Механизмов, вовлекаемых как симультанно, так и




сукцессивно и направленных на удовлетворение

доминирующих в данный момент потребностей

организма.

7. Бихевиоризм и необихевиоризм.

Практически параллельно с работами Павлова в США

возникает новое направление – психология поведения,

созданное Э. Торндайком и Дж.Уотсоном.

Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (1874 – 1949) —

американский психолог и педагог. Проводил исследования

поведения животных, направленного на то, чтобы выйти из

„проблемного ящика“. Трактовал научение как

установление связи между ситуациями и движениями, в

дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для

фиксации результативности поведения животного, которое

описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так

называемая „кривая научения“.

Уотсон (Watson) Джон (1878 – 1958) американский

психолог, основатель бихевиоризма. Автор

программной статьи этого направления „Психология

с точки зрения бихевиориста“, написанной в 1913 г.

В противовес интроспективной психологии,

предложил опираться исключительно на

объективные методы, требования к которым

разработаны в естественных науках.

Понимал в качестве предмета психологии поведение

человека от рождения до смерти, а основной задачей

считал предсказание поведения и контроль за ним.

На основе своей теории психического развивал

методы поведенческой психотерапии.

Проблемная клетка Э. Торндайка

В качестве инструмента использовалась «проблемная клетка»

с голодной кошкой. Если кошке удавалось выбраться из

клетки – она получала подкрепление.

Процесс обучения можно было выразить графически – через

кривую обучения.

Торндайк сформулировал законы обучения:

Закон эффекта –связь между ситуацией и реакцией

усиливается если она вызывает состояние удовлетворения и

ослабляется если вызывает неприятное состояние;

Закон упражнений – связь между ситуацией и реакцией

усиливается от повторения и ослабляется от неповторения.

Эти законы легли в основу нового направления –

бихевиоризма.

Основной принцип – поведение построено из секреторных и

мышечных реакций, которые определяются внешними

стимулами.

Скиннер Беррес Фредерик (1904 – 1990) — американский

психолог, создатель концепции „оперантного бихевиоризма“. В

качестве ключевого ввел понятие „оперантного обусловливания“,

которое характеризуется тем, что в его рамках образование

условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно

Возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в

„классическом“ обусловливанииИ.П. Павлова

Выступал с критикой необихевиоризма за введение

„промежуточных переменных“ между стимулом и реакцией, так

как полагал достаточным образование связей между стимулами,

реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных

экспериментальных методик, например, „скиннеровскую камеру“.

Выступал с критикой необихевиоризма за введение

„промежуточных переменных“ между стимулом и реакцией, так

как полагал достаточным образование связей между стимулами,

реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных

экспериментальных методик, например, „скиннеровскую камеру“.

КЛАССИЧЕСКИЕИИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВНЫЕ

РЕФЛЕКСЫ

Сходство:

• угасают при неподкреплении,

• могут восстанавливаться непроизвольно,

Различия:

• Процедура выработки (Индифферентный, который становится

условным, и безусловный стимулы);

• Разные эффекторные системы (вегетатика и двигательная

система);

• Разное количество сочетаний, необходимых для образования УР

(для классического – сотни, для инструментального – десятки);

• УР в классическом УР является копией безусловной реакции, в

инструментальном УР она может быть любой;

• Классический УР формируется по принципу «ассоциации по

смежности», инструментальный – по принципу «проб и

ошибок».

Сначала считалось, что при обучении животные должны

совершать определенный набор движений. Работы Толмена по

изучению поведения крыс в лабиринте показали, что в процессе

исследовательского поведения животное приобретало

«когнитивную карту» - прекрасно ориентировалось и знало какие

действия к чему могут привести. В павловской школе этот тип

обучения назывался «латентным».

Латентное обучение— формирование определенных навыков в

ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и

они оказываются невостребованными. Основано на формировании

у субъекта в результате его ориентировочно–исследовательской

деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней.

Понятийное оформление понятия „латентного обучения“ сыграло

ключевую роль в эволюции бихевиоризма. Идеолог

необихевиоризма Э. Толмен трактует научение как когнитивное

действие.

Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс (1886 – 1959,

создатель „когнитивного“ направления

необихевиоризма. Автор программной книги

„Целевое поведение у животных и человека“. Его

вариант психологии был противопоставлен

элементаристскому подходу Дж. Уотсона и

основывался на идее целостного, или „молярного“,

подхода к анализу поведения.

Единицей поведения признавался целостный акт,

разворачивающийся на основе мотива,

направленный на определенную цель и

опосредствованный когнитивными картами,

которые представляют собой знания и ожидания,

формирующиеся в опыте.

 

8. Интегративный подход: человек-нейрон-модель. Концептуальная рефлекторная дуга Е.Н.Соколова. Понятия: рецептор, предетектор, детектор, командный нейрон, модулирующий нейрон, мотонейрон.

Человек

Модель нейрон

Стратегия базируется на сочетании психологических и

поведенческих методов с регистрацией активности отдельных

нейронов и интеграция полученных результатов в рамках

формальной модели, построенной из нейроноподобных элементов.

Концептуальная рефлекторная дуга является

концентрированным представлением интеграции

психофизических и нейробиологических данных.

Построенная модель как структурное воплощение

рабочей гипотезы позволяет в количественной форме

представлять вытекающие из неё психофизические и

нейробиологические следствия и проверять их в натурных

экспериментах на психофизическом, поведенческом и

нейрональном уровне.

Если прогнозы компьютерной модели совпадают с

результатами натурных экспериментов, то модель

сохраняется и используется для новых предсказаний

натурных экспериментов. В противном случае, в модель

вносятся изменения, позволяющие, сохранив ранее

достигнутые прогнозы, включить те, которые были

получены в результате введенных изменений.

Термин "концептуальная рефлекторная дуга" ведет свое

начало от термина "концептуальная нервная система",

введенного Д. Хеббом в 50-х годах прошлого столетия.

"Концептуальная нервная система" является блок-

схемой, состоящей из основных систем, образующих

мозговуюорганизацию: блока переработки информации,

блока регуляции функционального состояния и

исполнительного блока. В ходе изучения отдельных

нейронов выяснилось, что "концептуальная рефлекторная

дуга" и "концептуальная нервная система" тесно связаны.

Так, блок переработки информации является

иерархически построенной многослойной организацией

детекторов; блок регуляции функционального состояния

образован множеством модуляторных нейронов; а

исполнительный блок - многоуровневым комплексом

командных нейронов.

Изучая детекторы, модуляторные нейроны и командные

нейроны, мы получаем данные о характеристиках

основных блоков "концептуальной нервной системы".

Интеграция результатов исследования на системном и

нейрональном уровне открывает путь для сближения

нейропсихологии и психофизиологии. Такую

интеграциюможно обнаружить в работах А.Р. Лурии,

объединивших изучение локальных поражений мозга с

регистрацией таких психофизиологических

индикаторов как изменения электрической активности

мозга.

 

Детектор  
Командный нейрон
Модулирующий нейрон
мотонейрон
Мотонейрон
эфектор
эфектор

 

 

КРД является схемой, представляющей передачу сигналов в

цепи нейронов от рецепторного уровня до реализации

поведенческой реакции. Стимул (S), действующий на

локальный участок рецепторной поверхности, активирует

группу рецепторов на участке рецептивного поля нейрона-

детектора (D), с которым эти рецепторы связаны. Детектор

возбуждается только тогда, когда стимул попадает на участок

его рецептивного поля. Аксон локального детектора образует

синаптический контакт на командном нейроне (КН).

Аналогичным образом другие детекторы, выделяя локальные

участки рецепторной поверхности, также конвергируют на

командном нейроне, образуя множество параллельных

каналов передачи информации командному нейрону. В

результате такой параллельной системы передачи информации

рецептивное поле командного нейрона образует

суперпозицию рецептивных полей детекторов, охватывая всю

рецепторную поверхность.

Командный нейрон связан синаптически с группой

мотонейронов параллельными путями. В результате

возбуждения командного нейрона активируется вся

группа мотонейронов, создавая в мышечных

единицах, связанных синаптически с

мотонейронами, сложный двигательный паттерн.

Таким образом, возбуждение командного нейрона

определяет целостный поведенческий акт или

фрагмент поведения. Локальный детектор связан,

кроме того, прямо с отдельным мотонейроном,

включая локальнуюдвигательную реакцию в

условиях, когда командный нейрон не

функционирует.

Сигнал локального детектора поступает также на

модуляторный нейрон (МДН), который образует

синаптические контакты на пресинаптических

участках аксонов детекторов и соме командного

нейрона. Модуляторный нейрон содержит медиатор

серотонин, который активирует потенциал-

зависимые кальциевые каналы пресинаптических

окончаний, вызывая усиление входа в них ионов

кальция, который увеличивает выброс медиатора и

повышает эффективность синаптической передачи

от детектора к командному нейрону. Действуя на

сому командного нейрона, модуляторный нейрон

активирует в нем эндогенные пейсмекерные

потенциалы.

 

Реце́птор — сложное образование, состоящие из терминалей (нервных окончаний) и дендритов чувствительных нейронов, глии и специализированных клеток других тканей, которые в комплексе обеспечивают превращение влияния факторов внешней или внутренней среды (раздражение) в нервный импульс. Эта внешняя информация может поступать на рецептор в форме света, попадающего на сетчатку; механической деформации кожи, барабанной перепонки или полукружных каналов; химических веществ, проникающих в органы обоняния или вкуса.

Нейроны командные - нейроны, запускающие определенные двигательные акты.

Мотонейрон (лат. motor — приводящий в движение + нейрон; син. нейрон двигательный) — крупная нервная клетка в передних рогах спинного мозга. Мотонейроны обеспечивают моторную координацию и поддержание мышечного тонуса. [1] [2]

Мотонейроны называют по той мышце, которую они иннервируют (четырёхглавые, икроножные, полусухожильные и т. п.). [2]

Различают альфа-мотонейроны и гамма-мотонейроны

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: