обозначим через А. На рынке услуг установится цена Ц (при которой величина спро­са Qc0 равна величине предложения QА0,соответствующая точке Во, т.е. Q C0 = Qao = QQ. Если клиент предполагает получить услуги по перевозке грузов по более низкой цене Ць то при этом уровне цены (тарифа) спрос С превышает предложение А, т.е. возника­ет ситуация дефицита предложения (I), измеряемого разностью Qc1 – Qa1, что будет влиять на рост цены до уровня Цо, при кото­ром спрос сравняется с предложением.

Если же перевозчики намерены предложить услуги по более высокой цене Ц2, то в этой ситуации возникает избыток про­возных возможностей (II), измеряемого разностью QA2 - QC2, что повлияет на процесс уменьшения тарифа до уровня равновесной цены Цо. На рынке автотранспортных услуг могут реализоваться различные сценарии изменения спроса и предложения. На вели­чину спроса могут влиять неценовые факторы, например более высокий уровень требований клиентуры по качеству автотранс­портного обслуживания (срок доставки, ценность перевозимого товара, реализация технологий и т.п.), что предопределит сме­щение кривых спроса при фиксированном характере функции предложения (независимой от неценовых факторов). Как видно из рис. 9.4, по мере увеличения спроса (учет неценовых факторов) соответствующая кривая перемещается из положения С1 в поло­жение С2 и далее в положение С3, при этом точка равновесия перемещается из В1 в В2 и затем в В3.. Равновесная цена соответ­ственно возрастает от величины Ц1до Ц2 и Ц3. При рассмотрении ситуации снижения спроса наблюдается обратный процесс сни­жения уровня равновесной цены на перевозки грузов.


 

Рис. 9.4. Влияние изменения спроса Q на величину рав­новесной цены:

С1, С2, С3 — кривые спроса на перевозки; А — функция пред­ложения; Ць Ц2, Ц3 — равно­весные цены; Ви Въ В3 точ­ки равновесия спроса и пред­ложения

 


В настоящее время определенные сегменты рынка автотранс­портных услуг характеризуются избыточным предложением (в связи с отсутствием системы мониторинга спроса и предложения, на­личием нелигитимных участников автотранспортной деятельнос­ти) при неизменной функции спроса (независимой от неценовых факторов).


 

 


Рис.9.5. Влияние изменения предложения услуг А на величину равновесной цены Ц:

А1, А2, А3 — функции предложения;

С — функция спроса;

В1 В2, В3 точки равновесия спроса и предложения;

Ц1, Ц2, Цз — равновесные цены


 

Анализ рис. 9.5 показывает, что по мере снижения уровня пред­ложения с А3 до А2 и затем А] при фиксированной функции спро­са С точка равновесия спроса и предложения перемещается в зону более высокой равновесной цены с Ц3 в Ц2 и затем в Ць что позволяет перевозчикам не только компенсировать текущие из­держки по эксплуатации, но и обеспечить более высокий уровень финансовой устойчивости (в случае зависимости предложения от неценовых факторов). Если на рынке автотранспортных услуг дей­ствуют ценовые и неценовые факторы изменения функций спро­са и предложения, равновесная цена определяется в зависимости от тех факторов, которые окажут наибольшее воздействие на си­туацию.

Как показано ранее, формирование тарифной политики в си­туации, близкой к совершенной конкурентной среде, осуществ­ляется под влиянием спроса и предложения в конкретном сег­менте рынка автотранспортных услуг. Но практически на данном этапе развития рынка услуг по перевозкам грузов превалирующее влияние оказывает на уровень тарифов стремление участников рынка к компенсации автотранспортных издержек и получении максимальной прибыли с использованием принципов ведения автотранспортного бизнеса в условиях несовершенной конкурент­ной среды. С учетом этого необходимость реализации мер государ­ственного регулирования по созданию равных условий для хозяй­ствующих субъектов вне зависимости от форм собственности, места регистрации и обеспечению налоговой дисциплины является объ­ективным условием функционирования рыночного механизма ценообразования на автотранспортные услуги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: