Экспериментальные исследования образной памяти (психонервной деятельности) в работах И.С. Бериташвили




Рефлексы, замыкающиеся после одного сочетания, ряд исследователей выделяют в особую разновидность высшей нервной деятельности, представляя их «одно­моментной» формой обучения. В 1935 г. появилась кон­цепция И.С.Бериташвили, из которой следует, что у всех позвоночных животных и человека имеется осо­бая форма деятельности мозга — психонервная деятель­ность, или образная память. Суть психонервной дея­тельности состоит в том, что у животных возникает определенный образ при однократном восприятии конкретных явлений окружающей действительности (пищи, врага и т.д.), т.е. всех тех объектов внешней среды, которые имеют какую-либо связь с биологически важным состоянием животного (кормлением, самоза­щитой или размножением). Такой тип поведения вклю­чает информационный (образ) и мотивационно-эмо-циональный компоненты. Целостные «представления» о среде животным приобретаются при его первом же попадании в данную среду, в процессе ее активного

ориентировочно-исследовательского освоения. Что ка­сается условных рефлексов, вырабатываемых по мере повторных сочетаний, то они, по мнению И.С.Бери­ташвили, образуются на основе автоматизированного образного поведения.

Таким образом, поведение психонервного типа направляется образами («представлениями») внешних объектов. Согласно современным взглядам зарубежных исследователей, «когнитивные карты» у животных фор­мируются подобным же образом, однако западные исследователи при рассмотрении концепции опознава­тельных карт», как правило, апеллируют лишь к поло­жениям Э.Толмена, впервые введшего этот термин к поставившего ряд остроумных экспериментов для обос­нования своего антибихевиористского подхода в 1946— 1948 гг. Концепция И.С.Бериташвили не может быть сведена к положениям гештальтпсихологии. Основа­тель гештальтпсихологии В.Кёлер и его последователи считают гештальт (образ) такой формой деятельности мозга, которая не является результатом накопления организмом индивидуального опыта, а существует в мозгу «заранее». При этом в процессе осуществления, сложного поведения новые трудные задачи решаются организмом благодаря врожденному инсайту, т.е. вне­запному внутреннему озарению, а не путем использо­вания ранее приобретенных навыков или выработки новых в соответствии с новыми обстоятельствами.

19. Импринтинг. Сензитивные периоды.

Импринтинг

У выводковых птиц имитационный рефлекс в

виде реакции следования особенно хорошо

выражен. Он возникает сразу после рождения в

ответ на первый же движущийся объект, с

которым птенец впервые вступает в контакт.

Для каждой птицы движущийся объект

экспериментально может быть подобран

индивидуально (мать, другие виды птиц,

человек или любые движущиеся объекты).

Такая форма «одномоментного» обучения

называется импринтинг (запечатление).

Запечатление стимула происходит лишь на

определенной стадии развития организма

(«сенситивный» или «критический» период). Связь с

жизненно важным сигналом среды, возникшая в

сенситивный (чувствительный) период, сохраняется в

памяти на всюжизнь, т.е. импринтинг – процесс

необратимого следообразования в нервной системе.

Способность к импринтированиюобычно возникает

сразу после рождения, быстро увеличивается и затем

постепенно снижается. Продолжительность

сенситивного периода значительно отличается у разных

видов животных. Внутреннее состояние и окружающая

среда, представляющие возможность возникновения

стресса, являются факторами, ограничивающими

чувствительный период запечатления.

20. Подражательные (имитационные) условные рефлексы. Рефлекс следования. Зеркальные нейроны.

Явление подражания широко распространено у

позвоночных животных.

По мнению И.П. Павлова, при помощи

подражательного рефлекса у животных

складывается сложное социальное (а также и

индивидуальное) поведение.

Явление подражания в наиболее простой

форме проявляется у стайных и стадных

животных в виде рефлекса следования. При

этом нередко рефлекс следования резко

выражен и носит характер «слепой» реакции,

возникающей даже при неадекватных

условиях. Например, стайные рыбы могут

следовать не только друг за другом, но и за

«стаей» муляжей рыб.

Способность к повторению действий другого животного без

направленной выработки и подкрепления имеет место у

широкого круга позвоночных. Например, у мышей и крыс

существует реакция следования за «лидером», реагирующим

определенным образом на условный стимул.

Показано, что после обучения мышей по методике «зритель –

актер» особи-«зрители» в контрольных опытах находят

кормушку быстрее, чем нетренированные мыши.

Подражательное поведение у птиц занимает значительное

место в формировании их видового и индивидуального

поведения (пение, освоение кормовых мест и необычных

видов пищи птенцами-слетками). Наиболее быстрое

привыкание детенышей шимпанзе к новым видам пищи

происходит в присутствии взрослых обезьян, активно

поедавших эти продукты.

Подражательные рефлексы вырабатываются как на базе

безусловного рефлекса, так и без обычного

подкрепления. В опытах на низших обезьянах

(павианы, макаки) получены данные о выработке по

подражаниюусловных рефлексов. Так, после

нескольких сочетаний звонка, нажима на рычаг и

кусочков сахара временная связь вырабатывалась у

всего стада обезьян. Все животные на условный сигнал

бежали к кормушке, хотя никто из них сахар не

получал, пищевое подкрепление забирал вожак, даже

если кто-нибудь успевал на звонок совершить

пищедобывательное движение в виде нажима на рычаг.

После удаления вожака из стада выделялся новый

вожак уже с готовым условным рефлексом, который он

приобрел путем подражания.

Подражательные условные рефлексы могут быть

достаточно сложными. Это особенно проявляется у

человекообразных обезьян. Шимпанзе-«зритель»

путем подражания особи - «демонстратору» способна

перенять сложнуюцепь инструментальных

рефлексов (из 10-компонентной цепи действий). При

этом «зритель» перенимает не только положительное

и отрицательное (эмоциональное) значение стимулов,

но и может перенять перестройку, изменения

сигнального значения этих же условных стимулов.

Обязательным условием выработки

подражания у обезьян является

зрительное восприятие не только

последовательности определенных

моторных действий «демонстратора»,

но и результатов этих действий.

Шимпанзе в возрасте 2–2,5 лет достигают

пика подражания, они успешно

«копируют» действия, в том числе и

человеческие формы поведения. Были

описаны примеры «двустороннего

подражания» между ребенком и

детенышем шимпанзе.

Зеркальные нейроны нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, утверждается их наличие у людей и некоторых птиц. У людей активность мозга согласующаяся с поведением зеркальных нейронов была обнаружена в лобных долях головного мозга в частях, отвечающих за реализацию двигательных функций и в теменной доле большого мозга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: