Фундаментальные проблемы экономики




МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Экономическая теория как наука, ее предмет, метод и функции

Экономическая теория как самостоятельная наука появилась относительно недавно - в 16 веке. Однако экономические проблемы появились с тех пор, как человек научился производитьматериальные блага. Переход человеческого сообщества от потребляющего хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству (земледелию, ремеслу) произошел около 10 - 12 тысяч лет назад.

До 16 века экономические вопросы рассматривались в философских трактах, юридических документах, богословских сочинениях. Название экономической науки происходит от названия трактата древнегреческого философа Ксенофонта «Ойкономикос» (4 век до н. э). На древнегреческого языке слово «ойко» означает «закон», «номикос» означает «дом». Таким образом, «экономика» дословно означает – «закон дома» или «домострой».

По мере развития орудий труда, производительных сил развивались и усложнялись экономические отношения. Менялись предмет и совершенствовались методы экономической науки.

В период доиндустриальной цивилизации (до 15 века) предметом изучения экономической науки являются проблемы ведения домашнего хозяйства. В этот период, экономика – это наука об эффективном управлении частным рабовладельческим и позже феодальным хозяйством, это наука о сельском хозяйстве и торговле.

Формирование индустриальной цивилизации, основанной на крупном промышленном производстве(15 – 19 вв.) привело к изменению предмета экономической теории. Экономика или политическая экономия-это наука о богатстве народов, о производственных отношениях в их взаимосвязи с производительными силами.

Современная экономическая наука – это наука о рациональном использовании ограниченных (редких) ресурсах с целью удовлетворения потребностей людей. Это наука о рациональном выборе.В основе этого определения лежат три базовых понятия:

- редкость ресурсов;

- неограниченные потребности людей;

- проблема выбора.

Изучение экономических явлений предполагает наличие особых методов научного познания.

В табл. 1.1. представлены основные методы познания экономической науки.

 

Таблица 1.1.- Методы экономической теории

Название метода Содержание метода
Эмпирический метод Сбор и описание фактов и событий. Эмпирический метод опирается на данные наблюдений
Статистический метод Количественный анализ информации. Сбор и обработка данных о явлениях и процессах хозяйственной жизни
Причинно-следственный метод Выявление причин и следствий между отдельными явлениями. Анализ сущности явления с качественной точки зрения. Создание логической цепочки явлений и событий. Данный метод познания был основным в эпоху классической политической экономии (18-19 вв.)
Позитивный метод Изучение и выявление закономерностей и явлений в том виде, в котором они существуют. Цель метода – констатация факта.

 

Продолжение табл. 1.1.

Нормативный метод Предполагает оценочные суждения. Этот метод важен при формировании экономической политики. При изучении явлений объект исследования сравнивается с «нормой», «идеалом» и даются рекомендации «как должно быть»
Метод научной абстракции Выделение наиболее важных элементов и мысленное отвлечение от второстепенных деталей
Функциональный метод Анализ взаимодействия экономических категорий, явлений. Экономические категории по отношению друг к другу признаются равнозначными. Создание экономических моделей и разработка альтернативных способов достижения целей, оптимизация задачи. Этот метод возник в конце 19 века в период развития маржинализма (неоклассической школы)
Методы диалектического и исторического материализма Главный тезис материально подхода – сознание определяется бытием. Главное в общественном строе – материальные производительный силы От уровня развития производительных сил зависит уровень и развитость производственных отношений, в том числе и отношения собственности (Карл Маркс)

 

Экономических теории существует достаточно много. Возникает вопрос: какая же из многочисленных экономических теорий, предложенных за время существования человечества, является верной? Ответ может показаться неожиданным – никакая! Любая экономическая теория несколько упрощает предмет исследования, изучая его лишь с определенной точки зрения, используя определенную методологию. При этом происходит абстрагирование от менее значимых с точки зрения данной концепции элементов экономических явлений. В результате буквальное применение теории на практике всегда чревато тем, что неучтённые факторы могут оказать неожиданное воздействие на результат эксперимента.

В таблице 1.2. представлены основные экономические концепции в хронологическом порядке.

 

 

Таблица 1.2. – Характеристика основных направлений развития экономической теории

Экономические концепции (теоретические школы) Период развития экономической теории Основные идеи Представители экономической школы
Меркантилизм 16 – 17 вв. Главное богатство общества – деньги (золото и серебро) Источник этого богатства – сфера обращения (торговля, прежде всего внешняя, и денежное обращение) Государство должно активно вмешиваться в экономику, обеспечивая положительное торговое сальдо и защищая отечественных производителей от иностранной конкуренции, за счет установления таможенных барьеров. (политика протекционизма Томас Ман (1571-1641)

 

Продолжение табл. 1.2.

Классическая политэкономия Физиокра- тия 18 век Источник богатства общества – сфера производства, а именно сельское хозяйство. Чистый продукт создается именно в сельском хозяйстве. Промышленность – это «бесплодная сфера», которая лишь перерабатывает продукту природы и земледелия, но не создает новой стоимости. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Рыночная школа 18 – 19 век Главное богатство общества – масса созданных, произведенных товаров Источник этого богатства – сфера производства Стоимость товара определяется издержками производителя. Наиболее благоприятные условия для развития производства – свободная и конкурентная рыночная экономика, без активного вмешательства государства Адам Смит (1723-1790)
Марксист- скаяполитиче-ская экономия с середины 19 века Источником прибавочной стоимости является рабочая сила. Капиталистическая экономика несостоятельна и основана на эксплуатации трудящихся. Карл Маркс (1818-1883)
Маржинализм (неоклассическая школа) конец 19 века Экономические явления изучаются с точки зрения потребителя. Стоимость товара определяется не только издержками производителя, но и предельной полезностью блага. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство с 30 – х годов 20 века Рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полного использования своих ресурсов и социально-экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу, используя инструменты денежно-кредитной и фискальной политики. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм начало 20 века На экономические процессы влияют не только экономические параметры, но и внеэкономические (поведение человека, закономерности в организации общества. Объект исследования – институты, то есть структурные элементы экономики, определяющие «правила игры» (политические партии, международные организации, профсоюзы, семья, традиции, формы поведения человека) Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм конец 20 вв. Рыночная экономика способна к саморегулированию. Основная задача государства регулирование денежной массы Милтон Фридмен (1912-2006)

 

Продолжение табл. 1.2.

Неоклассический синтез конец 20 века Это течение в экономической мысли, которая пытается "примирить" все экономические учения, которые возникли на базе неоклассической идеологии, признавая многообразие подходов к формированию политики государства. Представители этого течения являются сторонниками рыночной экономики, но не преувеличивают ее возможностей. Фактически, эта школа обобщает все достижения экономической теории, полученные посредством использования методов многих наук- истории, философии, классической и альтернативной политической экономии, психологии, математики и т.д. Пол Самуэльсон (1915 – 2009)

Следует также сказать, что в экономической науке не происходит резкой смены одной теории на другую. Старая теория сосуществует какое-то время вместе с новой, и кроме того, достаточно долго могут развиваться параллельно несколько теоретических направлений. К современным экономическим теориям относят: неклассическую школу, неокейнсианскую теорию, монетаризм, институционализм и неоклассический синтез.

Используя разнообразные научные методы, экономическая теория выявляет повторяющиеся, устойчивые связи экономических явлений, которые получили название экономических законов.

 

Фундаментальные проблемы экономики

В любой экономике независимо от уровня развития приходится решать три основные экономические проблемы:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Как уже было сказано выше, экономические проблемы - это всегда проблемы выбора. Так, проблема «Что производить?» связана с необходимостью выбирать, на производство каких именно товаров, работ и услуг направить редкие ресурсы, имеющиеся в распоряжении общества.

Проблема «Как производить?» - проблема выбора технологий, средств производства. Какую технологию использовать при производстве продукции: ту которая, обеспечит меньшие затраты на производство (а значит и более низкие цены на товары), но нанесет вред окружающей среде или ту которая, обеспечит экологическую безопасность, но затраты на производства товаров будут более высокие. Выбор остается за обществом.

Суть проблемы «Для кого производить?» в обеспечении справедливости распределения доходов в обществе. Для кого производить товары? Кто будет пользоваться результатами экономической деятельности? Много ли будет бедных и богатых?

Каждое общество самостоятельно выбирает способ решения этих проблем.

В разных обществах, исходя из выбранного способа, используют альтернативные экономические системы. Принято выделять четыре типа экономических систем:

 

1. Традиционная экономика. Это экономическая система, в которой традиции, обычаи определяют широкое использование редких ограниченных природных ресурсов. До настоящего времени сохранились общества с низким уровнем развития. В производственной деятельности применяются примитивные орудия труда. Естественной формой богатства является натуральный продукт, экономические связи слабо развиты, носят случайный характер или вовсе отсутствуют. Вопросы «что», «как» и «для кого» производить решаются исходя из внутренних потребностей.

2. Рыночная экономика. Это экономика, в которой большинство решений о производстве и потреблении принимаются отдельными лицами или частными организациями. Вопросы «что», «как» и «для кого» производить решаются через систему цен, рынков, прибылей и убытков, стимулов и вознаграждений.

Производить нужно те товары, которые приносят частным организациям максимальную прибыль, то есть те товары, которые пользуются спрос (ответ на вопрос «что производить?»)

Использовать нужно те технологии, которые приносят минимальные затраты (ответ на вопрос «как производить?»)

Потребление товаров зависит от решений отдельных личностей о том как потратить зарплату или прибыль, полученную своим трудом или благодаря владению собственности («для кого производить?»)

Рыночная экономика в чистом виде (без вмешательства со стороны государства) не существует и рассматривается как крайний случай.

3. Командная экономика. Командная экономика – это принципиально иной подход к решению экономических проблем и является противоположным по отношению к рыночной экономике. В командной экономике большинство экономических решений принимается государство, используя своё право собственности на ресурсы и свою власть, дающую ему приоритет при принятии решений.

4. Смешанная экономика. В большинстве стран мира используется смешанная экономическая система с одновременным присутствием элементов рыночного саморегулирования и государственного регулирования экономики.

Ни одно общество не может иметь все, что ему нужно. Производственные возможности общества всегда ограничены ресурсами и технологиями.

Упростим проблему выбора, рассмотрев экономику, производящую только два товара – пушки (y) и масло (x).Пушки символизируют средства производства (машины, оборудование, компьютеры, технологии). Масло является символом потребительских товаров (продукты питания, одежда, жильё, автомобили и т. п.).

Предположим, что экономика функционирует в состоянии полной занятости, то есть при минимальном (естественном) уровне безработицы и в условиях максимально эффективного использования других ресурсов.

Граница производственных возможностей общества (рис. 1) показывает альтернативное использование производственных ресурсов. Каждая точка кривой производственных возможностей показывает максимально возможное производство при данном уровне технологий и данном количестве других ресурсов.

Если общество одновременно захочет произвести и больше пушек и больше масла (точка N), то это окажется невозможным даже в условиях полной загрузки производственных мощностей. На рис. 1 точка N – вне границ производственных возможностей. Это означает, что производство в точке N невозможно.

Однако существуют и другие варианты производства масла и пушек, доступные обществу и таких вариантов много. Они возникают, если общество максимально снизит производство товара x и высвобожденные ресурсы направит на производство товара y. То есть для выпуска дополнительной единицы масла придется использовать определенное количество факторов производства, то есть придется отказаться от определенного количества пушек, и наоборот (возникают альтернативные издержки)

Существует закономерность, в соответствии с которой, если мы хотим иметь все больше и больше каких-то товаров, то нам приходится жертвовать бoльшим количеством других товаров (закон повышающих затрат)

Если возникнет ситуация неполного использования производственных возможностей, то производство будет находиться внутри пространства, ограниченного линией AE (например, в точке M).

 

Пушки

А1

А

 

 

.N

 

 


Е Е1 Масло

 

 

Рисунок 1.1. – Граница производственных возможностей общества

 

Сдвиг границы технологических возможностей общества вправо и вверх (до уровня А1Е1) возможен в результате научно-технического прогресса, то есть внедрения новых прогрессивных технологий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, увеличения численности населения. Общество на какой-то период времени может изменить пропорции распределения средств между производством масла (потребительских товаров)и производством пушек (то есть технологий). И тогда через несколько лет общество перейдет на более высокую границу производственных возможностей. В этом случае экономика сможет больше произвести и больше средств производства и больше потребительских товаров.

Таким образом, граница производственных возможностей показывает альтернативное использование производственных ресурсов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: