Жизненное предназначение памяти




Общая характеристика мнемических психических образований

Мнемические психические образования получили свое название в честь Мнемозины – древнегреческой богини памяти.

Мнемозина – дочь Урана и Геи, древнегреческая богиня воспоминаний. Вода из источника, названная ее именем, позволяла человеку накрепко запомнить предсказания оракула, в то время как вода из находящегося рядом источника Леты – забыть их.

Психическое развитие возможно только потому, что человек сохраняет опыт и приобретенные знания, не теряет сформировавшиеся умения и навыки. Эти возможности обеспечиваются памятью.

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в поведении, деятельности или возвращение в сферу сознания. Она связывает прошлое с настоящим и будущим. Ее деятельность обеспечивается различными процессами памяти, среди которых запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Жизненное предназначение памяти

В качестве основной функции памяти традиционно рассматривают сохранение накопленного опыта. Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания.

Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память лежит и в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Помимо перечисленных функций память решает задачу информационного обеспечения когнитивных процессов. Память часто называют сквозным психическим процессом, поскольку она объединяет психические процессы в единое целое, связывает ступени чувственного и логического познания, обеспечивая их информационным ресурсом.

На ступени чувственного познания содержание памяти играет решающую роль в опознании объектов, образ которых закреплен в картине мира. Мышление, имея дело с объектами и явлениями, не данными в непосредственном чувственном опыте, опирается в своей работе преимущественно на материал памяти, трансформируя его в соответствии с актуальной проблемой и ситуацией. Образы воображения также выстраиваются путем переработки образов, хранящихся в памяти человека, на что указывает, в частности, общее название образов памяти и воображения – представления.

Память в системе познавательной деятельности (Гамезо, Домашенко, 1986)

Восприятие Мышление

               
       
 


Ощущение ПАМЯТЬ Воображение

           
   
   


Чувственная ступень познания Логическая ступень познания

       
   


Практическая деятельность человека

Однако «сквозной» характер памяти не ограничивается ее ролью в объединении познавательных процессах. Мотивационная и эмоционально- волевая сферы человека также не могут функционировать без информации, накопленной в прошлом опыте, что дает основания считать одной из функций памяти информационное обеспечение процессов саморегуляции.

В психологии в качестве одного из аспектов регуляторной деятельности памяти рассматривается ее участие в процессах предвосхищения (антиципация).

Другой аспект регуляторной деятельности памяти – ее важная роль в осуществлении текущих действий. Здесь особое значение имеет оперативная память – вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения конкретного действия и необходимой только для достижения цели данного действия.

В качестве отдельной функции памяти можно рассматривать тот факт, что она является основанием духовной деятельности человека. Память обеспечивает передачу из поколение в поколение ценностей материальной и духовной культуры, позволяет человеку ориентироваться во временном измерении жизни. Благодаря памяти прошлое воспроизводится в настоящем именно как прошлое, что существенно отличает ее от других форм хранения информации (кибернетическая система).

Память играет огромную роль в становлении личности человека, обеспечивая самосознание себя как уникального, неповторимого субъекта, участвуя в конструировании Я-концепции. Особая роль в этих процессах принадлежит автобиографической памяти – субъективному отражению пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящему в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний.

Итак, память можно рассматривать как сквозной процесс, обеспечивающий не только информационную поддержку для осуществления отдельных психических процессов, но и психологическое благополучие человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: