Позднее Возрождение (1540 — 1590 гг.)




Кризис Возрождения. Центром Позднего Возрождения была Венеция.

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния в других странах Европы сохранялись. Здесь развивался свой предренессансный стиль, а стиль Возрождения прививался к уже существующим традициям.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

 

Проторенессанс

 

Эпохи Дученто (от итал. duecento – двести, двухсотые годы) и Треченто (от итал. trecento – триста, трехсотые годы).

Архитектура не укладывается в рамки какого-либо одного стиля, наблюдается синтез традиций дрвнеримских, византийских, романских, готических. Так, применяется как стрельчатая, так и полуциркульная арки, готический крестовый свод и раннехристианское балочное перекрытие с открытыми стропилами. Общее тяготение к внушительности облика, грандиозному размаху, проявившемуся в размерах возводимых храмов, пластической мощи форм – скупо расчлененных стенах, больших и тяжелых арках, колоссальных, широко расставленных опорах. Итальянские архитекторы отказываются от вертикализма, тяги к дематериализации, свойственным готическим сооружениям.

 

Раннее Возрождение

Эпоха Кватроченто (от итал. quattrocento – четыреста, четырехсотые годы).

В период Раннего Возрождения большое значение приобрело строительство общественных сооружений. Характерно, что первым ренессансным произведением была не культовая, а гражданская постройка - флорентийского Воспитательного дома (Оспедале Инноченти).

Родоначальником архитектуры эпохи Раннего Возрождения стал Ф. Брунеллески, творческие открытия которого нашли воплощение в архитектуре Флоренции, а также в творчестве его единомышленников ипоследователей.

На развитие Возрождения очень повлиял трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре». Изучение трактата Витрувия, зарисовки и обмеры античных сооружений способствовали быстрому освоению принципов ордерной системы, классических элементов архитектуры и орнамента. Были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Ордер был не столько основой конструкции, сколько средством организации художественного пространства. Ордер способствовал созданию ритмической структуры культовых сооружений. Был образцом совершенства, разработки линейной перспективы.

Стиль Возрождения получил теоретическое обоснование и толкование в специальных трактатах по архитектуре, автором которых был Леон Батиста Альберти. Его «Десять книг о зодчестве», изданных на латыни и на итальянском языке, стали практическим руководством для многих архитекторов и оказали огромное влияние на сложение архитектурных стилей Европы.

 

В основу архитектурного пространства встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. В искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами.

 

В храмовом строительстве ведётся поиск типа «идеального храма», то есть образцового культового здания, основой которого должен быть круг (или приближающийся к нему многогранник) в виде центрического, перекрытого куполом здания. Этот поиск дал широкое распространение типу центрического здания с планом в форме равноконечного креста, что соответствовало христианской архитектурной символике и сакральному ритуалу.

Для разработки центрально-купольных сооружений имела определяющее значение постройка архитектором Ф. Брунеллески самого крупного в Италии и Европе купола — над флорентийским собором Санта Мариа дель Фиоре, равного по диаметру куполу античного римского Пантеона (42 м). Конструктивные средства, примененные Брунеллески, были использованы позже во всех крупных соборах Европы XVII—XVIII веков.

Но основным типом храмового здания остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами. В элементах — расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. Впоследствии, постепенно, и в общей концепции, и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства.

 

Разрабатывалась планировка образцового города в виде многоугольника или многолучевой звезды с радиально-кольцевой системой улиц и площадей, берущих свое начало от «идеального храма» в центре.

 

Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. Новый стиль сильнее проникает в светскую архитектуру. Дворцы имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

В архитектуре раннего Возрождения применяются арочные двойные окна, перешедшие в архитектуру Ренессанса из романо-готического зодчества.

 

В эпоху Ренессанса первоочередной задачей архитектуры является строительство дворцов для старой и новой торговой аристократии. Получили распространение городские дворцы-палаццо.

Палаццо – городской дворец-особняк – трёхэтажное (реже двух- или четырёхэтажное) здание с величественным фасадом, выходившим на улицу, и уютным двором. Композиционным центром здания был внутренний двор, обнесённый арочными галереями.

Существует значительное различие в облике уличных и дворовых фасадов. По сравнению с суровыми и замкнутыми наружными каменными фасадами, дворовые приветливы, воздушны и наполнены тонко найденными деталями. Аркады первого этажа придают пространству легкость.

Первый этаж отводился под служебные помещения, на втором располагались парадные комнаты и залы, на третьем — жилые комнаты.

Появляется этаж - горизонтальный пространственный слой, масштабно соотнесенный с ростом человека, выраженный в архитектурных формах на фасаде.

Палаццо бывают рустиковые и ордерные.

В первых основной художественный мотив - обработка рустом плоскости стены. Ослабевание руста шло по направлению снизу вверх. Верхний этаж штукатурился или имел более мелкую рустовку, чем нижние этажи. Стена трактовалась как плоскость, на которой можно изображать композицию.

Существовавшее в начале преобладание горизонтальных членений позже уравновешивается вертикальными вставками на фасаде в виде пилястр. В дальнейшем происходит все большее пластическое обогащение фасадов.

В ордерных палаццо ордер (пилястры, полуколонны, сандрики над окнами) применяется не в масштабе всего здания, а в масштабе этажа.

Карниз палаццо чрезвычайно массивен, сильно выдвинут вперёд и соотносится со всем зданием. Крыша со стороны улицы не была видна. Кровли имели небольшой уклон, обычно в сторону двора, крылись черепицей.

Помещения в нижних этажах и в больших залах перекрывались чаще сомкнутыми монастырскими сводами. Своды использовались и в некоторых парадных помещениях вышележащих этажей. Во вторых и третьих этажах, как правило, делались деревянные подшивные потолки, выявлявшие форму балок или обрабатывавшиеся мотивом кессонов. В парадных помещениях общественных зданий потолки иногда имели обработку из гипса с включением орнамента.

Стены чаще всего имели внизу высокую — обычно дубовую филенчатую панель, выше по оштукатуренной поверхности производилась окраска, в парадных помещениях — фресковые росписи, в отдельных случаях сюжетно-тематические или орнаментальные с использованием растительных мотивов. Распространены были и тканые ковры-шпалеры, которые навешивали на стены. Они содержали сюжетные композиции с орнаментальным обрамлением, включавшим эмблематические и геральдические мотивы.

В обработку верхней части стен нередко вводился мотив аркады на колонках или антаблемент с лепным фризом.

Обращалось особое внимание на обрамление дверей, которые оформлялись в парадных комнатах наличниками и завершались лучковыми или треугольными сандриками.

В стенах делались архитектурно обработанные ниши для рельефных или объемных скульптурных изображений богоматери и святых. Эти ниши часто имели закрывающиеся створки.

 

Представители:

Филиппо Брунеллески

- Воспитательный дом на площади Анунциатаво Флоренции (1421)– здание имеет горизонтальную композицию, с легкой аркадой на колоннах, которая с тех пор становится наиболее популярным архитектурным приемом. Имеет простой, скромный, плоскостной фасад. Этажи разделены плоской тягой. Архитектурные детали немногочисленны (капители колонн, фронтончики над окнами, а также скульптурные вставки-медальоны в пазухах арок).

- купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) - грандиозный восьмигранный купол (диаметр уоснования около 42 м, высота свыше 35 м, 91 м от пола собора, световой фонарь высотой 16 м), опирающийсяна высокий барабан. Вес купола без тяжелого мраморного фонаря около 9 тыс. тонн. В основе купольной конструкции — система двух параллельно идущих оболочек, скрепленных между собой и обеспечивающих жесткость и устойчивость. Купол имеет легкую стрельчатость, что стилистически связывает его с самим собором, который был построен в готическое время, кроме того, значительный подъем купола позволил уменьшить распор, возникающий в конструкции. Гигантский купол был построен без применения кружал. Купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным бело-мраморным световым фонарем, стал символом Флоренции.

- базилика Сан-Лоренцо во Флоренции (1420-1428) - из продольной схемы плана вырастает понятая объемно-пространственная композиция. Пространство четко выражено, имеет уравновешенную пропорцию ширины к высоте. Из-за стремления достичь большей центричности боковые нефы сужены, и к ним добавлены небольшие капеллы. Система опор, обеспечивающая устойчивость сооружения перенесена внутрь здания и размещена между капеллами. Вместо готического пучка опор снова начинают применяться столбы, многоугольные и круглые в плане.

- капелла Пацци (1429) – прямоугольное в плане с лоджией на фасаде и квадратным в плане алтарем сооружение. Над центральным квадратом располагается зонтичный купол, а боковые части перекрыты цилиндрическим сводом. Лоджия главного фасада ограничена портиком на шести коринфских колоннах. Свод галереи покрыт большим количеством тонкой по лепке орнаментации. Интерьер капеллы включает в качестве главной темы убранства ордер в виде пилястр. Пилястры, карниз, тяги, обрамляющие своды, облицованы серым мрамором и выделяются на белом мраморе облицовки. Этот способ полихромной отделки, типичный для Флоренции раннего времени, преемственно связан с готикой. Создается впечатление каркаса, но «каркас» иллюзорен, это всего лишь облицовка. В простенках 13 медальонов из цветной рельефной майолики.

- палаццо Питти

Микелоццо ди Бартоломео

- палаццо Медичи-Риккарди (1444-1452) – присутствуют все главные признаки стиля Возрождения - симметрия композиции, деление здания посредством горизонтальных тяг на этажи, четкий метрический порядок в размещении проемов и архитектурных. На суровых и сдержанных, «оскованных» постепенно убывающим от этажа к этажу рельефом больших рустованных камней, ордера применены лишь в виде небольших колонок, разделяющих парные окна. Но все профили строятся на использовании античных обломов. Галерея первого этажа, выходящая во двор, ограничена аркадой.

Леон Баттиста Альберти

- палаццо Ручеллаи (1460) – представляет собой прекрасный образец нового типа парадной жилой постройки. Особенно интересно решены фасады здания, где впервые применены пилястры в поэтажном членении стен, облегчающиеся снизу вверх, как это было в Колизее, междуэтажные антаблементы, широкий общий карниз, пропорционально соответствующий размеру всего здания, обработка стен рустом (рваный руст исчезает, он сменяется гладким), обрамления сдвоенных окон каменной кладкой – все эти приемы станут широко использоваться итальянскими зодчими в дальнейшем, при строительстве дворцов и других светских построек. Таким образом, возникает нечто вроде идеального типового архитектурного проекта и набора элементов, необходимых для его практического воплощения.

- церковь Сант-Андреа в Мантуе (1472) - архитектор предлагает новое решениезападных фасадов традиционных базиликальных построек,оно навеяно мотивами римских триумфальных арок

- церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции (1470)–архитектор предлагает новое решениезападных фасадов традиционных базиликальных построек: наряду с пилястрами, им были впервые использованы волюты для более органичного объединения на фасаде высокого центрального нефа и более низких боковых.

Пьетро Ломбарди

- Скуола Гранде ди Сан-Марко (1490) – фасад эздания расчленен на этажи, в каждом из которых использован ордер (в виде колонн в первом этаже и пилястр — во втором). Во втором ярусе — большие окна, в первом же применен мотив скульптурных панно с перспективными построениями. Они зрительно, иллюзорно расширяют масштабы небольшой площади. Фасад увенчивается типичными венецианскими полукружными фронтонами. Открытый характер фасада, большие проемы, используемая в облицовке полихромия и значительное количество тонко прорисованного орнамента.

- палаццо Вендрамин-Калерджи на Большом канале (1509) – трехэтажное здание с фасадом, оформленным трехчетвертными, рельефно выступающими колоннами, большими парными окнами. Парадный, насыщенный пластикой декора фасад.

Высокое Возрождение

 

В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго; реликты средневековья исчезают, искусство полностью базируется на классических принципах.

Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей; дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах.

В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности; осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба.

В пределах периода Высокого Возрождения продолжал эволюционировать, хотя и медленно, тип дворца-палаццо, в плане своем он не претерпевал разительных изменений, но убранство фасада менялось.

Развитие искусства интерьера шло в сторону большей сдержанности и «классицистичности» всех элементов, их формирующих. Постепенно уменьшается значение орнамента, он ограничивается обработкой деталей потолков, фризами в соответствующих частях ордерных построений.

Большее значение приобретает плафонная и настенная живопись. Определяющим принципом росписей явилось строгое подчинение их архитектурной организации интерьера, четкая структурность отдельных элементов. Все звенья потолка расчленены на небольшие поля, каждое из которых решается или как сюжетная картинка, или же разрабатывается орнаментально. Подобно этому оформляются и стены, декорируемые пилястрами.

Полы настилатются из каменных плиток и фаянсовых изразцов, применялись и мраморные мозаики.

 

Представители:

Донато Браманте

- Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1502) - архитектурный образец Высокого Ренессанса. Храм расположен в Риме, во дворе францисканского монастыря Сан Пьетро ин Монторио на том месте, где, согласно преданиям, был распят Святой Петр.

«Темпьетто» представляет собой периптеральную ротонду под куполом (круглое в плане сооружение с колоннадой по периметру стен). Кольцо низких, широко разбегающихся ступеней соединяет подий храма с мощеным двором и разрывается сзади лесенкой в крипту. По периметру часовня окружена портиком из шестнадцати цельных гранитных колонн тосканского ордера, несущих трехчастный антаблемент. Стены основного цилиндрического объема в нижней части, соответствующей высоте колонн, расчленены шестнадцатью пилястрами, которые чередуются с нишами, окнами и дверями. В верхней части стены часовни, поднимаясь над портиком и балюстрадой, образуют высокий барабан, поддерживающий полусферический купол.

- план Собора Святого Петра в Риме и начало возводения здания (нач. 1506) – храм своим великолепием должен был затмить все памятники античности. Проект Браманте был грандиозен: он поражал и масштабами, и величием форм. Главным выразительным элементом стал купол. План сооружения представлял собой вписанный в квадрат греческий крест с огромным полусферическим куполом над средокрестием, четырьмя малыми куполами и высокими башнями по углам. Браманте предполагал все четыре фасада сделать одинаковыми.

- палаццо делла Канчеллериа

Антонио да Сангалло-мл.

- палаццо Фарнезе в Риме (1514-1534) – представляет собой трехэтажное здание, расчлененное в декорировке фасада на три яруса-этажа, имеет гладкую поверхность стены, облицованную мелким кирпичом-плинфой. Рустовка применена лишь в углах и в обрамлении центральной надвратной арки. Отсутствуют пилястры и основу композиции составляет горизонтальный карниз, связывающий отдельные окна, решенные как самостоятельные архитектурные элементы. Не считая венчающего карниза, основным средством архитектурно-декоративного убранства является мотив эдикулы, примененный в обрамлении окон: две колонки поддерживают небольшой фронтончик. Сандрики применяются нескольких типов — плоские, треугольные и лучковые, чередующиеся друг с другом. Этот прием в дальнейшем закрепится в итальянской дворцовой архитектуре.

Бальдассаре Перуцци

- вилла Фарнезина

- палаццо Массимо алле Колонне в Риме

Рафаэль Санти

- палаццо Пандольфини во Флоренции

 

Позднее Возрождение

 

Период позднего итальянского Ренессанса заложил основы для совершенно нового направления в искусстве. Архитектура этого времени сочетала две различные тенденции, которые, переплетаясь, дополняли друг друга. Первая связана с дальнейшим ростом классицистических, академических настроений (Виньола, Палладио), вторая — с усилением признаков декоративизма, протобарочных настроений (Микеланджело).

 

Маньеризм (ит. Manierismo – «вычурность, манерничанье»; от фр. Maniere - приём, способ действий) – направление в искусстве Возрождения, для которого характерным становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности, использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска.

В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко.

Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело, в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Ему приписывают создание «гигантского ордера» — пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Микеланджело решал возникавшие перед ним задачи архитектурного порядка как мастер пластики, как скульптор, и соответственно рождавшемуся у него живому пластическому чувству выбирал те или иные мотивы, преобразовывал формы, иногда нарушал даже конструктивную логику в угоду чисто художественной, эмоциональной выразительности.

Зодчество отходит от обособленности архитектурного объема. Производятся попытки активного включения отдельного здания или комплекса сооружений в общий городской ансамбль.

 

Период позднего Ренессанса завершается творчеством Андреа Палладио. Работы Палладио характеризуют совершенство в построении ордера, прекрасная отработка деталей и особая пластичность, мягкость всех элементов архитектуры. Палаццо Палладио дают каждый раз особые варианты применения ордерных порядков. Ни у одного из архитекторов Возрождения ордера не получали столь широкого и разнообразного применения, не говоря уже о совершенстве воспроизведения в пропорциях и пластике.

Получают распространение виллы.

Виллы были двух типов:

1) Сельская с хозяйственными постройками для длительного проживания.

2) Малая пригородная для отдыха и приёмов.

Сложились каноны строительства малых пригородных вилл — осевая композиция с главным зданием в центре. Планировка состоит из главного корпуса с портиком и венчающим его фронтоном, галерей и флигелей (такую планировку ввёл А.Палладио). Этот тип композиции был воспринят и широко использован архитектурой классицизма.

Применяются террасные парки, спускающиеся уступами. Планировку садов приспосабливали к рельефу местности, на террасах, разбивали регулярные партеры, оформляли боскетами. Обязательными устройствами были водопады, бассейны, каскады, фонтаны, гроты. Сады были насыщены скульптурой и малыми архитектурными формами. Деревьям и кустарникам придавали разнообразные формы (топиар – кустарниковая скульптура).

 

Представители:

Якопо Татти Сансовино

- библиотека святого Марка в Венеции (1536) – двухэтажное, протяженной конфигурации сооружение оформлено ордерными аркадами. Большие арки, скульптура, заполняющая их пазухи, рельефы на фризах и, наконец, статуи на парапете. Открытый ажурный характер архитектуры здания библиотеки Сан-Марко соответствует ритмическому решению двух первых этажей находящегося напротив дворца Дожей.

Джакомо да Виньола

- церковь Иль-Джезу в Риме - перепад бокового и центрального нефа объединяется валютой; пластически разрабатывается (украшается ордером, поясками, сандриками) западная стена церкви – входная, которая выходит на улицу, остальные фасады не прорабатываются. Такая композиция церкви в дальнейшем станет традиционнной для стиля барокко.

- вилла Юлия III (1550-1555) - выделяется своеобразием и целостностью композиции. Сооружение, представляющее в плане удлиненный замкнутый прямоугольник, состоит из трех элементов, нанизанных на единую ось,— двух дворов и небольшого сада. Дворы имеют полукруглую форму. Первый — большой, в глубине его — проход во второй двор. С площадки можно спуститься по одному из двух симметрично расположенных маршей плоской «итальянской» лестницы на более низкий уровень, здесь, в центре за балюстрадой,— грот. Красиво организована стена, замыкающая второй двор, она содержит три проема с полуциркульной аркой в центре и с прямыми перемычками по сторонам.

- вилла Фарнезе в Витербо

Джорджо Вазари

- дворец Уффици во Флоренции

Галеаццо Алесси

- церковь Мадонны да Кариньяно

- дворец Саули в Генуе

Микеланджело Буонаротти (основоположник стиля барокко)

- усыпальница Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-1534) – Микеланджело производит облицовку помещения с введением полихромии — белого и серого мрамора. В этом интерьере он помещает саркофаги герцогов и декорирует стену, служащую им фоном. В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, размещены пристенные масштабные гробницы Медичи. В традиционных нишах размещены скульптуры герцогов в доспехах римских военачальников. Верхняя часть надгробий обработана в виде двух симметрично расположенных волют, на которых возлежат фигуры, символизирующие Утро, День, Вечер и Ночь, впервые в надгробиях были помещены фигуры в натуральную величину.

- завершение строительства собора Святого Петра (1546-1564) – Микеланджело оценил по достоинству первоначальную идею Браманте, но уменьшил общую площадь застройки, значительно упростил структуру плана, отказался от угловых башен и от второстепенных купольных пространств, усилил стены и подкупольные пилоны. Зодчий установил единую высоту всех частей храма, фасад оформил огромными коринфскими пилястрами, выше антаблемента создал аттик. Предложил двухслойный купол с конструктивным решением обеспечения его жесткости, которое заключалось в том, что в обод над барабаном были заложены массивные цепи. Мелкие объемы и членения, обильные декоративные мотивы отпали. Собор выиграл в единстве впечатления, сделался еще более монументальным и величавым.

- проект застройки Капитолийского холма в Риме (1538 г.) - Микеланджело применил трапециевидную форму площади и эллипсообразное мощение, в результате происходит визуальное искажение габаритов площади и расположенных на ней зданий. Узкая сторона площади оставлена незастроенной, а на противоположной, более широкой стороне находится главное здание ансамбля – увенчанный башней трехэтажный Дворец Сенаторов. На боковых сторонах площади симметрично расположены одинаковые по архитектуре двухэтажные здания – Дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Лоджии в их нижних этажах позволяют расширить пространство площади, на фасадах осуществлен переход от поэтажного членения зданий к большому ордеру.

- библиотека Лауренциана (1524-1559) – состоит из вестибюля с лестницей и зала для хранения и чтения рукописей. Вестибюль имеет квадратные в плане очертания и значительную высоту. Желая создать нечто новое, оригинальное и в то же время уничтожить впечатление имевшегося здесь узкого колодцеобразного помещения, мастер расчленил стены на два яруса, в каждом из них применил ордер в виде парных полуколонн, вдвинутых в глубокие вертикальные ниши. Лестница с изгибающимися маршами и волютообразными формами ступеней и ограждений занимает центральное положение.

Андреа Палладио (основоположник стиля классицизм)

- театр Олимпико в Виченце – новый тип закрытого театральногоздания. Палладио построил на сцене настоящую архитектурную декорацию, в которой принцип«римской» сцены (фон в виде колонн и ниш со статуями) сочетался с первойпопыткой создания перспективной декорации.

- вилла Ротонда – этот памятник Позднего Возрожденияслужил прообразом храмов и мавзолеев эпохи классицизма. Вилла «Ротонда»высится на живописном холме, откуда открывается чудный вид на окрестные горы и тихое течение рекиБакильоне. Вилла не имеет боковых галерей и в этом отношении является исключением среди других аналогичных сооружений. Квадратный массив здания с его гладкими гранями уравновешиваетвыступающие со всех четырёх сторон объемы идентичных портиков с колоннами. Всю композицию венчает зонтичный купол.

 

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ

 

Архитектура Возрождения во Франции запаздывает по сравнению с Италией на целое столетие — признаки этого стиля отмечаются здесь лишь в начале XVI века, что объясняется устойчивостью в стране феодализма, а также исключительно широким развитием в строительстве готической системы.

В течение XVI в. ренессанс быстро распространяется во Франции, где становится, однако, придворным стилем.

Развитие архитектуры Возрождения во Франции может быть расчленено на два этапа: Раннее и Зрелое Возрождение.

 

Раннее Возрождение

 

Наиболее крупные, значительные памятники раннего французского Возрождения — замки короля и высшей знати. Во многих сооружениях раннего времени черты национальные явно преобладают над общеренессансными признаками.

 

Многочисленную группу сооружений составляли городские и загородные дворцы аристократии и крупной буржуазии – отели и шато (замки).

Строительство замков велось в трех направлениях:

1) готические замки переделывались в новом духе с изменением обработки фасадов. В связи с утратой военного значения феодальные замки начали приобретать более светский характер. Пробивка окон, украшение стен и другие переделки и добавления изменяют суровый крепостной облик этих сооружений.

2) к готическим замковым сооружениям присоединялись новые корпуса, возведенные в новом стиле и обычно асимметрично расположенные.

3) строились новые здания.

Сложилось два типа плана шато и отеля.

1) с замкнутым прямоугольным двором, застроенным с трех сторон жилыми корпусами, а с четвертой стороны — каменной оградой с внушительными порталами. Корпус с главными помещениями расположен в глубине двора и нередко сделан выше боковых флигелей.

2) замкнутый прямоугольный двор окружен четырьмя корпусами, с более высокими прямоугольными павильонами по углам.

Во французских замках периода раннего Возрождения стены прорезаны окнами, высокими и сравнительно узкими, что отвечало традициям национальной архитектуры. Окна охватывали по высоте почти всю стену, они начинались невысоко над полом и простирались почти до потолка. В результате на фасадах возникали своеобразные «световые столбы». Оконные проемы имели каменные крестообразные переплеты, связанные с готическими традициями.

Типично ренессансным признаком является членение здания на этажи тягами, приближающимися по своей структуре к антаблементу. В пределах каждого этажа обычны пилястры, обрамляющие оконные проемы.

С остаточным влиянием готической архитектуры связаны крутые крыши, в частности, конические, увенчанные башнями, высокие дымовые трубы. Для французского ренессанса характерно использование живописных мотивов чердачных окон и винтовых лестниц, решенных в виде отдельно стоящих башен.

Замок-дворец в Амбуазе

1492—1498 гг. План ансамбля подчинен форме небольшого обрывистого плато, часть которого была выделена под цветник, разбитый по итальянскому образцу. Имеет кольцо наружных укреплений. Архитектура замка стала более открытой, что сказалось в его рассредоточенной планировке и расстановке ряда основных сооружений, обращенных к окрестностям, по краю плато. Большие башни служили для въезда на территорию дворца. Лестницы в башнях заменены пандусами, поднимающимися вокруг шестиметрового (в диаметре) пустотелого цилиндра, использованного под житницу.

В интерьерах замка широко применены готические своды с нервюрами. Для наружной архитектуры типичны такие готические черты как выделение лестничных клеток в отдельные башни; значительная высота парадных этажей; большие окна с каменными переплетами; высокие крыши; люкарны; ряд декоративных деталей, например, завершение стены зубчиками, узорный барьер по низу крыши и т. д.

Замок Гайон в Нормандии

1501—1510 гг. Замок построен по существу как открытый загородный дворец. Данью традиции является угловая башня и двое монументальных ворот, обработанных с расчетом на внушительную парадность. В плане парадного двора ясно выражено желание придать двору правильную прямоугольную форму. В готических формах выдержаны два главных корпуса дворца по северо-восточной и по юго-западной сторонам парадного двора. В галерее первого этажа по северо-западной стороне парадного двора, а также в архитектуре крыла, выстроенного позднее по его юго-восточной стороне, в главных воротах нашли определенное место некоторые формы и декоративные мотивы итальянского Возрождения. Ведущую роль в новом декоре играют свободно трактованные ордерные формы, а также медальоны и некоторые другие виды архитектурно-скульптурного орнамента. Форма арок и оконных наличников полуциркульная и коробовая.

Замок Блуа

Примером присоединения к старому готическому замку нового флигеля может служить корпус Франциска I королевского замка Блуа (бассейн Луары). Трехэтажный фасад расчлененен карнизами на этажи, покрыт типичным ренессансным орнаментом, содержит пилястры и большие окна с крестообразным переплетом, а также чрезвычайно высокие крыши с люкарнами и дымовыми стояками. Главной отличительной особенностью сооружения является огромная башня, выступающая из плоскости стены на половину своего объема и заключающая спиральную лестницу. Объем лестничной башни включает пилоны и опирающиеся на них марши. Каркасность конструкции лестницы целиком связана с традициями готики, декорировка же в основном ренессансная.

Замок Шамбор

Среди новых замков, полностью построенных в пределах раннего Возрождения, на первое место необходимо поставить королевский замок Шамбор, расположенный в долине Луары, недалеко от Блуа (архитекторы Д. Нортона, Ж. и Д. Сурдо, П. Неве; 1526-1559). Основное в его композиции - симметрия общего расположения и выделение в качестве центрального элемента квадратного корпуса, напоминающего донжон. И «донжон», и корпуса, расположенные по периметру участка, дополнены круглыми башнями. Башни, чрезвычайно высокие крыши, а также глубокий ров, заполненный водой, создают впечатление готического сооружения. Но его внешние фасады открыты наружу большим количеством окон и расчленены на ясные горизонтальные ленты этажей; в декоре фасада появляется многоярусная ордерная композиция со свойственным ей ясным принципом горизонтального членения.

Стены прорезаны окнами, внутри башен располагались жилые помещения. Крыши имеют многочисленные надстройки. Люкарны здесь двухэтажные; трубы, люкарны и центральная лестничная башня оформлены большим количеством ордерных архитектурных деталей. Надстройки играли роли павильонов и соединялись между собой плоскими крышами.

 

Средне- и мелкобуржуазное городское жилище долгое время сохраняло традиционное устройство позднеготического дома. Общественная архитектура также известное время не могла окончательно освободиться от вековых готических традиций.

 

Церковное строительство в первой половине XVI века велось в небольших масштабах. В церковном зодчестве проявлялся чрезвычайный консерватизм плановых и композиционных решений. Наиболее значительное и характерное сооружение этого периода — церковь Сен-Эсташ в Париже (архитектор П. Лемерсье, 1520-е гг.). Начертание плана напоминает готические церкви, конструкция — целиком каркасная, готическая. При первом взгляде создается впечатление готического сооружения, однако при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что своды, оконные проемы имеют уже не стрельчатые, а полуциркульные очертания, вся декорировка снаружи и внутри выполнена в формах Возрождения — применены пилястры, полуколонны с капителями и другие.

 

Зрелое Возрождение

 

В первой половине XVI в., в период расцвета Ренессанса, французская архитектура развивалась в иных условиях, чем Раннего. Резиденцией королевского двора и художественным центром Франции, вместо замко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: